29 февраля 2024, четверг
  • Цифровизация и новые методы внутреннего государственного финансового контроля

Цифровизация и новые методы внутреннего государственного финансового контроля

23 октября 2023 года — 100 лет со дня образования контрольно-ревизионных органов Минфина России. Это важная знаменательная дата в истории управления финансами Российского государства. За этот значительный срок именно деятельность органов под руководством главного финансового органа страны (Наркомфин СССР, Минфин СССР, Минфин России) позволила закрепить самостоятельное отдельное направление в финансовой деятельности государства —государственный финансовый контроль, который прошел большой путь становления и развития.

«Интересы Родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной!

И наоборот нарушения финансовой дисциплины не соответствуют интересам Родины!»

В.В. Путин

После упразднения Росфиннадзора в соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 г № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» и передачи функций в части контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере Федеральному казначейству, началась история Казначейства России как органа внутреннего государственного контроля страны.

Федеральным казначейством совместно с Минфином России проделана колоссальная работа по совершенствованию действующего законодательства, улучшению методологического обеспечения, и с 2020 года в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на федеральном уровне унифицирована и стандартизирована деятельность по внутреннему государственном финансовому контролю. Сегодня семь федеральных стандартов обеспечивают регламентацию и успешную реализацию этого механизма.

Процессы цифровой трансформации обеспечили перевод контроля в цифровую среду. В настоящее время на единой цифровой платформе ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» отражаются все процессы и операции, касающиеся осуществления органами Федерального казначейства внутреннего государственного финансового контроля от планирования до контроля за исполнением требований по устранению выявленных нарушений и составлению отчетности о результатах контрольной деятельности. Подсистема «Финансовый контроль» ГИИС Электронный бюджет интегрирована с другими подсистемами «Электронного бюджета», а также с Единой информационной системой в сфере закупок, что позволяет получать и учитывать информацию при применении риск-ориентированного подхода к планированию контрольной деятельности, а также автоматически выгружать информацию и результаты проверок в Государственную информационную систему «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений».

Планирование контрольной деятельности органами Федерального казначейства осуществляется в соответствии с федеральным стандартом от 27.02.2020 № 208, которым предусмотрено понятия и категории риска, перечень тем проверок, критерии отбора (оценка рисков) существенности — это влияние на результаты национальных проектов, крупные закупки и вероятности (возможности) нарушения.

Начиная с 2022 года отбор объектов контроля (организаций) для включения в план осуществляется с учетом риск — ориентированного подхода посредством использования функциональных возможностей цифровых инструментов ГИИС Электронный бюджет «Анализ рисков», «Паспорта объектов контроля». позволяющие выявить объекты контроля с категориями риска «чрезвычайно высокий», «высокий» для последующего их включения в план контрольных мероприятий.

Кроме того, для контролеров в ЕИС в подсистеме «Мониторинг закупок» разработаны эффективные инструменты для планирования контрольной деятельности: Риск-рейтинг и Категория риска заказчиков и закупок, позволяющие анализировать сведений о закупках в любых разрезах под задачи пользователя. Это индикаторы, которые отражают ранжирование заказчиков и закупок в зависимости от количества и значимости рисков и признаков нарушений, предоставляют возможность определить заказчиков и закупки, требующие внимания и необходимости их включения в План контрольных мероприятий.

В настоящее время органами Федерального казначейства проводятся плановые контрольные мероприятия в соответствии с утвержденным Планом контрольных мероприятий на соответствующий год, а также возможно проведение внеплановых контрольных мероприятий по поручениям Президента РФ, правительства РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Федерального казначейства, а также на основании обращений граждан и юридических лиц. Результаты контрольных мероприятий, в том числе выявленные нарушения рассматриваются на заседаниях контрольной комиссии, по итогам которых принимается решение о направлении объекту контроля Представления с требованием об устранении нарушений или принятии мер по устранению причин и условий нарушения, Предписание с требованием о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию, копии представлений органам государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных и автономных учреждений, главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств в части подведомственных ему получателей бюджетных средств, в том числе казенных учреждений, органу исполнительной власти (органу местного самоуправления), предоставившему объекту контроля средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, информационные письма в правоохранительные органы и иные органы контроля в соответствии с их полномочиями. Также при реализации результатов контрольных мероприятий могут составляться Протоколы об административных нарушениях.

Контрольные органы нацелены на рост эффективности контроля. Стоит задача плавного смещения вектора контрольной деятельности от последующего пофактного контроля, направленного на выявление уже совершенных нарушений, к предварительному риск-ориентированному, предупредительному контролю.

Начиная с 2021 года, применяется новая модель контроля в сфере закупок с применением цифровых механизмов подсистемы «Риск-мониторинг» ЕИС. Автоматически анализируются более 1000 видов сведений о закупке с момента планирования до оплаты по контракту и выявляются риски и признаки нарушений в сфере закупок. Контролер оценивает риски и принимает соответствующие меры реагирования, направленные на устранение нарушений. Это и взаимодействие с заказчиками в части размещения ими дополнительной информации и документов, касающихся исполнения контрактов по изменению цены контракта, срока исполнения контракта, и в случае необходимости проведение внеплановых проверок или включения в план на следующий год.

Такие возможности также заложены в электронном СМАРТ-контроле (контроллинг), которые помогут переориентировать контроль на новый формат — невидимый. Создается основа для дополнительного формата взаимодействия между органом контроля и объектами контроля в виде консультаций, рекомендаций по сомнительным операциям.

СМАРТ (С-сервисный, М—мотивирующий, А-адаптивный, Р-риск-ориентированный, Т — технико-цифровой).

Решение задачи по смещению контроля от последующего к предварительному взаимосвязано с расширением перечня методов осуществления государственного (муниципального) контроля, что конечно не возможно без изменения нормативно правовой базы. Минфином России совместно с Федеральным казначейством разработан проект федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях реализации ведомственного проекта «Электронный смарт-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений», которым устанавливаются такие методы контроля, как:

АНАЛИЗ. Представляет собой исследование, в том числе проведение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций или по их результатам отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта контроля. Далее следует систематизация результатов исследования, причин и последствий, выявленных нарушений и недостатков. Результаты анализа должностные лица органа контроля будут оформлять в виде заключения.

Наблюдение. Этот метод предполагает сбор и мониторинг данных об объекте контроля, имеющихся у органов контроля. По результатам наблюдений органы контроля будут оформлять предостережение. Наблюдение — это профилактический контрольный процесс по упрощенной процедуре, позволяющий осуществлять мониторинг данных об объекте контроля и побуждать бюджетную среду к повышению финансовой дисциплины.

Финансово-бюджетный контроллинг. Данный метод можно рассматривать как построенную на «финансово-бюджетном доверии» и «цифровой зрелости» высшую степень сотрудничества Федерального казначейства с участниками бюджетного процесса. Участник бюджетного процесса не подвергается выездной проверке (ревизии) и получает право постоянного взаимодействия с Федеральным казначейством на предмет регулирования правил своего бюджетного поведения, как по совершенным операциям, так и по планируемым. Для этого участник бюджетного процесса и Федеральное казначейство подписывает соглашение, в котором участник бюджетного процесса декларирует готовность добровольно следовать позиции органа контроля — принимать во внимание мотивированное мнение, формируемое в ходе финансово-бюджетного контроллинга. Орган контроля в режиме реального времени получает доступ к первичным данным объекта контроля. Контролеры смогут сконцентрировать внимание и силы на недопущении финансово-бюджетных нарушений, формированию предложений по повышению эффективности расходования бюджетных средств. В итоге этот вид взаимодействия станет мощным управленческим элементом системы принятия решений.

В полной мере СМАРТ-контроль должен заработать к 2027 году.

Развитие новаторских подходов к осуществлению контроля создаст условия для повышения заинтересованности получателей бюджетных средств в соблюдении бюджетной дисциплины и недопущении бюджетных нарушений посредством эффективного взаимодействия с контрольными органами и совместного управленческого реагирования на возникающие риски.

Руководитель Управления Федерального казначейства по Воронежской области Зиновьева Наталья Юрьевна

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения