26 апреля 2024, пятница
  • Воронежское казачество. Вёшенское восстание 1919 года и участие воронежцев в нём.
  • Воронежское казачество. Вёшенское восстание 1919 года и участие воронежцев в нём.

Воронежское казачество. Вёшенское восстание 1919 года и участие воронежцев в нём.

24 января 1919 года была подписана директива Якова Свердлова о расказачивании, после чего начался геноцид казаков по всей стране. Отныне каждый год казаки во всём мире в этот день служат панихиду по убиенным и их семьям. Опять же каждый год в конце мая воронежские казаки приезжают в Вёшенскую станицу на фестиваль Шолоховская весна. В 2011 году в Вёшки мы приехали на конях.

Ни слова в средствах массовой информации не сказано о тех событиях. Только телеканал «Россия-Воронеж» обратился ко мне с просьбой снять фильм об участии наших земляков в Вёшенском восстании. В мае 2019 года, к 100-летию события, канал выпустил фильм под названием «Не щадили никого. Как в начале 20 века донские казаки устроили кровавое восстание». По названию фильма уже складывается ощущение, что казаки ни с того ни с сего, в силу только своей кровожадности, вдруг решили устроить кровавое восстание в тылу Красной армии. Такими фильмов и формируются ложные представления о нашей истории. Журналистам нужно более ответственно относиться к таким вещам.

В этой статье я не ставлю цель подробно рассказать о том, как проходило восстание, а хочу уделить внимание вопросам, о которых только вскользь упоминается в средствах массовой информации, а именно:

  1. Почему казаки не приняли Советскую власть на Дону и стали воевать против Красной Армии в 1918 году?
  2. Причины оставления казаками фронта с большевиками в январе 1919 года.
  3. Причины возникновения Вёшенского восстания.
  4. Последствия восстания.

При чём тут история Воронежского края, спросите вы? В нем активно участвовали наши земляки. Разберём эти события более подробно.

Причины вооружённого сопротивления казаков Советской власти

Сначала казаки лояльно отнеслись к большевикам. С германского фронта вернулись казачьи полки, благодарные Советской власти, прекратившей войну, в которой они участвовали четыре года. Казаки считали, что лозунги большевиков совпадают с традициями: выборность власти, общинное владение землёй. Между прочим, интересно то, что инициатором восстания в последующем явилась Вёшенская станица, та самая, которую Генерал Краснов за сочувствие Советской власти хотел «стереть с лица земли» (Верхне-Донское восстание. Доклад № 46 следственной комиссии председателю Революционного военного трибунала Республики о Верхне-Донском восстании. 1 июля 1919 года. Сперанский. Земцов. Стр. 177.).

Казаки не желали больше воевать. Они хотели мирной жизни, хотели пожить с семьями, наладить свои хозяйства, руки соскучились по сельскому труду. Их лозунгом было: чужого не брать и своего не отдавать. Они не намеревались спасать разорившихся русских дворян и отнимать для них у русского мужика его пожитки (Кудинов. Стр.254-255). Внутри казачества, впрочем, сложились свои антагонизмы.

1,5 миллиона казаков — это половина сельского населения, но им принадлежало ¾ земли. Казаки считали эту землю своей, по праву своих предков, проливавших за неё свою кровь, и дарованную, начиная с Ивана Грозного, правителями государства Российского в обмен на военную службу, на которую казак должен был явиться со своим снаряжением и вооружением и со своим строевым конём. Так было вплоть до 1917 года. А сборы на службу стоили немалых денег. Казаку особо некогда было самому пахать, он находился на военной службе, а землю сдавал в аренду крестьянам. Земля у казаков была основным источником существования.

Земельный вопрос — самый главный, из-за которого произошёл конфликт. Казаки не хотели отдавать свою землю, а Советская власть решила ее отнять и распределить между крестьянами, проживавшими на территории Войска Донского и переселившимися с других регионов России (1 млн. человек).

В январе 1918 года Третий съезд Советов принимает решение, что земля принадлежит тем, кто её обрабатывает, то есть иногородним. Казаки лишились своей земли. Начались трения. И большевики встали на сторону иногородних крестьян. После этого Советская власть потеряла популярность у казаков. Кроме того, большевики считали казачество оплотом царизма, который мешал строить новую светлую жизнь.

7 января 1918 года в Новочеркасске для борьбы с большевиками была создана Добровольческая армия, 21 апреля 1918 восставшие против Советов донские казаки, возмущённые начавшимся переделом их земли, образовали Временное донское правительство. 23 апреля 1918 года они начали формировать Донскую армию.

В январе 1919 года Добровольческая армия Деникина завладела Северным Кавказом, разгромив 11-ю Красную армию. После этого все отряды белогвардейцев на Дону, Кубани и Северном Кавказе были объединены в Вооруженные Силы Юга России (ВСЮР) во главе с Деникиным.

4 января 1919 года началось контрнаступление 8-й и 9-й армий Южного фронта Красной армии, закончившееся к концу февраля 1919 г. разгромом Донской армии, снятием осады с Царицына (Волгограда) и занятием большей части Донской области.

Красные с боями взяли Новохоперск, Богучар и Калач, Павловск и Бобров, Валуйки, и в итоге почти вся Воронежская губерния, исключая несколько южных волостей, была очищена от белых.

В Воронеж снова вернулась относительно мирная жизнь.

Главные причины ухода с боевого поля частей Верхне-Донского округа в период атаманства генерала П.Н. Краснова

На фронте против большевиков сражались несколько белых армий: Донская, Кавказская (Кубанская), Добровольческая и Южная; последняя отличалась от первых трёх удалью, мародёрством, безобразиями и бесчинствами. Цели у этих армий были разные. Дону, Кубани и Тереку необходимо было восстановить свои исторические права, изгнать вторгнувшихся коммунистов из пределов своей земли. Добровольческая армия, олицетворявшая бывших помещиков, была пропитана духом реакции и сводила счёты с народом за отобранные владения.

Донское правительство и командование понимали казачий характер. Но трусость казачьих вождей перед генералом Деникиным не позволила получить те результаты, за которые боролись рядовые офицеры и казаки. Идея простого казака в гражданской войне была проста. Дойдя до границы своей родной земли, они говорили: «Дальше не пойдём, так как там земля не наша, и вмешиваться в жизнь и порядки русского народа мы не желаем». Но усилиями политических руководителей эта мысль была сбита. Казаки продолжали повиноваться распоряжениям своего начальства.

В то время, когда на фронте лилась человеческая кровь, тыловые сановники гарцевали на балах и вечерах, распевали песни на тему дня, пресыщались в кутежах, в первую очередь получали обмундирование, назначенное для фронта, и щедро растаскивали достояние казачества. (П.Н. Кудинов. Восстание верхнедонцев в 1919 году. Стр. 205.) Это видели казаки, которые были отправлены по ранению в тыл, и они об этом рассказывали однополчанам, вернувшись на фронт.

День ото дня собственное обмундирование у фронтовых бойцов приходило в негодность; отбираемые же у противника военные трофеи сейчас же захватывались тыловиками и расхищались ловкими маклерами. Жалованье, причитающееся казакам, фактически выдавалось неполностью. Из всего количества обмундирования, посланного на фронт, комплектно по числу наличного состава бойцов, последние получали одну десятую долю. Интенданты отправляли на фронт обмундирование в расчёте, что пока оно дойдёт до воинов, то многие к тому времени будут перебиты.

В результате оборванные и босые казаки с каждым днём приходили в отчаяние, утрачивая боевой дух. Это вело к катастрофе. Донесения командиров о необходимости неотложных мер оставались под сукном тыловых администраторов.

Наконец, раздетые и разутые казаки дошли до крайнего отчаяния, и одна из сотен первого Вёшенского пешего полка, не нарушая порядка воинской дисциплины, потребовала от командира сотни, чтобы последний повёл их в станицу Вёшенскую, где, получив обмундирование, она вернулась бы обратно на фронт. Но командир их не послушал, и сотня выбрала себе нового командира и отправилась в станицу.

Прибывши в Вёшенскую, сотня обратилась к интенданту штаба Северного фронта полковнику Артынскому с просьбой выдать обмундирование, но тот завопил благим матом о «взбунтовавшейся толпе» и помчался к командиру Северного фронта генералу Иванову. Назвать одну из доблестных сотен, которая 200 дней войны провела в окопах, смотря каждую минуту смерти в глаза, «взбунтовавшейся толпой» за то, что бойцы хотели лишь получить обмундирование и вернуться на фронт, это ли справедливость?!

По приказу Иванова и полковника Саватеева сотня была арестована, все «зачинщики» переданы в руки военно-полевого суда при штабе Северного фронта на казачьей земле. Остальных отправили назад на передовую для «исправления» в 28-й Донской казачий полк. «Зачинщиков» в количестве 12 человек приговорили к расстрелу.

Только через три дня приговор привели в исполнение, так как не могли найти охотников для подобной «операции». Около 2 часов ночи осуждённых вывезли к месту казни. Расстрельная команда состояла из взвода Базковской гарнизонной сотни. Офицеры попытались закрыть глаза осуждённым белыми тряпками, чтобы самим не стыдно было смотреть в глаза невинно осужденным, но казаки сорвали повязки.

После залпа офицеры подбежали к вырытой могиле, но там, к их удивлению, оказалось всего три тела, остальные же, несмотря на раны, скрылись в лесной чаще и к утру добрались до Вёшенской. Их тут же положили в лазарет, к ним пришли многочисленные родственники, которые выслушали страшный рассказ выживших.

Эта весть молнией разнеслась по всем хуторам и станицам, по всему фронту. Ненависть к белой власти всё увеличивалась. Члены военно-полевого суда поспешно удрали на юг.

Ведет рубрику атаман «Союза Верхне-Донских казаков» ВОКО ВКО «ЦКВ», эксперт по воинским искусствам, войсковой старшина, член Общественного Совета при ГУВД Воронежской области Сергей Шалимов.

Продолжение следует.

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения