29 февраля 2024, четверг
  • Воронежский художник создал эмблему стран БРИКС: экспозиция воронежского художника, скульптора и поэта Виктора Лавлинского «За русские ценности» готовится к показу широкой аудитории

Воронежский художник создал эмблему стран БРИКС: экспозиция воронежского художника, скульптора и поэта Виктора Лавлинского «За русские ценности» готовится к показу широкой аудитории

Уже не первую зиму предлагает мне судьба удивительные встречи. Кто-то на современном языке, может быть, назовет их кармическими: в принципе я не против. Они помогают выбраться из болота личных чувств, ситуаций, проблем, попробовать взглянуть на мир пробужденными глазами. Начало этой зимы не стало исключением, и я откликнулся на письмо, пришедшее в редакцию.

На фоне бушующих войн, ежедневных сообщений о смертях, уничтожениях и разрушениях художник из Воронежа заканчивает подготовку к выставке под общим названием «За русские ценности». Причем каждую картину-панно автор сопроводит другим — стихотворным произведением, как бы подчеркивающим идею, оттеняющим суть.

Показ работ Виктора Михайловича Лавлинского фактически задумывался, как патриотическая и общественная акция, призванная в наше жестокое время напомнить людям о том, что они сотворены для созидания, миротворчества, взаимоуважения и любви. Да, именно той, о которой говорится «...возлюби ближнего своего...». А еще для того, чтобы показать, что различные пространства наших городов, больших и малых населенных пунктов, зачастую загнанные в прокрустово ложе современных стандартов, можно и нужно наполнить, украсить, оживить произведениями искусства ныне живущих авторов, говорящих на языке неподдельной морали, не двойных стандартов, не навязанной извне псевдо культуры; на языке, который и власти так часто называют государственными интересами и главными общечеловеческими ценностями.

Открытие выставки перенесли на неопределенное время. По воле случая я оказался там, где художник работает.

Согревая сердца

Виктор Михайлович родился в Воронеже. С раннего детства, по рассказам его мамы, обладал буйной фантазией и еще дошколенком рисовал «что попало и на чем попало». Родители не хотели, чтобы сын стал художником, мол, был нехороший пример: сосед-художник был вечно пьян.

Виктор по настоянию любимой мамы поступил в лесотехнический институт: нужно было получать достойную по мнению семьи специальность. Но, не в ущерб учебе, студент Лавлинский все же занимался любимым делом — постигал основы живописи в изостудии. После окончания вуза, вероятно, природный дар все же заставил молодого тогда специалиста устроиться на работу художником в городской комбинат оформления и рекламы Воронежа. Способного автора заметили в администрации, стали доверять оформление ответственных объектов — проспекта Революции, площади Ленина, главных павильонов выставок в парке «Динамо».

— Мной тогда была выполнена единственная в городе динамическая газосветная вывеска «Океан», где волны и рыбки в движении попадают в чашу, которая наполняется водой, — рассказывает Виктор Михайлович. — И только теперь, на пенсии я дал волю творчеству, и по просьбе своих товарищей решил организовать выставку своих работ, назвав ее «За русские ценности» — в пику ценностям Запада. Художники эпохи Возрождения воспевали красоту и силу человека, которому все время приходилось бороться за выживание в жестоком мире. Миру же в свою очередь самому всегда нужна была помощь социума через добрые отношения в семье, в обществе, между странами и народами. И мои работы именно об этом.

IMG_2635

Виктор Михайлович считает, что истинные добрые отношения между людьми проявились в большей степени у нас на Родине, в России, особенно, когда Родина называлась Советским Союзом.

— Капитализм губит и человека, и цивилизацию, — уверен мой собеседник, — и продолжает свою мысль стихами.

«В борьбе за жизнь в жестоком мире

Народы малые Сибири

Свой быт и корни родовые

Спасли, войдя в состав России.

России дар, знать, Богом дан

Сплотить в одну семью народы

Под гимном равенства, свободы —

Бог любит Русь и россиян»

Мастерская Виктора Михайловича затерялась среди складских и производственных помещений суетящегося торгового бизнеса где-то на левом берегу Воронежа. Право, здесь можно снимать кино о перестроечных годах нашей Родины: до того все аутентично — и ободранная плитка еще советских времен, и сточенные временем ступени (по ним вверх и вниз прошли миллионы раз), и грязно-зелёная, шелушащаяся краска на стенах, и застывшие во времени, прилепленные к потолку прямоугольные мутные светильники. Но это лишь первое впечатление. Время действительно тут течет по-разному. Мелькание и суета лишь за окнами и дверью.

Хозяин открывшейся передо мной мастерской смущается, извиняясь за беспорядок. Виктор Михайлович уже давно не работает в этих стенах официально, трудится тут, наверное, потому, что душа художника заставляет создавать, творить. Это в прежние годы он был фактически главным оформителем Воронежа, будь то юбилеи или праздники. Теперь он пенсионер. И благо, что собственники здания его уважают и аренду не берут, просят лишь помогать с дизайном различных стендов и интерьеров.

Панно, о которых пойдет речь ниже, стоят тут же, в ряд. На полу, по-над окнами — пенопласт, бумага, краски, чертежи и эскизы — все то, что творческий человек может называть просто сором, из которого как по волшебству в какой-то момент возникает произведение, работа, вещь. Словом — творение, причем кажется, что, вполне одухотворенное и даже одушевленное.

А как иначе? Мой взгляд приковывает панно с названием «По законам природы». Изображены первые люди, прародители человечества, древо познания и искушающий змей. Тема не нова, но пластика и гармония композиции притягивают и очаровывают. Как гармоничное дополнение — ненавязчивые строки:

«Повзрослев Адам и Ева,

Яблоко вкусив от древа,

Жить хотели б, созидая.

Разогнал их Бог из Рая.

Чтобы люди на Земле

Через трудности, в борьбе,

Строили, гордясь собой,

Свой духовный рай земной...»

IMG_2634_1

— Считаю важным дополнением, если стихи, тем более авторские, помогают ярче раскрыть содержание работы художника, — уточняет Виктор Михайлович. — Вспомните хотя бы холст Огюста Родена «Мыслитель». Изображен пригорюнившийся мужик, будто размышляющий, где бы достать три рубля на опохмелку. Не лучше, по моему мнению, и картина Мунка «Крик»: там человек орет, мол, где болонка, которая за ним гонится.

Юмор и сарказм Виктора Лавлинского понятен, а сам он недоумевает, почему эти работы стоят миллионы долларов.

Готовя свои уникальные панно к выставке, Виктор Михайлович надеется, что, состоявшись, она поможет возродить в россиянах уважение к своей Родине, гордость за нее, раскрыть это сложное и глубокое чувство, называемое патриотизмом:

«Я хотел бы так сказать:

Что б согреть сердца, вам, зритель,

Дать вам гордость испытать

За Россию, нашу мать!»

За братство, за равенство народов Земли

Семья, где есть и мужчина, и женщина, и дети, та самая ячейка общества, из множества которых создан народ, семья именно в такой конфигурации, а не как иначе — корень произведений Виктора Лавлинского. Даже на предложенном им варианте денежной единицы — рубле, художник вместо привычных обществу обрубленных голов политических идолов различных эпох объемно рисует семью: малыша в центре и отца с матерью, своими телами как бы создающих круг защиты своего чада.

IMG_2653_эскиз рубль

IMG_2633_рубль_1

— Их сердца друг к другу льнут, в телах трепет, пальцы жгут. Знать они, волнуясь, знают, что их чувства расцветают, как подснежники в снегу, — цитирует художник свое стихотворное сопровождение другому панно под названием «Рождение чувств». Здесь он и она у подножия древа жизни, мощного, приносящего здоровые плоды. Видны чистые, трепетные отношения между юной парой.

IMG_2650_рождение чувств_3

Рядом разместилась не менее интересная композиция — «По океану жизни», где в вечном движении, в единстве и борьбе противоположностей, преодолевая жизненные трудности, дополняя друг друга, плывут, стремясь воссоединиться, женское и мужское начала.

Поэтические строки автора лишь слегка намекают зрителю на авторскую задумку: он ведь и сам вправе поразмышлять над картиной! «Прекрасны люди, что служа Отчизне, в борьбе мужают, ярко жизнь ведут! Бедны, скучны, кто в океане жизни, как щепки по течению плывут».

IMG_2648_в океане жизни_1

Я смотрел на произведения этого ранее совершенно незнакомого мне человека, слушал и запоминал его пояснения и пробовал делать для себя словно «мысленные зарубки» — своего рода ориентиры. Они, я верю, помогут и мне справиться с течением, перестать осознавать себя лишь той самой щепкой в просторе жизни. Когда-то и я держал в руках карандаш почти также, как этот художник, когда-то линия, которую оставляет грифель на бумаге, постепенно превращалась в очертания, силуэт, становясь зримым обликом человека. Затем являлись тени и полутона, создавая законченность и полноту.

 Да, примерно так работает художник, — словно понимая мои мысли, сказал мой собеседник. — Если вам это и впрямь интересно, вкратце расскажу. От мысли до воплощения — путь неблизкий. Карандашный эскиз, определение пропорций, композиционное размещение деталей. Так как панно гипсовые и объемные, предварительно нужно изготовить основы для пластилиновой формы. Уже после этого отливаются будущие оригиналы и можно взять в руки кисти и краски.

Об этом Виктор Михайлович говорит долго и увлеченно. Также, как и о своих прежних, соответствующих ушедшей эпохе работах, в которых было место и праздничной атрибутике, и портретам высокопоставленных персон прошлых лет.

— А как же, в ту эпоху без этого никуда, — улыбается Виктор Михайлович, — и лик того самого дорогого Леонида Ильича, масштабированный до огромного плаката, должен был соответствовать всем пропорциям, и вождь мирового пролетариата также.

К слову, есть в коллекции Виктора Михайловича и «крамольные» панно. Одно из них — «Первый блин комом...», главные персонажи которого — Владимир Ульянов (Ленин) с женой Надеждой Константиновной. Художник, благо здесь все в его власти, «поместил» главную семью отечественного пролетариата в русскую народную сказку про курочку Рябу да золотое яичко. Находясь явно в несвойственной для себя среде, знаменитые мужчина и женщина одеты по-крестьянски просто. На вожде крестьянская рубаха с поясом, порты и онучи. На коленках у Ильича заплатки, обут он в лапти. Голову Надежды покрывает шерстяной платок, поверх сарафана — фартук, шерстяные носки Крупской тоже штопаны суровой ниткой. Кормят муж и жена курочку зерном, а она им дарит непростое яичко. У ног хозяев хижины — мышка-норушка о чем-то договаривается с котом. Само же название композиции будто говорит стороннему созерцателю: история-то такая уже была, а как закончилась — мы знаем. А, может быть, и нет?

IMG_2679_ильич_1

Словом, думать предлагает автор, осмысливать и мир, и себя в нем. Возможно, в этом и кроется тот самый смысл жизни, который художник хочет донести до нас, зрителей.

«Хотел добиться в гипсе я, чтоб эта милая семья любовь и нежность излучала, чтоб люди впитывая это, светились сами и планета хоть на чуть-чуть светлее стала». Это уже строки своеобразной аннотации к другому гипсовому панно — «Свет любви». Обращая внимание на эту работу, стоит оговориться: отличительная особенность художника Лавлинского — обнаженная натура. Видны идеальные естественные пропорции, грация и пластика. А вот чего нет, так это даже намека на вульгарность и пошлость. Тоже самое можно сказать и о композиции «Молодость», где двое на пороге новой жизни, где лишь они архитекторы и творцы. «Молодость, подумал я, — кладезь добрых чувств, огня. Вот бы силы молодые — все на добрые дела! Жизнь в Америке, в России, во всем мире расцвела. Мир бы жил без войн и зла. Всем служил бы мирный атом, и со злости сдохло б НАТО. Бывшие ее солдаты, сбросив ружья, взяв лопаты, на камзол сменив мундир, стали б строить светлый мир!»

Коль скоро прозвучала официальная аббревиатура, стоит, наверное, сказать и том, что хозяин этой мастерской предложил и собственное видение герба (эмблемы) всем известного и ныне растущего в размерах межгосударственного союза БРИКС. Единение народов на принципах дружбы, уважения и развития — смысл, вложенный автором в это панно.

IMG_2642_Брикс_1

Нет, я кистью не готов это выразить без слов...

...Я еще раз прохожу по мастерской. Здесь все пространство занято деталями, из которых сложатся творения художника и скульптора Виктора Лавлинского. Вот гипсовая заготовка для панно, она весит немало. Во всяком случае, в той, которую я приподнял, было не менее пуда. Она еще ждет своего одухотворения от кисти художника. Как и объемная композиция с сидящей на скамейке девушкой. Готов лишь эскиз и миниатюрный объемный образ. По задумке любой прохожий сможет присесть с ней рядом на скамье, сфотографироваться. Скажете, идея не нова и в Воронеже уже есть подобный арт-объект? Есть, но эта незнакомка другая...

IMG_2656_эскиз незнакомка_1

IMG_2684_незнкомка_1

На полу, в самом центре — будущее трехметровое панно с сюжетами и образами русских народных былин и сказок. Автор делает его бесплатно для одного предприятия. Безвозмездно, как и все свои работы. Он просто такой красивый человек. А сам он так говорит в своих стихам, которые, может быть, и не претендуют на высокую поэзию:

«Могут ли холсты немые выразить всю мощь России, красоту и русский дух, мир несущий всем вокруг? Нет, я кистью не готов это выразить без слов...В ком сердца любви открыты, Русь Святую берегите как свою родную мать! Время сложное, простите, что пришлось напоминать!»

IMG_2659_большое панно на полу_1

Уходя, я подумал, что работы художника Виктора Михайловича Лавлинского достойны бронзы. Нет, не медали, а бронзовых копий, которые могли бы прижиться в видных общественных местах различных городов нашей страны. Чем, допустим, встречает гостей столицы Черноземья вокзал «Воронеж-Южный»? Стилизованным паровозом Черепановых? А в зале ожидания —кофе-автоматами? А чем будет привлекать новый терминал воздушной гавани аэропорта имени Петра I? Бетоном, пластиком и железом? Властям нужно лишь хорошо подумать, как гармонично вживить в экоструктуру города достояние культуры, интеллекта и красоты. Чтобы это достояние не было утеряно в суетной среде современного мира.

Борис Нестеров, Воронеж

Фото автора

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения