23 января 2025, четверг
  • Где освящались корабли, построенные в Воронеже?

Где освящались корабли, построенные в Воронеже? Глава 1.

Успенская Адмиралтейская церковь — одна из самых красивых и величественных в Воронеже. Чтобы прикоснуться к святыне, почувствовать запах истории, найти умиротворение и покой в молитве, сюда приезжают со всех уголков России.

Об истории храма и места, где берет свое начало российских флот — серия публикаций нашего постоянного автора и ведущего рубрики «Воронежское казачество», атамана «Союза Верхне-Донских казаков» ВОКО ВКО «ЦКВ», эксперта по воинским искусствам, войскового старшины, члена Общественного Совета при ГУВД Воронежской области Сергея Шалимова.

Успе́нский (Адмиралте́йский) хра́м — старейшая сохранившаяся церковь Воронежа. Полное название церкви — Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Престольный праздник храма — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (28 августа).

Успенский (Адмиралтейский) храм является памятником архитектуры XVII века. Он перестраивался и изменялся несколько раз, поэтому в архитектуре его смешались разные стили. Предполагается, что закладка деревянного храма произошла в первое десятилетие основания крепости Воронеж. Предшественник Успенской церкви — деревянный храм, который впервые упоминается в 1594 году в грамоте царя Федора Ивановича воеводе Ивану Кобякову. Практически все воронежские исследователи придерживаются мнения, что Успенский храм перестроен в каменный после 1703 года и являлся главным храмом Воронежа.

СХЕМА_

Чертёж поймы реки Воронеж. Историческая хроника. 1694 год.

Успенская церковь — древнейшее каменное сооружение в Воронеже после Алексеево — Акатова монастыря, отстроенного в 1674 году.

Успенский Адмиралтейский храм — первый в истории храм военно-морского флота России (Воронеж). Успенский храм является памятником истории, связанным с постройкой на берегах реки Воронеж первых кораблей регулярного русского военного флота, он единственный дошедший до нашего времени памятник, тесно связанный с кораблестроением и становлением российского флота при Петре I. Царь впервые приехал в Воронеж 29 февраля 1696 года. Именно близ Успенского храма он нашёл наиболее удобное место для строительства парусников. Специально для этого была выстроена Немецкая слобода, на острове возведено адмиралтейство, включавшее цитадель (крепость), каменный цейхгауз, «парусный двор». Недалеко от верфей был построен дворец царя и дома его сподвижников А. Д. Меншикова, Ф. М. Апраксина, Ф. А. Головина, Н. М. Зотова.

Успенский храм как бы делил верфь на правую и левую, разрывая её. Часто на богослужениях присутствовал и Пётр I. Существует легенда, что иногда царь сам пел на клиросе. Построенные корабли освящались в храме. 2 апреля 1696 года после богослужения в Успенском храме были спущены галеры и корабли первого регулярного военно-морского флота России. Среди них была галера «Принципиум».

Во времена строительства флота епископом в Воронеже был Митрофан Воронежский. Митрофа́н Воро́нежский (в миру — Михаи́л, в схиме — Мака́рий; 6 (16) ноября 1623 года, Антилохово — 23 ноября (4 декабря) 1703 года, Воронеж) — епископ Русской церкви, епископ Воронежский и Елецкий. Причислен к лику святых Русской православной церкви 25 июня (7 июля) 1832 года. 2 (12) апреля 1682 года назначен епископом Воронежским, был первым архиереем на вновь учреждённой кафедре. Ранее она входила в состав Рязанской епархии, однако тамошние архиереи не посещали Воронеж и его окрестности, находившиеся на глубокой периферии их обширной епархии.

Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, как правящий архиерей, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю, для некоторых воронежских обителей им по ходатайству епископа Митрофана были уменьшены государственные повинности (что было нехарактерно для Петра I, но объяснялось его хорошими отношениями с владыкой).

В то же время активная политика вестернизации различных сторон жизни встречала неприятие со стороны святителя, который не боялся возражать царю, когда речь шла о принципиальных вопросах.

Фотографии и иллюстрации представлены ведущим рубрики Сергеем Шалимовым

Продолжение следует

Подпишитесь на новости

Подписываясь на рассылку, я даю согласие на обработку персональных данных.

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения