23 мая 2022, понедельник
  • Человеческий образ Бога. Христос ка историческая личность. Рождество. (Выпуск 1). Сроки и даты.

Человеческий образ Бога. Христос как историческая личность. Рождество (выпуск 1). Сроки и даты.

Рождество Христово — второй по важности после Пасхи христианский праздник. Очень странно, что ни в одном из четырех канонических евангелий о годе и дне рождения Иисуса вообще не упоминается. И отнюдь не по забывчивости их авторов — Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Христианство первоначально развивалось как одна из сект иудаизма, евреи же дни рождения не отмечали, считая, что в них «начало всех скорбей и страданий человека».

В 245 году отец церкви Ориген осудил перед императором Александром Севером празднование рождения Иисуса: «как если бы Он был фараоном». С ним солидаризировались большинство христиан, которые вплоть до III века не отмечали это величайшее в истории человечества событие.

Давайте попробуем определить его год и день. При этом за точку отсчета придется брать события из биографии Иисуса, также весьма противоречивой и неточной.

Понятие Анна Домини, год Господа нашего (в советской интерпретации «наша» или «новая» эра, в светской западной хронологии — «христианская эра»),было изобретено в 533 году сирийским монахом Дионисием Экзигусом (Малым),выходцем из скифских, то есть южнорусских степей.

Наш земляк определил рождение Иисуса в субботу 25 декабря 753 года от основания Рима и первым годом христианской эры назначил 754 год. Дионисий ухитрился сделать ошибку по меньшей мере в четыре года!

Впрочем, Экзигус не столь уж виноват. Датирование событий от Рождества впервые привилось в Италии в Х веке, в XIV — в Испании, в XV — в Греции и лишь в 1700 году — в России. Людям потребовались тысячелетия, чтобы привыкнуть к идее, что все события должны как-то соотноситься между собой, отмечаться на общемировой хронологической шкале. Ранее говорилось о каком-то годе царствования некоего правителя, пребывания на посту определенного чиновника, сроке от года основания какого-нибудь города.

Вдобавок буквы алфавита в древнееврейском, арамейском, греческом языках и латыни служили одновременно и цифрами, что часто приводило к ошибкам в датировании событий. Вот почему в Библии так много дат, не соотносящихся между собой и создающих хронологическую путаницу. 6_рукописи на разных языках

Слева - направо: египетская рукопись, написанная за 3 тысячи лет до н.э.; ассирийская таблица VII века до н.э.; иудейская рукопись (до 1500 года до н.э.); арамейское письмо на папирусе V века до н.э.; письмо иудеям на папирусе на древнегреческом языке - койне, III-IV века; древнеизраильское письмо на глиняном обломке с упоминанием имени Яхве - 586 год до н.э. 

Особенно «отличился» в этом плане евангелист Лука при попытке датировать рождение Иисуса. Оно произошло в правление Ирода Великого (1:5) в год, когда состоялась перепись населения, «первая в правление Квириния Сириею» (2:2).

Четко и ясно. Беда в том, что Ирод умер в марте 4 года до н.э., а Квириний вступил в должность в 6 году н.э. Упоминаний переписи, проведенной в 4 году до н.э., в исторических источниках вообще нет.

 Ирод_

Молодой Ирод (сконструированный предполагаемый портрет) 

Большинство историков настаивают на 4 годе до нашей эры как дате смерти Ирода. Наследники его начинают править именно в 5—4 годах до н. э. Вторая важная деталь: именно с этой датой синхронизируются события в более широком контексте Римской империи. Ирод прожил 70 лет. Год его рождения известен, значит можно высчитать дату смерти (74—73 год до н. э. — 70 лет = 4—3 год до н. э.). 

Некоторые эксперты выступают против этой даты, так как она не согласуется с хронологией Дионисия Малого, согласно которой Иисус родился в 1 году нашей эры (которая и отсчитывается от вычисленной Экзигусом даты). Они подвергают сомнению принятую хронологию смерти Ирода, считая, что она основана на расширительном толковании трудов иудейского историка Иосифа Флавия, который использовал «консульские списки», то есть указывал, что определённое событие произошло во время правления определённых римских консулов. Так, согласно такой хронологии, Ирод был назначен царём в 40 году до н. э., однако, по данным другого историка, Аппиана, это событие имело место годом раньше. Таким же образом Иосиф относит захват Иродом Иерусалима к 37 году до н. э., но он также утверждает, что это произошло через 27 лет после завоевания города Помпеем (63 год до н. э.).

 4_Картина Иосиф Флавий

Иосиф Флавий 

Это бедствие постигло Святой град в консульство Марка Агриппы и Каниния Галла, в третий месяц сто восемьдесят пятой олимпиады, и опять-таки в день поста, как бы для повторения постигшего иудеев несчастья при Помпее: двадцать семь лет тому назад, в этот же самый день, город был взят последним. Ссылка на данное событие указывает на то, что Ирод захватил Иерусалим в 36 году до н. э.

 1_Бюст Помпея

Помпей

11_Схема осада Помпеем Иерусалима

Осада Помпеем Иерусалима. Схема.  

Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после своего провозглашения царем со стороны римлян». Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э.

Одно из событий, совпадающих с кончиной Ирода – неполное лунное затмение в марте 4 года до н. э.  Но 10 января 1 года до н. э. произошло полное лунное затмение, которое наблюдалось в Иудее.

6_Лунное затмение

Лунное затмение 

И все же попытки подтвердить правоту Дионисия Малого в установлении начала новой эры не выдерживают критики. Кончина тирана вызвала большое восстание иудеев – и это случилось в 4 году до н.э. Тогда же в стране стали править его наследники. Но при своей жизни он ни за что не уступил бы власть никому.  За попытки сесть на его трон он казнил трех своих сыновей, причем последнего – Антипатра – за пять недель до собственной ожидаемой смерти и перебил несколько десятков своих близких родственников.

Так что можно смело утверждать, что Спаситель родился до марта 4 года до н.э. Попытаемся ответить на вопрос: сколько жил Иисус? Казалось бы, праздное любопытство. Всякий знает изречение: «возраст Христа» — тридцать три года. Однако евангелист Иоанн намекает на куда более почтенные года: «...сказали Ему Иудеи: тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?» (8:57). Лука же утверждает иное: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати...»(3:23). Сколько же оно длилось?

7_Картина патриарх Авраам 

Патриарх Авраам 

Общее, во II веке, предание церкви принимает один год служения Господня: если начало его — 15-й год правления кесаря Тиберия (Лк. 3:1), то все время служения — от начала 29-го года н. э. до Пасхи 30-го. Но св. Иреней Лионский возражает против этого общего предания. Ориген колеблется, но иногда склоняется к трем годам. Евсевий стоит за неполных четыре, Иероним и Епифаний — за три.

Так как ни один разумный человек не скажет о проповеднике, кончившем деятельность свою в том же году, в котором начал ее, как говорит Лука об Иисусе, то его свидетельством подтверждается, что служение Господне продолжалось больше одного года. Судя по тому, что при умножении хлебов Иисус велит «рассадить всех на зеленой траве» (Мк. 6:29), а трава в Палестине высыхает уже в конце мая, дело происходит не позже апреля, до Пасхи; а предшествующее умножению хлебов вырывание колосьев (Мк. 2:23-28), вероятно, после Пейсаха. Значит, между второй и шестой главой евангелия Марка прошел или выпал целый год, что сближает Марка с Иоанном в исчислении времени: «Приближалась Пасха, праздник Иудейский» (Ин. 6:4).

Если служение длилось два-три года, Христос не дожил даже до 35 лет.

Вполне возможно, у Богослова речь идет не о конкретной цифре. В древности полвека рассматривали как рубеж старости (в Китае до сих пор муж, достигший 50 лет, считается познавшим волю Неба, то есть достигшим почтенного возраста). Так что фразу Иоанна можно интерпретировать следующим образом: иудеи подразумевали, что Иисус еще не достиг старости. Кстати, уже упоминавшийся раннехристианский теолог Иреней Лионский выдвинул именно такую трактовку.

Когда умер Иисус?

В бытность Понтия Пилата префектом Иудеи, за день до Пасхи (по Иоанну- в день Пасхи), в пятницу, уточняют евангелисты.

12_Картина смерть Христа_Тиссо Джеймс Распятие Христа 

Распятие Христа. Картина Тиссо Джеймса. 

Пилат лишился поста в 36 году, пробыв на нем десять лет. Анализ пасхальных лун за этот срок показывает, что наиболее подходящими являются 30, 33 и 27 годы в указанном порядке вероятности.

Попытаемся соотнести приведенные выше данные с другими метками на хронологической оси. Согласно Луке, Иоанн Предтеча крестил иудеев (точнее, очищал грехи водою, ибо термин «крещение» до того, как крест стал символом веры,- нонсенс) в пятнадцатом году царствования императора Тиберия (3:1). Это 28-29 годы. Постройка Иерусалимского храма стартовала в 20 году до н.э., и Иоанн (2:30) подчеркивает, что его строили 46 лет до начала общественной деятельности Иисуса. Это 26 — 27 годы.

Таким образом, в грубом приближении биография Иисуса выглядит вот как:

Рожден до марта 4 г. до н.э.

«Окрещен» Иоанном Предтечей в 27-29 годах.

Активно занимался проповедничеством до 30-33 годов.

Казнен в 30-33 годах.

Если считать длительность служения за неполных три года и принять на веру предание о «христовом возрасте», то Иисус родился 25 декабря 5 г. до н. э. и умер 7 апреля 30 г., иначе даты не состыковываются с цифрой «33».

Есть ли какие-то еще указания на сроки явления Мешиаха, и если да, то совпадают ли они с хронологией земного бытия Богочеловека?

Появление Христа связывалось иудейскими пророками с Последними Днями, которые наступят перед приходом Царства Божия. Это пора великих искушений и испытаний для Израиля; Мешиах может прийти только в эти сроки. Последние Дни уже наступили, о чем предупредил пророк Даниил. Их следовало ждать по истечении 483 лет «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» (Дан. 9:25).

14_Пророк Даниил

Пророк Даниил 

Но персидский царь Кир издал такой указ за 531 год до Рождества Христова. То есть Последние Дни шли уже 48 лет.

Правда, в пророчествах не было конкретно сказано, сколько они продлятся и когда завершатся. А вот появление Звезды указывало точно, что пришел срок родиться Мешиаху.

13_Царь Кир великий_1

Царь Кир Великий 

Кир освободил евреев из вавилонского пленения в 536 году до н.э., так что до декабря 5 г. до н.э. прошел пятьсот тридцать один год, а не четыреста восемьдесят три! Некоторые жрецы предположили, что речь идет об указе не Кира, а Артаксеркса, который дал Израилю полную свободу.

15_Артаксеркс 

Артаксеркс 

Он был издан в седьмой год правления этого царя (в конце 457 г. до н.э.). Разница получается в 452 года, а не 483 - все равно неточно!

Для соплеменников – современников Иисуса это было не важно. Достаточно Звезды, чтобы понять: срок настал! Ибо слова пророков не просто предсказания того, что будет, а указания, как надо поступать, чтобы предсказанное сбылось!

Когда звезды и жрецы указывают, что пришло время для вспашки полей, земледельцы в первую очередь молят Шаддая, чтобы дал Он земле плодородие. Но потом они трудятся не покладая рук! Когда правоверные просят Творца дать победу в битве, они не только постятся, молятся, каются — но и сражаются что есть мочи! Когда Маною и бесплодной жене его ангел Господень обещал, что Адонаи подарит им сына — будущего Самсона, разве ограничились они благодарственными молитвами? Они ведь еще и возлегли на ложе, чтобы зачать ребенка! (Суд. 13)

Маной и архангел Гавриил

Архангел Гавриил является Маною 

Такая трактовка пророчеств содержалась в Библии и прочих священных рукописях иудеев. На ней позднее было основано мистическое еврейское учение каббала, суть которого состоит в идее, что Мессию можно вызвать, то есть ускорить Его пришествие посредством молитв, поста, покаяния, искупления грехов и правильного применения имен демонов и ангелов.

4_ еще рукописи 

Рукопись на иврите, слева - пометки на арамейском 

Пророчества Ветхого Завета - не смутные предсказания сирийского гадателя, пялящегося в хрустальный шар, или римских авгуров, с умным видом рассматривающих запачканные в дерьме и крови кишки жертвенного барана. Это боговдохновленные высказывания любимцев Яхве, знатоков Торы. Они способны определить будущее Израиля, уяснив суть древних пророчеств. Искусство предвидения лежит в понимании прошлого. И это прошлое снова и снова учит: мало молиться, чтобы сбылось! Надо еще и трудиться, делать дело, прикладывать руки!

 31_Римские авгуры

Римские авгуры 

Слова, которые произносит пророк, не его, а Бога. Произнесенные, такие слова имеют свои собственные власть и мотивацию. Пророчества не просто предсказывают события — они их вызывают! Неудивительно, что осажденные жители Иерусалима бросили Иеремию с его мрачными прогнозами в яму, так как перед вавилонскими армиями пророк ославлял «...руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова...» (Иер. 38:4). По той же причине царь Иоаким сжег на огне в жаровне свиток предсказаний Иеремии (Иер. 36:23). Потому что слово написанное столь же могуче, что и произнесенное. Ведь Сам Яхве Своим перстом написал Десять Заповедей (Исх. 31:18), и созданные таким образом каменные скрижали должны были содержаться в Ковчеге Завета, им поклонялись в храме как божественным проявлениям (Втор. 10:5).

17 Пророк Иеремия

Пророк Иеремия

18_Скрижали десяти заповедей

Скрижали Десяти Заповедей

19_Ковчег Завета

Ковчег Завета 

Ессены считали, что Ирод — еще один признак прихода Мессии. Так гласят их рукописи. На седьмом году царствования его случилось великое землетрясение, которое подтвердило, что настали Последние Времена.

Все иудейские секты на рубеже двух эр пытались творить все по Слову Божию, раскрытому им пророками. Ведь, если бы они нарушили Закон хоть в малом, не было бы им удачи! Все помнили, почему пало великое царство Саула, Давида и Соломона!

...Великие цари Израиля не ведали Закон во всей его полноте. Иисус Навин запечатал Тору внутри Ящика Завета, и ее обнаружили лишь в дни благочестивого царя Иосии. При ремонте Храма в восемнадцатый год его правления Хелькия-первосвященник нашел новую книгу — "Второзаконие" — в доме Господнем. "Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои" (4 Цар. 22:11), ибо понял, как нарушали волю Шаддая его предшественники из-за незнания многих тонкостей.

Ессенские рукописи подтверждают это: «Давид не читал запечатанную книгу, которая была внутри Ящика Завета, потому что его не открывали в Израиле с того дня, когда Елеазар, и Иисус, и старейшины умерли...»

10_есены 

Есcены 

Есенны называли себя Сыны Света, а представителей других течений в иудаизме – Любителями Гладких Вещей (кстати, весьма образно). Но и они, и саддукеи, богатые служители Храма, и книжники-фарисеи, и революционеры – зелоты, не признававшие никакой власти, кроме Божией, - все предсказывали: Мессия произойдет из колена Иуды из Дома Давидова. Все верили в пророчества «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и ему покорность народов» (Быт. 49:10). «Вот, наступают дни, говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь» (Иер. 23:5). Мешиах описан во «второй Торе» — так ессены называли откровение своего Учителя Праведности. Он установит в олам новый порядок, где будет править единственно воля Божья. Но Царство Небесное придет лишь после войн и потрясений кровавых, в которых Помазанник лично поведет силы Света в бой против мощи Тьмы. Когда Царство станет былью, этот вождь станет управлять, в то время как духовное руководство будет осуществляться другим Помазанником — Жрецом, действующим как посредник между Богом и человеком во всем, что касается Закона и веры.

2_рукописи ессенов 

Рукопись ессенов и кувшин, в котором она хранилась.

«...Твой Сын будет велик на земле, и все народы примирятся с Ним и будут служить Ему.

...Его будут называть Сыном Божиим... Его Царство будет вечное Царство, и все Его пути будут в правде. Он будет судить землю по правде, и все будут пребывать в мире», - гласило их учение.

Это должно было осуществиться в конце эона. Но ессены считали эпохи не по количеству лет, а искали события, которые определяют их начало и конец. Старый эон, по их мнению, закончился в 87 году до н.э., когда Лев Гнева (так они прозвали иудейского царя Александра Янная) распял Учителя Праведности и восемьсот фарисеев. Их не смущало, что начало или конец эона растянулись на несколько десятков лет.

Впрочем, иерусалимские надменные жрецы тоже опозорились, подсчитывая срок Конца света.

Утверждает Тора: жил Адам 930, Сиф — 912, Енос — 905, Каинан — 910, Малелеил — 895, Иаред — 962, Енох — 365, Мафусаил — 969, Ламех — 777, Ной — 950 лет (Быт. 5,9). Это десять первых патриархов от сотворения мира до потопа, пришедшегося на 600-й год жизни Ноя (Быт.7:6). Каждый раз дается возраст отца в момент рождения старшего сына, и все имена после Сифа принадлежат старшим сыновьям. В цифрах этих и порядке, в каком они указаны, таится магия. Сведущий способен подсчитать число лет от начала Вселенной до потопа. Генеалогия патриархов служит целям хронологии, из которой можно угадать сокровенные замыслы Господни. Коли следовать цифрам, то исход из Египта произошел в 2666-м году от сотворения мира (Исх. 12:40; Быт.11:10-32). Число не случайное, это ровно две трети от 4000, то есть четырех раз по тысяче лет, что равно полному эону. Учение левитов гласит: когда завершится эон, случится великое потрясение и возникнет новый мир!

32_Левиты

Левиты 

Жреческий эон истек за 232 года до Рождества. И абсолютно ничего не случилось!

Еще раз подчеркну: даже очень серьезные просчеты в датах никого в эпоху Христа не смущали!

7_рукописи Библии 

Слева - направо: конец книги "Второзаконие" и начало книги "Иона" на папирусе, написанные на коптском языке в IV веке; свиток Библии на пергаменте; Кодекс - предшественник современной книги, на котором на греческом написано "Евангелие от Иоанна", 4-е столетие (Синайский Кодекс)  

Данное обстоятельство обеспечило огромные расхождения во мнениях насчет дня рождения Помазанника Божия.

С объявлением христианства официальной религией Римской империи появилась необходимость в новых общегосударственных праздниках и, соответственно, в их тщательной датировке. Стали отмечать и появление на свет Спасителя, правда, в разные дни: 25 и 28 марта, 2 и 19 апреля. Каждый из этих дней был посвящен тому или иному языческому божеству. Напрашивающиеся аналогии вовсе не казались неуместными поклонникам нового культа. 10_еще древний календарь 001_1

Иудейский календарь. Сверху по кругу: иудейские месяцы, внутри - современные 

В начале III века в Египте в христианской общине Александрии стали праздновать Рождество одновременно с Крещением и Богоявлением, и делали это 6 января. Праздник был полностью заимствован у египтян, которые в этот день шли "освящать воду" и славить явление Осириса, приходящего из царства мертвых в виде живой зелени первых побегов. А незадолго перед тем, в ночь с 24 на 25 декабря, происходила пышная мистерия, во время которой выносили статую Исиды с младенцем Гором (сыном ее и Осириса) — этот обряд полностью перекочевал в рождественский «крестный ход». Из ила жрецы лепили фигурки божества плодородия и втыкали в них зерна ячменя. Через двенадцать дней, когда зерна прорастали, с криками «Осирис воскрес» статуэтки бросали в Нил.

20_Исида с Гором 

Исида с Гором

21_Мистерии в Ерипте

Мистерии в Египте 

Прибавим 12 дней к 25 декабря и получим 6 января: дюжина была священным числом в стране пирамид. Почему? Египетские и шумерские звездочеты заметили, что в течение года Солнце, совершая свое видимое движение по эклиптике — большому кругу небесной сферы, поочередно находится в одном из двенадцати созвездий, которые получили название «пояс Зодиака».

Выбор 25 декабря и 6 января для многодневного торжества не случаен. Несколько дней зимой дневной светоч находится на небосклоне одинаковое по продолжительности время, и ночи тогда самые длинные, а затем поворачивает «солнце на лето», и дни начинают прибывать, то есть происходит как бы рождение светила. В зимних обрядах двенадцатидневья люди всячески помогали богу света в момент, когда он слабее всего.

Уже в III тысячелетии до нашей эры день солнцеворота считался датой рождения бога Таммуза. Из Двуречья его культ перешел ко всем народам Средиземноморья и Передней Азии, в том числе и к древним персам, кои своего бога солнца назвали Митрой, а его рождение тоже отмечали 25 декабря. В начале нашей эры митраизм проник на Апеннины и чуть было не стал там государственной религией: император Аврелиан объявил Митру покровителем Рима. И тогда отцы Церкви в 345 году перенесли день рождения Христа с 6 января на 25 декабря. Не все церкви подчинились этому решению сразу, а армянская и поныне отмечает Рождество 6 января. Что же касается русского православия, то, поскольку оно все еще пользуется юлианским календарем, который отстает от григорианского на 13 дней, праздник передвинулся аж на 7 января.

23_Таммуз 

Таммуз

24_Митра

Митра 

Таким образом, Христос на сегодня — единственный и среди людей, и среди богов, имеющий три «узаконенных» дня рождения. Какой же из них подлинный? Попробуем посчитать, используя не современный, а древнееврейский календарь...

9_древний календарь

Календари. Слева - направо: римский юлианский календарь, ортодоксальный иудейский календарь, иудейский календарь юбилеев, египетский фискальный календарь.

«Во дни Ирода, царя иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария...

Однажды, когда он в порядке своей чреды служил перед Богом,

По жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения...

Тогда явился к нему Ангел Господень» (Лк. 1:5, 8, 11). 

25_Захария пророк

Захария 

Итак, Захария из «Авиевой чреды». Иудейское жречество было потомственным, оно переходило от отца к детям, причем ко всем сыновьям сразу. Среди двенадцати племен древнего Израиля было выделено одно — левиты, и все мужчины, принадлежащие к священническому колену, должны были совершать службу в Храме. Но поскольку со временем их число стало слишком велико, царь Давид разделил левитов на «чреды», то есть смены, чтобы каждой семье было определено время ее служения. «Авиевой чреде» жребий выпал восьмым. Всего таких чред было 24. Следовательно, в год каждой семье доставалось по две недели служения. Авий являлся в святилище в конце четвертого месяца по богослужебному еврейскому календарю. Последний начинался с месяца нисан (авив), который соответствует нашему марту-апрелю.

27_Левиты 

Служители храма

Прибавляем четыре месяца — и получаем август как время служения Захарии.

Будущий отец Крестителя возвращается домой, «...когда окончились дни службы его», и вскоре «после сих дней зачала Елисавета, жена его» (Лк. 1:23-24). Итак, время зачатия Иоанна Предтечи можно определить как сентябрь (23 сентября по юлианскому календарю). Рождается Таббал девятью месяцами позже (24 июня по церковному календарю).

Поясню: Таббал, также Хаматбил - его прозвища на иврите и арамейском, которые означают Очиститель, Окунатель, то есть тот, кто очищает грехи путем погружения в воду. Наш термин Креститель не точен, так как понятия крещения еще не существовало, крест стал символом веры только три века спустя поле гибели Предтечи. А вот у иудеев издавна применялся ритуал «тбила» - очищение водою.

 26_Иоанн Предтеча

Иоанн Предтеча 

В шестой месяц беременности Елисаветы «послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу» (Лк. 1:26).

Значит, Благовещение произошло спустя полгода после зачатия Предтечи: по церковному календарю 25 марта. Спустя девять месяцев наступает Рождество Христа. А это — 25 декабря!

28_Благовещение

Благовещение 

Откуда взялись остальные даты?

В III веке Рождество отмечали 11 числа месяца туби по египетскому календарю (6 января по юлианскому). Дата обязана своим происхождением еретикам-гностикам. В этот день они, подражая древним египтянам, устраивали обряд освящения Нила. Секта эта (конкретно речь идет об офитах) была полухристианской-полуязыческой. По их вере, когда Иешуа спустился в Иордан, змий, обитавший в воде, открыл Ему тайны мироздания. Иисус удостоился «откровения» и стал Христом. Сам праздник получил название Богоявление. И поэтому христиане установили свой праздник и тоже связали его с освящением воды. Он сохранил старое имя — Богоявление, но весь его ход напоминал именно о тех событиях, что были описаны в евангелиях. В III столетии Рождество и Крещение праздновались одновременно.

Человек-змейЧеловек-змей. Древний Египет. 

К V веку гностицизм уже был преодолен. Но остались многие люди, которые почитали персидского бога солнца — Митру. У него, как я уже упоминал, был свой день рождения — 25 декабря, день зимнего солнцестояния. И Церковь — сначала на Западе, в Риме, а затем и на Востоке решила совместить день рождения Спасителя с привычным праздником — 25 декабря. Чтобы в этот день перевести уже устоявшиеся праздничные воспоминания людей с языческих на евангельские, было решено разделить Рождество и Крещение, отнеся первое на 12 дней раньше и наложив его на народные торжества 25 декабря. Так появились Святки: единый праздник, длящийся от Рождества до Крещения.

5_древняя библия 

Древнее Евангелие, написанное сирийскими буквами

Такова традиционная форма установления новой веры: не через полное разрушение прежних символов и святынь, а через перенос их смысла на иные реалии. Миссионерско-полемический характер Рождества сказывается в том, что богослужебные гимны этого дня поют о Христе как о «Солнце правды», озарившем затянувшуюся зиму язычества.

29_Празднование Рождества в православной церкви

Празднование Рождества в православной церкви 

Позднее богослужебный календарь стал смещаться по сравнению с астрономическим. День зимнего солнцестояния начал отходить от 25 декабря юлианского стиля. Время от времени предпринимались реформы богослужебных календарей, но точного совпадения все же нет нигде. Католическая церковь празднует Рождество 25 декабря по григорианскому календарю — хотя солнцестояние приходится сейчас на 22 декабря. Так же отмечают это великое событие православные церкви Греции, Кипра, Румынии, Болгарии, Польши, Финляндии, Америки, Сирии, Ливана и Египта. Русская Православная церковь продолжает жить по юлианскому календарю, как и Иерусалимская, Сербская и монастыри Афона. Однако приходы РПЦ, находящиеся в странах Западной Европы, имеют разрешение праздновать Рождество вместе с народами тех государств, среди которых они живут.

30_Праднование Рождества в католической церкви

Празднование Рождества в католической церкви 

Но вернемся к тем далеким временам, когда всему вышеописанному только предстояло сбыться...

Родичей будущего Мессии не терзали сомнения насчет того, когда Ему надлежит родиться. Они знали: только в день зимнего солнцестояния, когда Свет начинает одолевать Тьму; это миниатюрное повторение оригинального акта творения, когда Яхве из первичного Хаоса создал мир-олам. 

На сроки Рождества указывала и Вифлеемская звезда. О ней – в следующем выпуске. А пока послушаем псалом 120 на иврите, который наверняка слушали и пели Богоматерь и Иосиф Обручник. 

Продолжение следует

Цикл «Тайная Вечеря» из 16 выпусков тоже можно посмотреть на нашем сайте

Юрий Пульвер

Задавайте вопросы

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения