Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 1.
Избие́ние младе́нцев — эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея (показан на картине Маттео ди Джованни над заголовком). Согласно мнению ряда учёных, распространённый мотив, встречающийся во многих культурах в мифах о «чудесном ребёнке» и его спасении.
Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики: в православии их память совершается 29 декабря (11 января), в католицизме 28 декабря.
В выпуске о Вифлеемской звезде и волхвах я уже цитировал евангельское повествование об этом эпизоде, поэтому повторю его вкратце.
Вифлеемская звезда
Христос родился еще при жизни Ирода. Тот от восточных мудрецов узнал о рождении в Вифлееме Царя Иудейского. Маги его обманули: не сообщили о месте появления на свет Младенца. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мт. 2:16). Данное преступление -все, что большинство людей когда-либо слышали об Ироде Великом. Этой теме посвящено большое количество европейских произведений искусства.
Ирод и волхвы
Избиение младенцев. Джованни Пизано.
Матфей также сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне архангел.
Пророк Иеремия
Гавриил и Иосиф Обручник
Об избиении младенцев повествуют и так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».
«Протоевангелие Иакова»
«Избиение младенцев» Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года.
Наиболее подробно этот эпизод описан в «Протоевангелии», которое относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа Матфея, там содержатся подробности о спасении Иоанна Предтечи его матерью праведной Елизаветой.
«Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их».
«Зачатие Иоанна Крестителя» (Встреча Захарии и Елисаветы).
Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. «Евангелие Псевдо-Матфея» полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.
Убийство Захарии. Миниатюра из Минология Василия II, 976—1025 гг.
«Евангелие Псевдо-Матфея»
Как трактует это событие церковь?
Феофилакт Болгарский полагает, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению, это было совершено, «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:
«Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут».
Феофилакт Болгарский
Предание об избиении младенцев отсутствует в античных нехристианских летописях. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода — труд Иосифа Флавия «Иудейские древности» — не содержит упоминаний о резне в Вифлееме.
Древнеримский бюст, предположительно изображающий Иосифа Флавия.
Ряд ученых вообще подвергают сомнению подлинность этого евангельского эпизода, считая, что он придуман, чтобы доказать исполнение древнего пророчества. Евангелист, дескать, в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками, в частности Иеремией: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мт. 2:17). Некоторые настаивают, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей, который шокировал его современников, включая императора Августа.
«Живой портрет» Октавиана Августа
Кое-кто признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения Ветхого Завета». Цель автора благовеста — представить Иисуса как Мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии. Образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев.
Тем не менее большая часть библиеведов и все служители церкви склоняются к мысли, что это жуткое зверство имело место в Иудее в начале 4 года до н.э.
Чтобы приблизиться к истине, следует найти ответы на следующие вопросы. Насколько распространено было детоубийство в древности? Что говорится о нем в Библии и в исторических источниках? Был ли способен Ирод на такое? Есть ли археологическое подтверждения массовой казни невинных детей?
Узнав это, попытаемся восстановить приближенный к реальному ход событий, в следующей части.
Похороны в древней Иудее
Пока же, раз речь у нас идет о смертях, послушайте еврейскую молитву Кадиш поминальный на иврите.
«Да возвысится и освятится его великое имя! (Ответ общины: Амен!) В сотворенном им мире пусть установится его царская власть, пусть взрастит он для людей спасение. Пусть приблизит он приход мошиаха своего (Ответ общины: Амен!) При жизни скажем: Амен! (Ответ общины: Амен!) (Далее выполняется общественное чтение.) Да будет его имя великое вечно благословенно! Да будет имя нашего Творца благословляемо и восхваляемо, прославляемо нами и возвеличиваемо, и почитаемо. Воспеваем все имя Великого Создателя. Амен! (Далее читает один человек) Превыше всех благословений и песнопений, восхвалений и утешений, произносимых в мире, все скажем Амен! (Ответ общины: Амен!) Просим о том, чтоб нам были дарованы с небес крепкий мир и жизнь счастливая, скажем: Амен! (Ответ общины: Амен!) Устанавливающий мир на небесах он нам пошлет мир, нам и всему Израилю. все скажем: Амен! (Ответ общины: Амен!)»
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 1.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 3.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 4.