25 апреля 2024, четверг
  • Форум «ЗодчествоВРН»-2023 продемонстрировал человеческий подход
  • Форум «ЗодчествоВРН»-2023 продемонстрировал человеческий подход
  • Форум «ЗодчествоВРН»-2023 продемонстрировал человеческий подход
  • Форум «ЗодчествоВРН»-2023 продемонстрировал человеческий подход
  • Форум «ЗодчествоВРН»-2023 продемонстрировал человеческий подход
  • Форум «ЗодчествоВРН»-2023 продемонстрировал человеческий подход
  • Форум «ЗодчествоВРН»-2023 продемонстрировал человеческий подход
  • Форум «ЗодчествоВРН»-2023 продемонстрировал человеческий подход
  • Форум «ЗодчествоВРН»-2023 продемонстрировал человеческий подход

Форум «ЗодчествоВРН»-2023 продемонстрировал человеческий подход

В конце минувшей рабочей недели, 2 июня, на территории воронежского парка «Орлёнок» центром притяжения стал архитектурный форум «Зодчество ВРН». Он проводится с 2007 года и за это время приобрёл статус одного из наиболее заметных событий для профессионального сообщества, воронежцев и гостей города. Организаторами форума выступают Правительство Воронежской области и региональный департамент архитектуры и градостроительства.

«Зодчество ВРН» включает в себя образовательную и деловую программы, а также открытый всероссийский смотр-конкурс проектов, проводимый в партнерстве с Союзом архитекторов России.

По традиции, в мероприятиях форума приняли участие: губернатор Воронежской области, представители региональной власти, федеральных ведомств, бизнес-сообщества центральной России, главные архитекторы регионов и городов, руководство Союза архитекторов России, ведущие архитекторы и девелоперы Воронежа, а также авторитетные спикеры, приглашённые в рамках образовательной программы «Зодчество ВРН».

Темой форума 2023 года стал «Человеческий подход». События деловой программы были посвящены теме социальной инфраструктуры: новаторским подходам к архитектуре соцобъектов, основным принципам формирования современных социальных пространств, механизму комплексного развития территорий в контексте соцобъектов, интеграции социальной инфраструктуры в городскую экономику.

В рамках программы форума «Зодчество ВРН» обсуждались, в частности, школьные пространства. Участники этой сессии говорили о том, как сейчас должны быть устроены образовательные учреждения, каким образом связаны подходы к обучению с архитектурными решениями, и могут ли быть красивыми и «умными» не только частные школы. Модератором стал московский архитектор и исследователь Абдуллах Ахмедов. В качестве экспертов выступили: заместитель председателя правительства Воронежской области Олег Мосолов, заведующий Лабораторией управления школой, Институт образования НИУ ВШЭ (Москва) Константин Серёгин, заместитель технического директора по архитектуре воронежского проектного института «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ) Алла Лалакина, начальник архитектурной мастерской ГКДТ Искандер Имамкулиев и главный архитектор строительной группы компаний из Санкт-Петербурга Елизавета Гречухина.

Тема современных школьных пространств имеет сейчас особую актуальность, поскольку, как отметил Константин Серёгин, только в общее образование вовлечен в настоящее время каждый пятый гражданин нашей страны. И влияние среды на обучение подтверждается научными исследованиями. Поэтому адаптивность, модульность, трансформируемость, многофункциональность пространств стали необходимы при создании каждого образовательного объекта. Причём в данном процессе крайне важно консолидировать усилия теоретиков и практиков формирования образовательной среды.

«Проектируя детские сады и школы, мы постоянно взаимодействуем со специалистами Воронежского института развития образования, — подчеркнула заместитель технического директора по архитектуре ПИ „Гипрокоммундортранс“ Алла Лалакина. — Итоги нашей совместной работы уже получили признание экспертов и отмечены престижными наградами на всероссийском и международном уровне». В числе обладателей почётных дипломов архитектурных конкурсов — реализованный проект образовательного центра «Лидер» в Боброве, строящиеся сейчас в Воронеже мега-школа на 2860 мест и школа «Ласточка» на 1500 мест, проект реконструкции Рамонской СОШ № 2 в Воронежской области.

«Первопроходцем» в создании «умной» образовательной среды стал для нас проект центра «Лидер» в городе Бобров, рассказала Алла Лалакина. — Там были реализованы возможности осуществлять раннюю профориентацию школьников, организовывать профильное обучение для старшеклассников, развивать творческие способности детей. Центр «Лидер» включает в себя не только среднюю школу, но и профессионально-техническое училище, кампус на 86 мест«. Это необычное учебное заведение очень востребовано, сюда приезжают заниматься одаренные дети из разных городов страны. Бобровский центр «Лидер» работает уже пятый год и за это время показал эффективность заложенных в него идей.

«Накопленный опыт проектирования образовательной среды как смарт-пространства позволил нам перейти к более масштабному проекту так называемой мега-школы», — заявила заместитель технического директора по архитектуре ГКДТ. Сейчас уже завершается строительство этого кластера, включающего группу из нескольких корпусов, объединенных общешкольным центром с общественными пространствами и территориями для проведения досуга.

«Центральное ядро старшей школы — единое пространство в виде атриума высотой 4 этажа с амфитеатром на 700 мест, которое внешне напоминает Колизей, позволит устраивать здесь различные фестивали, выставки, концерты, — добавила Алла Лалакина. — Другую часть первого этажа занимают зоны общественной деятельности: коворкинги, медиа-зона, центр школьного самоуправления, литературный клуб с медиакафе». Трансформируемость здесь обеспечивается благодаря складной мебели, мобильного оборудования, передвижных интерактивных панелей и других элементов интерьера. Такое решение позволяет быстро изменять среду под любые образовательные задачи, трансформировать его под личные потребности.

«Вместо одного огромного обеденного зала почти на 2000 мест, мы сделали несколько и рассредоточили их по этажам. Таким образом, у нас получился многоуровневый школьный ресторан с комфортной рассадкой детей за столиками. Чтобы исключить очереди в обеденных залах, дети смогут заранее заказывать себе обед по электронному меню, — рассказала заместитель технического директора по архитектуре ГКДТ.

Библиотечно-информационный центр авторы проекта разделили на зоны открытого и закрытого хранения литературы, различные читальные залы, медиатеку. Здесь трансформируемые перегородки позволят, например, объединить пространство библиотеки с расположенным напротив обеденным залом для проведения массовых мероприятий, литературных вечеров.

Широкий выбор направлений дополнительного образования (студии школьного ТV, звукозаписи, музыкальные студии) позволит реализовать любые потребности развития личности.

«Архитектура здания мега-школы продиктована новаторским подходом к образованию и подчеркивает принцип нелинейного расписания, — пояснила Алла Лалакина. — Для каждого ученика будет разработана персональная образовательная программа и индивидуальный маршрут, по которому ребенок будет перемещаться от одного тематического блока к другому. И в основу архитектурных решений положен принцип многофункциональных, перетекающих пространств, уход от коридорной системы. Здесь практически нет прямых углов, как не бывает стандартных решений в реальной жизни».

Нестандартный человеческий подход к проектированию социальных объектов продемонстрировали итоги всероссийского смотра-конкурса «Зодчество ВРН», участие в котором приняли в этом году архитекторы из 13 городов, представив 41 проект.

Специальный диплом Союза архитекторов за выразительный художественный образ школы по ул. Покровская, 18/5 в Воронеже получил ПИ «Гипрокоммундортранс» в номинации «Лучший проект образовательного учреждения». Лауреатами стали также разработанные ГКДТ проекты детского сада «Изумрудный город» на 200 мест в Липецкой области и стационарного корпуса Поворинской районной больницы в Воронежской области. Награду за «Лучший реализованный проект медицинского учреждения» — хирургический корпус воронежского областного онкодиспансера — ПИ «Гипрокоммундортранс разделил с застройщиком ДСК.

Начальник архитектурной мастерской ГКДТ Искандер Имамкулиев подчеркнул: «Результаты конкурса „Зодчество ВРН“ являются подтверждением нашей преданности архитектуре и вдохновляют продолжать исследовать новые концепции, экспериментировать с формами и материалами, стремиться к инновациям. Проекты, отмеченные жюри, были разработаны с особым вниманием к деталям, чтобы обеспечить комфорт, красоту и функциональность для тех, кто будет использовать эти пространства».

В рамках внеконкурсной экспозиции были представлены также проекты ПИ «Гипрокоммундортранс», имеющие большое значение для развития социальной инфраструктуры региона: воронежская поликлиника на 1100 посещений с подстанцией скорой медицинской помощи на 10 бригад на Московском проспекте; школа в с. Новая Усмань; образовательный центр на 2860 мест на Московском проспекте и школа «Ласточка» на 1500 мест по ул. Остужева в Воронеже.

Ирина Размустова

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения