Воронежское казачество. Вешенское восстание. Часть 3.
От редакции. Содержание нижеследующего текста, полагаю, вызовет у многих читателей негодование и отторжение. В советское время такая информация тщательно скрывалась, и сейчас некоторых она приведет в шоковое состояние. Но что правда, то правда. Однако следует учитывать, что во время гражданской войны зверства творили обе стороны.
Белоказаки, например, «прославились» дикими расправами над населением в том же Воронеже во время мамонтовского и шкуровского рейдов. И не стоит забывать, что значительная часть бедных казаков вошла в состав Первой и Второй конных армий.
Верхнедонские казаки, доведённые до крайнего отчаяния, восстали. Комиссары хотя и обезоружили их (под страхом смертной казни), но всё-таки те часть оружия припрятали «про чёрный день».
Жители хутора Шумилина (Казанская станица) под руководством подхорунжего Медведевав ночь на 10 марта (26 февраля) 1919 года уничтожили спящий карательный отряд и в конном строю помчались в станицу Казанскую, попутно уничтожая красных.
В Казанской отрядМедведева, разбившись на группы и определив роль каждого бойца, так же организованно ликвидировал комиссаров, предававшихся сладкому сну после только что окончившегося танцевального вечера. 300 солдат карательного отряда при 20 пулемётах разбежались. Восставшие перебили всех комиссаров, захватили оружие и боеприпасы, шедшие по железной дороге на фронт. Медведев от станицы Казанской вернулся в хутор Шумилин для пополнения своего отряда.
Из Казанской 250 казаков двинулись в Мигулинскую, истребив гарнизон и освободив обречённых на смерть пленных, дальше двинулись освобождать хутора.
В хуторах Чиганакском (упразднённый хутор в Верхнедонском районеРостовской области,входил в состав Мигулинского сельского поселения) и Решето́вском (в1918 годувходил в Зотовский юрт Хопёрского округаОбласти Войска Донского) была сформирована конная сотня в количестве 80 человек под командованием Емельяна Ермакова, которая захватила Вёшенскую станицу. Следующей целью стал военный склад в станице Карги́нская. Восставшие объявили мобилизацию казаков.
Вначале восстанием руководил донской казак Суяров, а примерно с 22 (10) марта 1919 года — сотник Кудинов Павел Назарьевич.
Что касается участия воронежцев в этом событии, то тут нужно вспомнить историю, связанную с Булавинским восстанием в 1708-1709 годах.
Все станицы Воронежской губернии, связанные с этим мятежом во времена Петра I, были отторгнуты царём от Донского Войска, а их жители подверглись «расказачиванию». Тем не менее, генетическая память не умерла у потомков вольных верхнедонских родов. Помнили о своих братьях и на Тихом Дону. Так, в письме императору Вильгельму от 28 июня 1918 года Донской Войсковой Атаман генерал-от-кавалерии Петр Николаевич Краснов (фото) просил о содействии «присоединению к Войску по стратегическим соображениям... города Воронежа, станции Лиски и Поворино» (районы, совпадающие с отобранными Петром I исконными казачьими землями). Параллельно с этим шла соответствующая агитация на территории юга и северо-востока Воронежской губернии донскими казаками.
На помощь восставшим поднялись казаки Воронежской губернии. К ним отправились около тысячи человек из села Березняги, ещё 800 из Богучара, поддержали их и казаки Калача.
Характерна на этом фоне судьба богучарского мещанина Николая Васильевича Дарина, который с июня 1918 года служил в рядах Богучарского добровольческого отряда. За отличие в боях с большевиками произведён в поручики. Именно в рассматриваемый период (лето — осень 1918 года) наметился переход наиболее политически активных уроженцев Богучарского уезда в казачество, начался процесс формирования казачьих обществ на воронежской земле.
3 марта 1919 года из близлежащих хуторов станицы Вёшенская прибыли около 500 казаков, из которых был создан 1-й Вёшенский конный полк 5-й повстанческой дивизии. Командиром был назначен поручик Дарин, сам не казак. После ранения прежнего комдива — хорунжего П.И. Ушакова — он два месяца исполнял его обязанности в непрерывных схватках с красными. Дарин дослужился до чина войскового старшины, командовал в Донской армии различными частями. Ушел в эмиграцию, где числился казаком Гундоровского полка.
Пик активности возрождающегося «воронежского» казачества пришёлся на 1919 год, когда Советская власть прибегла к массовым бессудным расстрелам, разного рода реквизициям, издевательствам над казаками и крестьянами.
Красные прознали про подготовку к восстанию казаков, и начались аресты и расстрелы в Хопёрском и Усть-Медведицком округе. Особенно много жертв побили в Урюпинской станице и в Слащёвской у хопёрцев.
Слобода Березняги Воронежской губернии, которая была расположена вблизи донской границы, тоже восстала против красных, выставив 800 штыков при 8 пулеметах, Из них был сформирован отдельный Новодмитриевский казачий пеший полк в составе 4-й дивизии, лучшей в Верхнедонской армии.
Березняги сегодня — это село в Петропавловском районеВоронежской области, которое в XVII–XVIII веках располагалось на территории Слобожанщины, принадлежа к Острогожскому полку Слободского казачьего войска (СЛКВ).
Во время восстания Березня́говская волость была переименована в Новодмитриевский юрт в составе Верхне-Донского округа. В борьбе с большевиками новодмитриевцы показали себя с самой лучшей стороны. В дальнейшем они разделили трагическую судьбу всех верхнедонцов...
Позже в бригаду была включена Усть-Хоперская сотня (в конце апреля — 74 шашки), которая была развернута в 1-й Усть-Хоперский полк — командир подхорунжий Митичкин. Известно, что туда входили Ягодни́нская сотня и 4-я Горба́товская сотня — командир Горба́тов Василий Иванович (в конце мая сотня перешла к большевикам).
Из воспоминаний участника восстания Е.Ф. Кочетова о событиях в самом начале восстания: «на Казанский фронт пришли большие силы карателей матросов и китайцев и других разных бандитов. Матросы и китайцы поснасиловали пьяные и казачек-беженцев, и русских баб в слободе Криушин. Под утро на Шумилин с разных сторон потекли бабы и детишки беженцев, кричали, плакали... Некоторые, потерявшие юбку, кофту одели рукавами в ноги, прикрывши срам ветками и травой, стыдились подойти, пока шумилинские искали одежду. Тут казаки озверели».
Нужно сказать, что в традициях казачества женщина- это символ материнства и объект глубокого уважения. Пьяная матросня и китайцы, изнасиловав казачек, в глазах казаков поставила себя вне закона. И вот каратели пошли на Шумилинскую станицу. Кудинов, руководитель восстания, сказал: «в плен карателей не брать».
Начался бой. Казаки пошли в атаку под матросские пулеметы, многих потеряли, но охватили красных, врезались в их ряды и пошли рубить головы. Матросы бегали во все стороны, кричали. Начальство красных, около 20 верховых, сразу ускакали. А матросов порубали всех. Потом нашлись и китайцы. Их оказалось больше 300. Казаки отобрали у них в мешках золото, много украшений, туго свернутые царские и советские деньги, перевязанные вилки, ложки, серебро. Китайцев отвели к яру поглубже и там всех порубали. После этого случая китайцы отказывались воевать против казаков. Они зверствовали в тылу, в захваченных казачьих станицах.
В составе Красной армии воевало предостаточное количество интернационалистов: 56 тысяч латышей, 60 тысяч китайцев, которые строили железную дорогу Петроград-Мурманск, работали на уральских заводах и в прочих местах.Им с приходом революции некуда было деваться, и они пошли воевать за деньги, которые им платило Советское руководство. К ним присоединились 30 тысяч венгров и 5 тысяч представителей других национальностей — жителей России.
Донское казачество сумело выстоять в невероятно сложных условиях полного окружения превосходящими частями Красной армии. Восставшие во время боёв захватили у большевиков пулемёты, винтовки, даже пушки. Но патронов не хватало.
В станицах Вешенской, Казанской, Еланской были организованы примитивные заводы для производства ружейных патронов. Пленные часто спрашивали: «Товарищи, откуда у вас такие патроны?Головы́ нельзя поднять, а как заденет, так расшибет всего!»
Несмотря на многочисленность красных бойцов, которых с приходом 9-й советской армии насчитывалось до 60000, восставшие в количестве не более 35000 оказывали упорное сопротивление. С казаками вместе воевали даже добровольцы — женщины и девушки, которые принимали активное участие в бою под хутором Шумилиным, проявили необычайную храбрость, за что девица Ш. Суярова была награждена Георгиевским крестом 4-й степени. В рядах восставших было много и местных крестьян, которые, пользуясь как со стороны начальников, так и казаков полным доверием и равным братским отношением, честно дрались и мужественно погибали за общее дело.
Из воспоминаний Кудинова П.Н., руководителя восстания: «В дни революции... Всё казачество нигде не проявило наклонностей к погромам и опустошениям».
От редакции: Наклонностей, может, и не проявляло, а зверств тоже творили немало.
Ведет рубрику атаман «Союза Верхне-Донских казаков» ВОКО ВКО «ЦКВ», эксперт по воинским искусствам, войсковой старшина, член Общественного Совета при ГУВД Воронежской области Сергей Шалимов.
Окончание следует.