01 августа 2021, воскресенье
  • Забытые горы строймусора

Забытые горы строймусора

В последнее время мы тщательно изучали принятую в конце прошлого года Территориальную схему обращения с отходами в Воронежской области и нашли в ней немало курьезов. Так, количество навоза , выделяемое коровами, свиньями и птицами, уменьшено в 35 (!) раз по сравнению с реальным количеством.

Естественно, важнейший документ, на основании которого сотни миллионов рублей выделяются на те или иные программы и в населенные пункты, с удовлетворением констатирует, что весь навоз «утилизируется». Еще бы! Почти то же самое касается биологических отходов. С 2016 по 2018 годы они, оказывается, уменьшились на 10 процентов , а вот поголовье скота и птицы , наоборот, увеличилось на 150 процентов! Конечно же, вся дохлятина тоже полностью «утилизируется».

Причина появления такой «статистики» проста: сельхозпредприятия предоставляют в официальные органы «липовые» отчеты, а чиновники охотно закрывают глаза на несуразные цифры в них, чтобы доложить об успешной работе.

В областном департаменте природных ресурсов и экологии нас заверили, что в связи со скорым появлением новой федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами воронежская терсхема будет кардинально переделана. Дай Бог! И все же она пока остается не очень достоверным, но, тем не менее, официальным источником данных о количестве тех или иных отходов, а потому мы продолжили ее изучение. И обнаружили, что из поля внимания администрации нашего региона совершенно выпал строительный мусор.

О положение дел в сфере сбора, транспортировки и утилизации строительных отходов в Воронежской области можно судить по информации, взятой из законодательной базы этой сферы народного хозяйства, вышеуказанной терсхемы, данным о строительных фирмах и перевозчиках строймусора.

Объем стройотходов в 2018 году составлял 7579, 66 тысячи тонн. Учитывая, что в 2020 году был произведен примерно такой же объем строительных работ (только квартир было построено на 1.7 млн кв.м), можно считать эту цифру актуальной и на сегодняшний день. Крупнотоннажные отходы строительства (земля, песок, щебень и битый кирпич) практически все относятся к пятому (наименьшему) классу опасности для окружающей среды. Они составляют 90 процентов от общего объема, четвертый класс - 8,3 процента, третий – 1,7 процента. Перевозки мусора пятого-четвертого классов осуществляются без лицензии. Кроме того, сюда же могут быть отнесены отвалы горных пород и мелоотвалы, точное количество которых неизвестно. В любом случае стройотходов накопилось миллионы тонн, целые горы.

Перевозкой их занимаются около десятка транспортных компаний, число которых постоянно меняется.

Утилизация строймусора на бумаге сводится к его вывозу на полигоны ТБО. Цифры эти фиктивны, т.к. значительную часть таких отходов крупные стройфирмы просто закапывают в своих отработанных карьерах либо сваливают в овраги, балки и лесополосы. Ни одной компании , площадки или полигона по сбору , переработке и утилизации строймусора в области нет, их создание не предусмотрено, так что это – открытая ниша на рынке.

Стройотходы – результат работы 453 строительных предприятий Воронежа и около 200 мелких фирм в районах области, так что подавляющая часть участников этого рынка сосредоточена в облцентре. Кроме них поставщиками строймусора являются предприятия в Павловском районе, занимающиеся отвалом горных пород, и в Россошанском районе, образующие мелоотвалы.

Крупнотоннажные стройотходы имеют определенную коммерческую ценность. Потенциальными покупателями могут быть частные домовладельцы и строители, приобретающие их для мощения дорог и создания зон отдыха ( земля для клумб и щебень для дорожек), а также компании, которые станут заниматься реконструкцией указанных в терсхеме 24-х объектов «несанкционированного размещения отходов» - проще говоря, незаконных свалок.

Вывод : наличествует очень большой объем , буквально горы старых и вновь образующихся стройотходов. Есть и потенциальные их покупатели. Этот рынок, конечно, не пустует, но официально им практически никто не занимается. Мелкие строители кидают стройотходы в мусорные контейнеры в населенных пунктах, крупные большую часть зарывают в землю, меньшую – отвозят на полигоны ТБО (для получения справок).

Комплекс работ – сбор, перевозка, временное хранение, переработка и утилизация , т.е., фактически спецплощадка для строймусора имеет перспективы для создания нового вида бизнеса с учетом того, что конкуренции в этой сфере нет. Получение лицензии по сравнению с полигоном ТБО облегчено, т.к. не требуется согласие аэропортов. Часть чистых, без примесей стройотходов можно сразу же отправлять клиентам, а остальное завозить на площадку для утилизации.

Неблагоприятными факторами для этого бизнеса являются невнимание властей к данной проблеме и нежелание крупных стройпредприятий платить за утилизацию своих отходов (проще закопать).

Почему же областные чиновники ограничились тем, что просто учитывают количество образуемого в регионе строймусора и ничего с ним не делают? Частично это объясняется тем, что 98,3 процента его относительно безопасны. Кроме того, они не хотят связываться со стройгигантами ( по причинам, которые читатели знают). Отчеты приходят вовремя, отходы (на бумаге) полностью утилизируются, а то, что они постепенно заполняют карьеры, овраги, балки и лесополосы – так это пустяк, недостойный внимания.

Единственным реальным официальным потребителем грязной земли, песка, битого кирпича сейчас выступают полигоны ТБО. Они послойно покрывают бытовой мусор строительным. Однако это – палка о двух концах: эвересты мусора вырастают прямо на глазах. Такую картину можно увидеть, например, на полигоне в Новоусманском районе, который давно пора закрывать. И отходы на полигоны ТБО отправляют несортированные, так что туда попадают и предметы высокого класса опасности, в том числе содержащие ртуть.

Несмотря на относительную безопасность, стройотходы представляют собой серьезную проблему для экологии края. Как ее решить? Необходимо создать специализированную площадку для временного хранения, переработки и утилизации данного вида мусора. Этим готова заняться известная в области компания «АкваСтрой», базирующаяся в Новой Усмани. У нее имеется все необходимое : выработанный песчаный карьер, техника, персонал, а главное – желание работать в данной сфере. На днях ее руководство обратилось в областной департамент природных ресурсов и экологии с соответствующим предложением. Надеемся, ответ будет положительным. О результатах сообщим читателям.

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения