29 февраля 2024, четверг
  • Игорь Есауленко: «В Воронежский медуниверситет поступают учиться студенты со всей страны»

Игорь Есауленко: «В Воронежский медуниверситет поступают учиться студенты со всей страны»

Ректор ВГМУ им. Н.Н. Бурденко профессор Игорь Эдуардович Есауленко в интервью информационному порталу «Коммуна» рассказал, чем сегодня живёт вуз, по каким инновационным методикам проходит обучение будущих докторов и куда идут работать студенты после выпуска.

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко является одним из старейших медицинских учебных заведений страны. Он был основан 12 ноября 1918 года. Именно тогда на медицинском факультете эвакуированного в Воронеж Императорского Дерптского (Юрьевского) университета прочитали первую лекцию по морфологии. За более чем вековую историю воронежский медицинский вуз стал мощным учебным, научным и лечебным центром, в котором обучаются более 10 тысяч молодых людей из разных регионов России.

Виртуальные операции и врачебная практика

— Игорь Эдуардович, что собой представляет Воронежский медицинский университет сегодня?

— Наш вуз — это учреждение с богатейшей историей, которое планомерно развивалось, опираясь на лучшие традиции медицинского образования. А заложили их такие выдающиеся учёные-медики, как основоположник всей отечественной хирургии Николай Пирогов и основатель советской школы нейрохирургии Николай Бурденко. Также в стенах нашего вуза учились и работали многие славные деятели отечественной и мировой медицины. Это Андрей Русанов, Николай Лепорский, Пётр Никифоровский, Гордей Иосифов, Николай Иценко, Михаил Штуцер, Михаил Привес, Иван Дедов, Рэм Петров, Анатолий Покровский и многие другие. Сегодня мы с честью держим высоко заданную ими планку — сохраняем преемственность научных изысканий педагогов и студентов и дополняем её современными технологиями.

На данный момент в нашем вузе успешно работают 6 факультетов, 4 института, 62 кафедры, 5 диссертационных советов, 2 клиники, научно-исследовательский институт экспериментальной биологии и медицины, а также десятки научных школ. А на факультете подготовки кадров высшей квалификации выпускники обучаются по 32 специальностям в интернатуре и 36 в ординатуре. Всего же в нашем учебном заведении работают более 1000 человек профессорско-преподавательского состава, а обучается более 10 тысяч человек. Приятно отметить, что подавляющее число наших педагогов имеют научные степени, а также являются докторами наук.

— Подготовка врачей — крайне ответственная и сложная миссия. Как справляетесь с ней?

— Студент-медик — это будущий врач, которому придётся спасать человеческие жизни, порой, в очень сложных условиях. А для этого он должен быть высоклассным специалистом, который не просто прекрасно знает теорию, но и умеет применять её на практике. И это не просто громкие слова. Когда я учился на врача, много часов находился в больничной палате с пациентами. Здорово, что наши студенты также проводят много времени в стенах больниц и поликлиник. Этому способствует и то, что из 60 кафедр только 20 находятся в корпусах вуза, а остальные — в учреждениях практического здравоохранения.

Также важно отметить, что раньше ребята проходили учебную практику в воронежских больницах и поликлиниках только во время летних каникул. Но это время не самое удачное: большинство врачей находится в отпусках. Сейчас учащиеся имеют возможность проходить производственную практику в течение всего учебного года в свободное от основных занятий время. Кроме того, многие наши студенты после окончания третьего курса устраиваются работать в больницы медицинскими сёстрами и братьями. Это позволяет им не только подзаработать, но и получить необходимые навыки для своей будущей врачебной деятельности.

— Современные больницы и поликлиники оснащены сложным высокотехнологичным оборудованием. Как вы обучаете будущих врачей работать на нём?

— Подготовить высококвалифицированного и перспективного специалиста невозможно, не идя в ногу со временем и не осваивая самые современные технологии. В 2016 году вуз за счёт собственных средств открыл учебную виртуальную клинику. Её официальное название — Федеральный мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр. Основными направлениями подготовки специалистов являются: офтальмология, урология, эндоскопия, УЗИ-диагностика, скорая и неотложная медицинская помощь, реаниматология, педиатрия, акушерство и стоматология.

Важно, что клиника оснащена современными манекенами, тренажёрами, оборудованием и инструментами, которые необходимы врачам для проведения различных манипуляций. Там студенты отрабатывают первые практические навыки. Например, практикуются вводить внутривенно лекарственные препараты. А ещё в клинике есть манекен, имитирующий роженицу с плодом, которого на первый взгляд не отличишь от настоящего младенца. Это отличный симулятор для будущих акушеров. Также с помощью виртуальных тренажёров студенты могут прямо на экране компьютера провести под наблюдением опытного наставника сложнейшие операции на сердце, глазах, печени и других жизненно важных органах. Все действия учащихся фиксируются видеоаппаратурой, а в зале учебных телетрансляций происходит разбор их действий во время тренинга. Также в данном центре выпускники вуза проходят первичную аккредитацию, которая необходима для доступа к врачебной практике.

Диплом ВГМУ — гарант качества

— Испытывают ли ваши студенты проблемы с трудоустройством?

— Приятно отметить, что для наших выпускников открыты двери практически во все медицинские учреждения страны. Ведь работодатель знает, что студент, получивший диплом Воронежского медуниверситета, — готовый высококлассный специалист, прошедший обучение по современным стандартам. Не случайно поступить к нам каждый год хотят юноши и девушки со всех уголков страны: от Владивостока до Калининграда. Ведь наш вуз регулярно занимает высокие места в различных рейтингах. Например, ВГМУ на протяжении многих лет стабильно входит в топ-10 лучших медицинских вузов и в топ-50 лучших высших учебных заведений России по разным показателям. А в 2020-м мы смогли войти в пятёрку лучших медуниверситетов страны. Прежде всего оценивались такие показатели, как уровень преподавания, международная интеграция и востребованность выпускников на рынке труда.

— Как ваш вуз помогает решить проблему кадрового голода в воронежских медучреждениях?

— Больше всего наших специалистов ждут в бюджетных поликлиниках и сельских больницах, где наблюдается острый дефицит врачей. И ребята, надо отдать им должное, охотно идут работать в подобные медучреждения. Ведь они понимают — без необходимого опыта и многих лет стажировок устроиться в какую-нибудь частную клинику или престижный государственный медицинский центр практически невозможно. А сельские больницы и городские поликлиники — лучшее место для того, чтобы крепко встать на ноги и стать состоявшимся и компетентным специалистом. Приятно, что главы районов Воронежской области делают всё для того, чтобы к ним в сёла и малые города приезжали работать молодые врачи. Местные власти готовы предоставлять специалистам жильё, достойную зарплату и всё необходимое для комфортной жизни.

Кадровые проблемы в лечебных учреждениях наш вуз решает вместе с региональным министерством здравоохранения. Так, в стенах университета осуществляется подготовка специалистов по целевому направлению: ребята обучаются бесплатно за счёт государства, а после выпуска несколько лет должны отработать в конкретном медучреждении, которое их направило на обучение. Кроме того, при нашем вузе уже несколько лет работает предуниверсарий, в рамках которого наши преподаватели знакомят школьников из Воронежской и Липецкой областей с врачебными профессиями.

— Игорь Эдуардович, требуете ли вы от своих студентов вести здоровый образ жизни?

— Врач должен не только лечить болезни, но и служить пациентам примером для подражания. Лично я, сколько себя помню, веду здоровый образ жизни. И мои студенты прекрасно знают — при мне и других преподавателях вуза лучше не курить. Кроме того, Воронежский медицинский университет заботится о здоровье жителей нашего региона. Регулярно преподаватели вуза вместе с профильными специалистами из собственных стоматологической и детской клиник отправляются в разные районы Воронежской области. Там они бесплатно принимают и обследуют пациентов. А как иначе? Таков наш врачебный долг — приходить на помощь всем, кто в ней нуждается.

КСТАТИ

Медуниверситет носит имя основоположника российской нейрохирургии

В 1918 году, в самый разгар гражданской войны, в Воронеж была эвакуирована значительная часть преподавателей и студентов Императорского Юрьевского университета. В ноябре здесь стали читать первые лекции по отдельным предметам. В то же время начался амбулаторный приём пациентов, страдающих глазными болезнями. С этого момента пошёл отсчёт истории высшего медицинского образования на воронежской земле. Многие десятилетия вуз имел статус академии. А с 2015 года был переименован в университет.

Воронежский медуниверситет вот уже 46 лет носит имя выдающегося русского хирурга, основоположника российской нейрохирургии, главного хирурга Красной Армии и генерал-лейтенанта медицинской службы Николая Ниловича Бурденко. В 1918 году он переехал жить в Воронеж. Здесь трудился первым заведующим кафедрой хирургии, также являлся организатором работы всего медицинского факультета. На главном корпусе воронежского меда установлена мемориальная доска памяти академика Бурденко. В музее университета можно увидеть бюст, а в фойе главного корпуса — портрет известного учёного.

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения