21 апреля 2024, воскресенье
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.

Продолжаем рассказ об идумейском авантюристе, сумевшем стать иудейским царем (его бюст показан над заголовком). История не раз доказывала, что захватить власть куда легче, чем удержать ее. Эта закономерность коснулась и антигероя моего повествования.

На протяжении тысячи лет страна обетованная претерпела многовековое засилье иностранных завоевателей: ассирийцев, вавилонян, персов, греков из династии Селевкидов, и, наконец, попала под протекторат Рима. Все это время жители ожидали Мессию из рода Давида, который сможет доказать свое происхождение от великого царя. Воодушевленные этой идеей представители династии жреца Хасмонея подняли победное восстание против греков в 167 г. до н. э. Они утверждали, что являются прямыми потомками царя Давида через Хасмонея, основателя династии, и его сына Маттафию, отца четырех знаменитых братьев по прозвищу Маккавеи (на иврите Маккаби – «молот»), освободивших Иудею от эллинистической власти в ходе так называемых Маккавейских войн.

2_1_Маттафия_Священник Маттафия убивает осквернителя храма_Поль Гюстав Доре 

Священник Маттафия убивает осквернителя храма. Художник Поль Гюстав Доре.

3_Братья Маккавеи_Маккавеи Войцех Статтлер 1842 год Краков Национальный музей

Братья Маккавеи. Художник Войцех Статтлер. 1842 год. Краков. Национальный музей. 

С раннего возраста Ирод, отнюдь не исповедовавший патриотизм, придерживался своей позиции в отношении дружбы с правителями римской империи, считал выгодным подчинение им, что вызывало возмущение со стороны еврейской нации и расценивалось как предательство. Он стал царём исключительно благодаря этой дружбе. Во время правления, впрочем, он прислушивался и к запросам оккупантов, и к требованиям еврейского народа, придерживающихся политической и религиозной независимости, пытаясь наладить мир между ними.

5_Карта война с парфянами_1 

Карта Иудеи времен Ирода

Хрупкое это равновесие из-за происхождения Хордоса (напомню, так звучит это имя на иврите и арамейском) сохранялось с большим трудом. Отец его эдомит (иначе: идумеянин), мать – этническая арабка, а сам он объявил себя евреем. Социальный статус, который в Иерусалиме доставался от влиятельных предков, имеющих право по традиции Хасмонеев на пост царя-первосвященника, был недоступен для него. Почти все подданные считали Ирода чужаком - «полуевреем». Отца его примерно в 43 году до н. эры отравил шпион, посланный Хасмонеями. По прошествии трёх лет, во время вторжения парфян в Иудею, конкуренты Хасмонеев переметнулись к их противникам, свергнув и изувечив царя Гиркана II и присоединившись к Ироду.

4_Карта Иудеи времен Ирода Атлас_1 

Карта: Война с парфянами

Тем не менее многие иудеи встали на сторону старой династии. Кризис заставил Ирода просить римлян о помощи. Ночью он бежал из Иерусалима, прихватив с собой семью. После победы над парфянами и их союзниками - иудеями в сражении, которое проходило в месте, где позднее был построен Иродион, он направился в Рим. Сенат назначил его царём Иудейского государства, хорошо зная о его неизменной верности оккупантам.

6_Крепость Иродион в наше время 

Крепость Иродион в наше время

7_Реконструкция Иродиона 

Реконструкция Иродиона

8_Римский сенат_Цицерон обличает Катилину. Картина Чезаре Маккари

Римский сенат 

На холме, расположенном в Капитолии возле храма в честь Юпитера, который очень почитался римлянами, Хордос провел обряд приношения жертвы языческим богам, которым поклонялся этот народ.

9_Руины Капитолия в Риме 

Руины Капитолия в Риме

10_Храм Юпитера в Риме реконструкция

Храм Юпитера в Риме - реконструкция

11_Остатки храма Юпитера

Остатки храма Юпитера 

Это было грубейшим нарушением Торы, заповеди которой был обязан соблюдать каждый еврей. Но благодаря своему отступничеству Ирод завладел царством, на завоевание которого было потрачено ещё около трёх лет тяжких сражений. Только около 37 года до н.э. он добился власти в стране и овладел Иерусалимом. Чтобы повысить свой религиозный и социальный авторитет, узурпатор взял в жёны Мариамну из рода Хасмонеев, разведясь перед этим с Дорис, которая была его первой супругой. Только вот добиться этим симпатии народа не удалось. Иудеи возненавидели его еще когда он был молодым наместником Галилеи.

13_Ирод и Мариамна 

Ирод и Мариамна 

Приблизительно в 47–46 годах до н.э. между Иродом и синедрионом возникает конфликт, который был спровоцирован казнью без суда заговорщиков, поднявших восстание против его отца. Молодому наместнику поставили это в вину и вызвали в суд. Прежде чем предстать перед синедрионом, Ирод заранее принял меры предосторожности и едва почувствовал, что дело идет к его осуждению, бежал в римскую Сирию. Секст Цезарь, бывший наместником в этой провинции, отдал ему в управление Келесирию. Собрав там войска, Хордос двинулся на Иерусалим и нагнал на царя Гиркана II такого страха, что тот снял с него все обвинения и вновь отдал ему под управление Галилею. 

14_Синедрион

Синедрион 

О дальнейших событиях расскажу позднее. Пока же послушаем не древнееврейский псалом, а текст из древнегреческой трагедии, очень популярной в те времена по всей Римской империи (напомню, что койне был там вторым официальным – после латыни – языком). Ирод с охотой посещал эллинские представления и наверняка слышал то, что вы услышите сейчас.

Слова «музыка», «мелодия», «гармония», «симфония», «полифония», «ритм», «тон» и многие другие музыкальные термины пришли из древнегреческого языка. Культура древней Эллады была пронизана музыкой. Профессиональная нотная запись появилась там к III веку до н.э. Существовали две параллельные системы нотных символов: для голоса и для музыкальных инструментов. Ноты представляли собой буквы греческого алфавита и различные символы. В случае вокала они помещались над соответствующими словами в тексте. В XX веке благодаря большому числу найденных нотных записей удалось воссоздать звучание мелодий с большой точностью. 

15_Древнегреческие музыканты

Древнегреческие музыканты 

Уже в I веке до н.э. и парфяне, и эллинизированные иудеи смотрели греческие театральные постановки. Грешил эти и Ирод – недаром он строил театры.

16_Греческий театр 

Греческий театр 

Так что почти с уверенностью можно предположить, что он слышал нижеприведённую арию из трагедии Еврипида «Орест», записанную в III веке до н.э. и долго исполнявшуюся на территории Римской империи и даже Парфии.

22_Живой портрет Еврипида 

«Живой портрет» Еврипида 

Миф об Оресте в античности был не менее популярен, чем история Орфея, но нашими современниками почти забыт. Он был сыном микенского царя Агамемнона, который руководил ахейским войском, взявшим Трою. Когда владыка вернулся домой, его жена Клитемнестра со своим любовником Эгиспом зарезали Агамемнона. В те времена мать считалась куда важнее отца, если говорить о социальных, религиозных и моральных воззрениях, даже царства герои получали, женившись на царицах (вдовах) и царевнах (Менелай, Эдип и другие). Но мировоззрение менялось, и роль отца в социальной сфере становилась все сильнее. Этот конфликт Еврипид выразил в максимально обостренной форме: Орест вместе со своим закадычным другом Пиладом (эта пара стала синонимом нерушимой дружбы в древней Элладе) убили Клитемнестру, из-за чего матереубийцу стали преследовать богини мщения. Отрывок из этой гениальной трагедии в оригинале на древнегреческом посчастливилось послушать и нам.

17_Агаменнон 

Агамемнон

18_«Клитемнестра колеблется перед убийством Агамемнона». П.-Н. Герен. 1817. Лувр, Париж

«Клитемнестра колеблется перед убийством Агамемнона». П.-Н. Герен. 1817. Лувр, Париж.

19_Орест и Пилад_в музее Прадо

Орест и Пилад. музей Прадо.

20_Смерть Клитемнестры

Смерть Клитемнестры

21_Бонини мщения преслудуют Ореста

Богини мщения преследуют Ореста

«Милосердие! Милосердия!

Между сторонами

Нет великого счастья прочного:

Демон тот, что рвет паруса ладьи,

В бездне горестей тонет счастье,

Как в волнах нечистого злых…»

18+

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 1.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения