17 апреля 2024, среда
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 3.

Как же произошел постепенный переход Хордоса с кресла наместника на царский трон? Это стало возможным только потому, что в глазах римских властей он стал благонадёжным. Сначала Ирод (показан на иллюстрации над заголовком) получил назначение стратега (наместника и командующего войсками) Палестины и Юго-Западной Сирии. Но тут случилась осечка.

В 44 г. до н.э., после убийства Юлия Цезаря, в Риме началась очередная гражданская война.

2_Убийство Цезаря

Убийство Цезаря

Противники Ирода воспрянули духом, так как ожидали его неминуемого падения. Но тот приехал к полководцу, фавориту покойного Цезаря, Марку Антонию с большим количеством подарков и сумел не только оправдаться, но и стать другом могущественного римлянина. В 43 году до н.э. Антоний назначил Ирода и его старшего брата Фазаила тетрархами и поручил им заведовать всеми делами иудеев. Впрочем, формально на троне пока оставался Гиркан II.

3_Живой портрет Марк Антоний

«Живой портрет» Марка Антония 

В 41 г. до н.э., захваченный своим романом с египетской царицей Клеопатрой, Антоний бросил все дела и уехал к ней в Египет. Враги Ирода и Гиркана поспешили воспользоваться этим.

4_Антоний и Клеопатра_

Антоний и Клеопатра

5_Живой портрет Клеопатра

«Живой портрет» Клеопатры

Племянник Гиркана II Антигон, заручившись военной поддержкой парфян, в 40 г. до н.э. захватил Иерусалим, посадил в тюрьму своего дядю и взял в плен брата Ирода Фазаила, который вскоре покончил жизнь самоубийством. Самому Хордосу удалось бежать в Египет, откуда после встречи с Клеопатрой, которая оказала ему поддержку, он отплыл на корабле в Рим. Там он, заручившись поддержкой Марка Антония, был представлен римскому сенату и «избран» новым царем Иудеи.

Из Италии он в 39 году до н. э. прибыл в Птолемаиду, где при поддержке римских властей собрал войско из наёмников и еврейских беженцев для противостояния парфянской экспансии и освобождения Иерусалима. После поражения парфян римляне усилили наёмную армию Ирода двумя регулярными легионами под предводительством Гая Сосия, которым удалось в 37 году до н. э. взять Иерусалим.

6_Вход Ирода в Иерусалим Жан Фуке 

Вход Ирода в Иерусалима, художник Жан Фуке 

Вот так он стал полновластным владыкой земли обетованной. Как он правил? Как самый кровожадный тиран. Свое правление после захвата Иерусалима в 37 году до н.э. с помощью римских легионов Ирод начал, естественно, с убийств: сразу обезглавил царя Антигона - последнего монарха из Хасмонейской династии и расправился с его сторонниками (45 членов Синедриона).

Еще во время осады Иерусалима (которая длилась 5 месяцев), чтобы повысить свои шансы на престол, Ирод изгнал свою жену Дорис с 3-летним сыном Антипатром и женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, стремясь тем самым придать своей династии кровное родство с домом Давидовым. Она родила ему пятерых детей.

7_Мариамна_ 

Мариамна 

По словам Иосифа Флавия, Мариамна «красотою своею и уменьем с достоинством держать себя превосходила всех своих современниц». Ирод очень сильно любил свою жену, но она относилась к нему с неприязнью, так как Ирод, борясь с Хасмонеями, уничтожил всю её семью, и «она нисколько не стеснялась высказывать ему это прямо». При этом влияние Мариамны на Ирода было огромным. Так, в 35 году до н.э. он по ее просьбе назначает 17-летнего брата Мириамны Аристовула первосвященником иерусалимского Храма. Впоследствии Ирод пожалел об этом, пригласил своего родственника в Иерихонский дворец и во время купания в бассейне Аристовул «невзначай» утонул.

8_Дворец Ирода в Иерихоне_реконструкция

Дворец Ирода в Иерихоне. Реконструкция. 

Большое недовольство Мариамна вызывала у родственников царя. Мать и сестра Ирода убедили его, что супруга желает отравить его, и он предал её суду. После вынесения приговора Ирод вначале не стал приводить его в исполнение и заточил жену в одном из дворцов, но затем под давлением своей сестры Саломеи, пугавшей его народными волнениями, приказал убить Мариамну. Та была казнена в 29 году до н. э. Ей было всего 25 лет.

9_Убийство жены ирода средневековая гравюра

Убийство жены Ирода, средневековая гравюра 

После смерти любимой жены Ирод погрузился в депрессию. Иосиф Флавий сообщает, что он приказал забальзамировать тело Мариамны и оставить её во дворце, а сам при этом в исступлении бродил по своим покоям и звал её по имени. По всей видимости, у него начал развиваться психоз - он даже начал слышать голоса. Труп он хранил несколько лет.

Именно в этот период мать казнённой Мариамны - Александра, заручившись силовой поддержкой единомышленников, принимает решение захватить престол. Она провозглашает себя царицей, объявив, что из-за психической болезни Ирод больше не может управлять страной. Но ее действия только мобилизировали до этого ослабленного горем тирана - Александра и все заговорщики были казнены даже без судебного разбирательства.

К 31 году до н.э. власть в Римском государстве была поделена между Октавианом Августом, владыкой Запада, находившимся в Риме, и Марком Антонием, правителем Востока, с резиденцией в Александрии.

После поражения последнего в гражданской войне против Октавиана Ирод, до этого хранивший тому верность, занял сторону победителя, которым теперь стал кесарь Август. В благодарность Октавиан утвердил в 30 году до н.э. идумеянина на престоле Иудеи.

10_Живой портрет Октавиан Август

«Живой портрет» Октавиана

Сразу отметим, что Ирод Великий никогда не был самостоятельным правителем. Он являлся ставленником Рима и проводил его внутреннюю и внешнюю политику. В то же время Римская республика, а затем и империя никак не ограничивали инициативу своего сатрапа. Ему полностью доверяли, а доверие это базировалось на преданности тем могущественным людям, которые сидели в столице.

Им импонировали решительность и жестокость Ирода. Он беспощадно расправлялся с любым инакомыслием, доказывая тем самым свою лояльность. При этом он успешно отразил вторжение арабских племён, занялся восстановлением Иерусалима после крупного землетрясения и развернул строительные работы по всей Иудее.

11_Cтроительные работы Bрода в Bересалиме

Схема: Строительные работы Ирода в Иерусалиме

Как смог чужак овладеть непокорным народом, успевшим привыкнуть ко вкусу суверинитета и свободы?

С помощью четырех коней, которых впряг в свою триумфальную колесницу.

Первой лошадью стали левиты и, особенно, иерусалимские жрецы. Не будучи чистокровным евреем, Ирод жил преимущественно в эллинских городах. Но он сделал Иерусалим процветающим, так как перестроил Храм с невиданным доселе блеском. Налоги на всех иудеев, проживающих и на родине, и в диаспоре — «рассеянии», собираемые специально для того, чтобы строить святилище и возродить культ Яхве, приносили в священный город потоки денег, восстановили чувство общности народа избранного и сделали Храм предметом национальной гордости. А главное, давали священнослужителям огромный неиссякаемый доход.

12_Реконструкция Храма в ИерусалимеРеконструкция Храма в Иерусалиме

13_Левиты

Левиты

Вторым конем оказались эллинизированные евреи. Их оставалось очень много, ведь страна пережила десять поколений под властью эллинов. Сотни тысяч людей считали себя иудеями, хотя поддались искушениям окружающего греко-римского мира.

Для них Ирод был полубогом, подобным Гераклу. Он не имел религиозных пристрастий. Синагоги в его замках, которые сохранились через двадцать веков, — добавления, сделанные зелотами спустя семьдесят лет после смерти идумеянина. Но он ценил религию как метод влияния на простолюдинов и потому отдавал всем сестрам по серьге: возвел храмы Августу в Себастии и Цезарее, в Берите и Тире в Финикии; в честь римского пантеона богов воздвиг большой храм в Цезарее Филиппии и возродил Пифийский храм в Родосе. Он потрафил соплеменникам-идумеянам, создав в Мамре Махпелу - святилище Аврааму. Не забыл владыка и евреев: его творение своим блеском затмило славу Соломонова храма.

14_Остатки амфитеатра в Себастии_2 

Остатки амфитеатра в Себастии

15_Храм автуста развалины

Развалины Храма Августа в Себастии.

16_Храм Цезаря в Филиппии_реконструкция

Храм в Цезарее Филиппии. Реконструкция.

16_Храм Цезаря в Филиппии_развалины

Развалины Храма в Цезарее Филиппии.

17_Святилище Махпела

Святилище Махпела 

Третьим и, возможно, самым мощным его скакуном можно по праву признать Рим, властителей которого он почище блудниц вавилонских соблазнял и перетягивал на свою сторону. Нелегко было маневрировать между Антонием и Октавием, ускользать от интриг Клеопатры Египетской. И все же идуменянину удалось с хитростью опытного лоцмана избежать всех опасных подводных рифов и благополучно достичь тихой гавани.

Последним тягловым животным царственной колесницы являлась армия, которую он искусно использовал и по прямому назначению, и в качестве карателей. В основном это были наемники -германцы и фракийцы.

18_Наемник Ирода_Конный лучник, отборная часть армии Ирода. Реконструкция Ангуса МакБрайта.

Наемник Ирода. (Конный лучник из отборной части армии Ирода. Реконструкция Ангуса МакБрайта). 

Дальнейшую судьбу Хордоса проследим в следующих выпусках. Ныне же для разнообразия предлагаю послушать не древнюю, а современную песню группы «Celldweller» под название «Иерихон». Она основана на библейском предании о завоевании народом избранным земли Ханаанской после Исхода из Египта. Под предводительством Иешуа бен Нуна (в русском синодальном переводе Иисуса Навина) иудеи уничтожили 32 местных города-государства. Начали они с Иерихона, одного из древнейших поселений на планете. Свершилось чудо: после звука труб-шофаров стены крепости пали.

19_Развалины Иерихона

Развалины Иерихона

20_Шофар

Шофар в руках древнего израильтянина

21_Падение Иерихона_

Падение Иерихона 

Песня посвящена не конкретно Ироду, а олицетворению тиранической власти. Но она отлично показывает и судьбу этого царя, и отношение иудеев к нему.

 

«Ты чувствуешь себя в безопасности.

Стены, которые ты укрепил.

Ты падешь,

Когда стены рухнут, как Иерихон.

Ты высоко построил их,

Положив камни на камни,

Ты сделал их высокими,

Чтобы не впустить врагов.

Небо темнеет,

Земля дрожит,

Несчастливый конец твоей последней фантазии.

Припев: Ты чувствуешь себя в безопасности.

Стены, что ты возвел,

Подразумевают превосходство.

Кто рискнет низвергнуть тебя?

Невежество оправдано,

Самоуверенность возросла.

Все равно ты падешь,

Когда стены рухнут, как Иерихон.

Мы все насладимся зрелищем,

Когда стены падут, как Иерихон.

Ты смотришь вниз, Чувствуя себя таким мудрым.

Ты так впечатлен Своим ложным уничижением.

Небо рухнуло,

Земля поднимается.

Несчастливый конец твоему чувству божественности. 

Все кончено…

Все кончено…

Ты сидишь в одиночестве

На своем одиноком троне.

Ты осознаешь свою собственную хрупкость.

Небо качается, земля разверзается.

Несчастливый конец жизни, которую ты прославлял». 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения