29 февраля 2024, четверг
  • Изменение функций контрольно-ревизионных органов Минфина СССР и России во взаимосвязи с социально-экономическим развитием государства

Изменение функций контрольно-ревизионных органов Минфина СССР и России во взаимосвязи с социально-экономическим развитием государства

Функции органов, осуществляющих государственный финансовый контроль должны соответствовать текущему государственному строю, системе взаимоотношений государственных органов управления с организациями и предприятиями, параметрам функционирования системы государственных финансов в целом.

21.12.1923 было принято первое положение о Финансово-Контрольном Управлении в составе Народного Комиссариата Финансов, а также утверждены «Общие правила финансового контроля».

Согласно им, в рамках финансового контроля: производится последующая документальная проверка доходов и расходов общегосударственного бюджета; проверка оборотов всех денежных и материальных ценностей, находящихся в подотчётных кассах и учреждениях; производится фактическая поверка наличия денежных и материальных ценностей, сооружений, построек и достоверность иных операций; составляется отчет по исполнению общегосударственной росписи расходов и сводка по исполнению местных бюджетов; разрабатываются общие правила приёма и расходования сумм, обращающихся в подотчётных кассах и учреждениях, а также единообразные правила и формы финансового учёта и отчётности по исполнению государственной росписи; ведется наблюдение за правильной организацией работы финансово-счётных частей всех ведомств Союза С.С.Р.; производится внезапное освидетельствование касс всех ведомств.

В целом, круг обязанностей ревизоров на этом этапе незначительно отличался от современных — проверка доходов, расходов, правильности ведения бухгалтерского учета, проведение инвентаризации.

Однако, создание системы внутреннего государственного контроля началось менее чем через год после образования СССР, государство фактически находилось на первоначальном этапе своего существования, поэтому ревизорам были поручены специфические задачи.

Например, «разработка ... общих правил приёма и расходования сумм, обращающихся в подотчётных кассах и учреждениях, а также единообразных обязательных для всех распорядителей кредитов как по государственному, так и по местному бюджетам правил и форм финансового счетоводства и отчётности по исполнению государственной росписи, а также наблюдение за правильной постановкой финансово-счётных частей всех ведомств Союза С.С.Р.».

В условиях, когда не существовало какие-либо методических основ финансово-хозяйственной деятельности в новых условиях, даже отсутствовали единые правила обращения с наличными средствами, был необходим какой-то единый орган, обеспечивающий разработку и внедрение единых стандартов.

Фактически, контролёр должен был наблюдать, подсказывать, и при необходимости поправлять, ход работы по созданию и началу функционирования отделов бухгалтерской и финансово-экономической работы.

Кроме того, на начальном этапе создания финансовой системы СССР требовалась предельная концентрация контроля за всеми имеющимися в распоряжении государства ценностями.

Отсюда включение в полномочия отдела по ревизии валютной отчетности: «поверка всех оборотов в золоте, серебре и иностранной валюте, производимых всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями..., поверка административно-хозяйственных расходов Государственного Банка, а также оборотов Государственного Банка, поверка административно-хозяйственных расходов сберегательных касс».

Кроме того, все организации и учреждения должны были ежемесячно направлять подлинные оправдательные документы за каждый месяц в соответствующие контрольные учреждения.

При этом: «...в случаях, если возникшие при поверке отчетности вопросы не могут быть выяснены из представленных оправдательных документов, финансовому контролю предоставляется: а) требовать ... необходимые для ревизии сведения и документы, не заключающиеся в представленной отчетности, а в случае надобности и подлинные дела; б) командировать в отдельные управления должностных лиц финансового контроля для производства специальных обследований и для извлечения личных справок из книг и из дел отчетных управлений...».

То есть, разделение на выездные и камеральные проверки возникло уже на заре формирования органов финансового контроля, почти 100 лет назад.

После прохождения первоначального этапа становления финансовой системы государства, повышения ответственности сотрудников учреждений и организаций (не стоит забывать, что гражданская война и сопутствующая ей анархия в государственных делах и сознании граждан закончились только в 1922 году), было принято решение о некотором ослаблении предельно жёстких принципов работы системы государственного финансового контроля. В ноябре 1926 года была проведена реорганизация финансового контроля: отменен сплошной последующий документальный контроль исполнения государственного бюджета; основной системой ревизионной работы органов финансового контроля теперь является проведение плановых и внеплановых фактических ревизий финансовых и хозяйственных операций по исполнению государственного бюджета, с выборочной проверкой подлинных оправдательных документов и обследований состояния денежных и материальных ценностей; была отменена обязанность объектов контроля предоставлять в органы контроля все оригиналы оправдательных документов по всем операциям; порядок хранения оправдательных документов устанавливался органами финансового контроля по соглашению с учреждениями; все объекты контроля были обязаны представлять копии составляемых ими отчётов в соответствующие органы финансового контроля, которые устанавливали формы и сроки предоставления такой отчетности.

Окончательное завершение этапа первоначального становления системы хозяйствования в условиях социалистической системы в Положении о Контрольно-Ревизионном Управлении Наркомфина СССР от 9 мая 1938 г.

Согласно ему, на Контрольно-Ревизионное Управление Наркомфина СССР возлагались следующие обязанности: проверка соблюдения законов о бюджетных правах союзных и автономных республик и советов депутатов трудящихся; контроль за исполнением государственного и местного бюджета бюджетными учреждениями; за правильным и экономным использованием отпускаемых по бюджету средств; за соблюдением установленных штатов, должностных окладов и фондов заработной платы; за правильным образованием и использованием внебюджетных (специальных) средств; контроль за своевременным выполнением государственными и кооперативными организациями своих обязательств перед бюджетом; проверка работы финансовых органов, органов государственного страхования и государственных трудовых сберегательных касс; проверка соблюдения учреждениями Государственного Банка установленных правил исполнения государственного и местного бюджета; проверка постановки внутриведомственного финансового контроля в наркоматах, учреждениях и организациях; проверка осуществления главными и старшими бухгалтерами возложенных на них законом прав и обязанностей.

От требований о принятии мер и осуществлении контроля за первоначальной организацией деятельности государственных органов в целом государство перешло к более узким задачам проверки эффективности внутриведомственного финансового контроля, контролем за работой главных и старших бухгалтеров.

Золотовалютный контроль также был исключён из полномочий органов внутреннего финансового контроля. Вместе с тем, выстраивание вертикальной структуры экономики добавило к объектам контроля кооперативные организации.

Кроме того, в СССР сформировались государственная система страхования и система трудовых сберегательных касс. В них аккумулировались значительные средства граждан и организаций. Хотя формально эти средства нельзя было отнести к государственным финансовым ресурсам, но в социалистической системе хозяйствования и эти средства считались государственными, и их контроль за их расходованием тоже отнесли к обязанностям ревизоров.

Анализируя возложенные на органы внутреннего государственного контроля обязанности, можно отметить выделение задачи по контролю «за соблюдением установленных штатов, должностных окладов и фондов заработной платы».

Возможно сделать вывод, что эта проблема в масштабах государства была столь значительна, что требовала особого внимания ревизоров.

3 мая 1956 года было принято положение о Контрольно-ревизионном управлении Минфина СССР, на которое были возложены следующие задачи: проверка соблюдения законов о бюджетных правах союзных и автономных республик и Советов депутатов трудящихся; контроль за соблюдением финансовой дисциплины предприятиями, учреждениями и организациями, за правильным и экономным расходованием ими бюджетных и собственных средств; контроль за исполнением государственного бюджета СССР министерствами и учреждениями, а также хозяйственными организациями и предприятиями и проверка выполнения ими обязательств перед бюджетом; проверка работы финансовых органов, органов государственного страхования, государственных трудовых сберегательных касс, банков долгосрочных вложений и их учреждений; проверка соблюдения учреждениями Госбанка СССР правил исполнения государственного бюджета СССР.

Исходя из формулировок задач КРУ Минфина РФ можно сделать вывод, что, с точки зрения государства, задачи по организации системы внутриведомственного финансового контроля, повышения ответственности и компетентности главных и старших бухгалтеров, соблюдения установленных штатных расписаний и расходованию средств на оплату труда в целом были решены и не требовали какого-то особого упоминания.

В таком виде система государственного финансового контроля просуществовала до распада СССР и создания Российской Федерации.

В условиях переходного периода система государственного финансового контроля не подвергалась изменениям, хотя явно не отвечала новым укладам хозяйственной жизни и финансовых взаимоотношений новых субъектов экономики государства.

Только 6 июня 1998 года было принято новое положение о контрольно-ревизионном управлении Минфина РФ в субъектах Российской Федерации, основной задачей деятельности которых было осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля

В результате перехода к капиталистической системе хозяйствования из объектов постоянного контроля были исключены предприятия и организации частных форм собственности, при этом был введён контроль за качеством работы новых субъектов экономики — аудиторов и аудиторских организаций.

Вместе с тем, по обращениям правоохранительных органов контролёры по-прежнему могли проводить проверки любых организаций и учреждений, вне зависимости от их формы собственности.

Так как система региональных и местных органов внутреннего государственного финансового контроля находилась в стадии становления, контролёры КРУ Минфина РФ могли проводить любые проверки соответствующих учреждений на основании обращений органов власти.

В марте 2004 года была образована Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)

К полномочиям Росфиннадзора были отнесены: контроль в финансово-бюджетной сфере; валютный контроль; контроль качества работы аудиторских организаций; анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля субъектов РФ и местных администраций; анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

В феврале 2016 года функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций были переданы в Федеральное казначейство.

Полномочия Федерального казначейства в части осуществления внутреннего государственного финансового контроля отличаются от полномочий Росфиннадзора незначительно.

Хочется отметить ещё одно подтверждение тезиса о том, что история циклична. Спустя 100 лет после создания органов внутреннего государственного финансового контроля, в 2023 году к полномочиям контролёров вновь был отнесен контроль за финансовыми и хозяйственными операциями предприятий и организаций, находящихся под прямым государственным контролем (доля прямого или косвенного участия Российской Федерации в уставном капитале которых превышает 50 процентов).

В целом, анализируя произошедшие за 100 лет изменения в функциях контрольно-ревизионных органов Минфина СССР и России, возможно сделать вывод что принципиально задача контролёра-ревизора всё та же — проверить соответствие документов, которые объект контроля составляет в рамках повседневной деятельности, требованиям действующего законодательства, убедиться, что оплаченные здания и сооружения действительно имеются в наличии, наличные деньги и иные ценности — в сейфе.

При этом в разные периоды развития государства перед ревизорами ставились и дополнительные задачи, которые были важны в соответствующие периоды времени — навести порядок и построить единую систему документального оформления хозяйственной жизни организаций и учреждений, наладить систему внутриведомственного контроля чтобы часть нарушений могла быть выявлена и устранена до проверки со стороны органов контроля, проконтролировать работу новых субъектов экономики — будь то государственные страховые организации или аудиторские компании, наладить работу органов контроля на региональном и муниципальном уровне.

Опыт показывает, что контрольно-ревизионные органы Минфина СССР и России всегда с честью справлялись с поставленными задачами и, несомненно, и впредь будут оправдывать доверие руководства нашего государства.

Начальник контрольно-ревизионного отдела в сфере развития экономики УФК по Воронежской области Шигин Владимир Александрович

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения