22 апреля 2024, понедельник
  • Нормативы как средство отсоса денег. Воронежская городская администрация ввела недостижимые нормативы по сточным водам, позволяющие ее партнеру «РВК- Воронеж» штрафовать любые организации.

Нормативы как средство отсоса денег. Воронежская городская администрация ввела недостижимые нормативы по сточным водам, позволяющие ее партнеру «РВК- Воронеж» штрафовать любые организации.

Проблемы экологического загрязнения волнуют и население, и чиновников (правда, многие из них выражают озабоченность только на словах, но ничего в защиту окружающей среды не делают). Так происходит по всей России.

А вот в Воронеже городские чиновники приняли такое постановление, которое под видом защиты экологии позволяет одному коммерческому предприятию «доить» фирмы и организации, которые производят сточные воды. Заранее прошу у читателей извинения за перегруженность текста техническими терминами, но без этого статья будет выглядеть бездоказательной.

22 мая 2020 года вышло Постановление Правительства № 728 (подписано М. Мишустиным) https://base.garant.ru/74172245/, в котором регламентируются концентрации загрязнителей сточной воды, попадающей в магистраль общесплавной канализации. В ПП предельно допустимые концентрации представлены в приложении № 7. Оно выглядит следующим образом:

1. Взвешенные вещества

мг/дм 3

300

2. БПК5

мг/дм 3

300 (500*)

3. ХПК

мг/дм 3

500 (700*)

4. Аммоний-ион

мг/дм 3

25

5. Фосфор фосфатов

мг/дм 3

12

Даю расшифровку терминов.

БПК — (биохимическое потребление кислорода) характеризует собой количество растворенного кислорода, необходимого для окисления бактериями загрязняющих органических веществ в заданном объеме воды.

ХПК — (химическое потребление кислорода) — это показатель затратности кислорода, содержащегося в реагенте, который используется для окисления всей органической массы в составе воды. ХПК всегда больше, чем БПК (для хозяйственно-бытовых стоков — в 2 раза).

Практика многочисленных измерений концентраций загрязнителей в сточной воде доказывает актуальность данных величин: современные очистные сооружения в состоянии справиться с переработкой воды с БПК5≤ 300 мгО2/дм3 и ХПК ≤ 500 мгО2/дм3, а концентрация аммоний-ионов для жилых массивов любого масштаба находится в диапазоне от 17 мг/дм3 до 23 мг/дм3, что нисколько не противоречит нормативу.

Несмотря на наличие общероссийского Постановления Правительства № 728 в Воронеже появляется некое внутреннее «Постановление администрации городского округа города Воронеж» № 1095 от 17-го ноября 2020-го года https://voronezh-city.ru/administration/normative_base/detail/35551, которое регламентирует допустимые пределы загрязнителей в сточной воде абонентов Воронежа особым образом: величины ПДК значительно отличаются для правого и левого берега города; некоторые величины настолько малы (Табл.1), что находятся за пределами характеристик любой сточной воды, даже самой чистой. Так, например, требование к левобережным абонентам не превышать в сточной воде концентрацию азота аммонийного в 1(один) мг/дм3(в 25 раз меньше, чем допускает ПП № 728) входит в противоречие даже с требованиями к питьевой воде, где концентрация азота аммонийного лимитируется величиной в 2(два) мг/дм3 (СанПиН 2.1.4.1074-01 приложение № 2).

Таблица.1 — Нормативы состава сточных вод для объектов абонентов, осуществляющих сброс в централизованную систему водоотведения городского округа город Воронеж согласно постановлению № 1095

№ п/п

Наименование загрязняющего вещества

Нормативы состава сточных вод, поступающих в централизованную систему водоотведения правого берега, мг/дм3

Нормативы состава сточных вод, поступающих в централизованную систему водоотведения левого берега, мг/дм3

1

Водородный показатель

6,5 — 8,5

6,5 — 8,5

2

БПК полн. мг О2/дм3

59,17

30,30

3

Взвешенные вещества

182,88

98,36

4

АПАВ

1,4257

0,69

5

Нефтепродукты

1,3368

0,7363

6

Хром (VI)

0,01

0,02

7

Хром (III)

0,01

0,05

8

Медь

0,0066

0,0049

9

Цинк

0,0376

0,1443

10

Свинец

0,0269

0,0195

11

Железо

0,5213

0,4965

12

Фосфат-ион (по фосфору)

0,9847

0,9429

13

Хлорид-ион

84,31

188,83

14

Сульфат-ион

59,12

351,11

15

Азот аммонийный

5

1

16

Сухой остаток

697,04

1299,79

17

ХПК

-

269,78

18

Фенол, гидроксибензол

-

0,001

Таким образом, требования постановления горадминистрации № 1095 от 17.11.2020 г. применительно к сточной воде абонентов не просто противоречит Постановлению Правительства РФ № 728, но и по ряду величин являются недостижимыми ни при каких обстоятельствах: сточная вода принципиально не может обладать такими характеристиками. В связи с этим возникает вопрос о правомерности и законности использования такого норматива на территории города-миллионника с множеством абонентов различных форм собственности, генерирующих сточную воду.

А теперь сделаем выводы из этих технических деталей. Реально никто из нескольких сотен городских предприятий Воронежа, спускающих сточные воды в канализацию, добиться нормативов, указанных в постановлении мэрии, не способно в принципе, даже если сделать самые современные очистные сооружения. Это дает возможность «РВК-Воронеж» штрафовать любого своего абонента, несмотря на то, что питьевая вода самого «РВК» не соответствует установленным параметрам. Секреты свои водный монополист хранит весьма тщательно, поэтому определить полный объем штрафов невозможно. По слухам, его заплатили «ВЗПП-Микрон» (оборонное, кстати, предприятие), «Экология НВО» и другие фирмы. Опять же по неподтвержденной документально информации, "РВК-Воронеж«попыталось оштрафовать «ВШЗ-Пирелли» (шинный завод), но его руководство вроде бы отбилось, использовав московские связи. Вроде бы грозят штрафом «Эколайгнеру». Надеемся, городские предприниматели откликнутся на эту публикацию и пришлют нам информацию о своих отношениях с водным монополистом в этом вопросе. Хотя вообще-то они боятся связываться с горадминистрацией и «РВК» и вынуждены, скрежеща зубами, платить штрафы непонятно за что.

Хотелось бы в связи с вышесказанным задать администрации города Воронежа такие вопросы.

Зачем было так ужесточать нормативы: по некоторым показателям — 5 — 25 раз; по другим — в разы!

Законно ли, что эти нормативы противоречат федеральным?

Почему нормативы различны для правобережных и левобережных очистных сооружений?

Не является ли такое положение вещей результатом сговора некоторых городских чиновников с «РВК-Воронеж», который давно эксплуатирует ПОС, а недавно стал концессионером ЛОС и таким образом является монополистом в сфере водоотведения и канализации Воронежа? Ведь такие нормативы позволяют «РВК» штрафовать своих абонентов на якобы «законных» основаниях, даже если те работают по федеральным нормативам. Не дает ли это монополисту возможность дополнительного обогащения?

Этот список вопросов мы направим не только в мэрию, но и во все компетентные инстанции. Об ответах обязательно сообщим читателям.

Юрий Пульвер

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения