02 мая 2024, четверг
  • Воронежский художник создал эмблему стран БРИКС: Экспозиция воронежского художника, скульптора и поэта Виктора Лавлинского «За русские ценности» готовится к показу широкой аудитории.

Воронежский художник создал эмблему стран БРИКС: Экспозиция воронежского художника, скульптора и поэта Виктора Лавлинского «За русские ценности» готовится к показу широкой аудитории.

Уже не первую зиму предлагает мне судьба удивительные встречи. Кто-то на современном языке, может быть, назовет их кармическими: в принципе я не против. Они помогают выбраться из болота личных чувств, ситуаций, проблем, попробовать взглянуть на мир пробужденными газами. Начало этой зимы не стало исключением, и я откликнулся на письмо, пришедшее в редакцию.

На фоне бушующих войн, ежедневных сообщений о смертях, уничтожениях и разрушениях художник из Воронежа заканчивает подготовку к выставке под общим названием «За русские ценности». Причем каждую картину-панно автор сопроводит другим — стихотворным произведением, как бы подчеркивающим идею, оттеняющим суть.

Показ работ Виктора Михайловича Лавлинского фактически задумывался, как патриотическая и общественная акция, призванная в наше жестокое время напомнить людям о том, что они сотворены для созидания, миротворчества, взаимоуважения и любви. Да, именно той, о которой говорится «...возлюби ближнего своего...». А еще для того, чтобы показать, что различные пространства наших городов, больших и малых населенных пунктов, зачастую загнанные в прокрустово ложе современных стандартов, можно и нужно наполнить, украсить, оживить произведениями искусства ныне живущих авторов, говорящих на языке неподдельной морали, не двойных стандартов, не навязанной извне псевдо культуры; на языке, который и власти так часто называют государственными интересами и главными общечеловеческими ценностями.

Открытие выставки перенесли на неопределенное время. По воле случая я оказался там, где художник работает.

Мастерская Виктора Михайловича затерялась среди складских и производственных помещений суетящегося торгового бизнеса где-то на левом берегу Воронежа. Право, здесь можно снимать кино о перестроечных годах нашей Родины: до того все аутентично — и ободранная плитка еще советских времен, и сточенные временем ступени (по ним вверх и вниз прошли миллионы раз), и грязно-зелёная, шелушащаяся краска на стенах, и застывшие во времени, прилепленные к потолку прямоугольные мутные светильники. Но это лишь первое впечатление. Время действительно тут течет по-разному. Мелькание и суета лишь за окнами и дверью.

Хозяин открывшейся передо мной мастерской смущается, извиняясь за беспорядок. Виктор Михайлович уже давно не работает в этих стенах официально, трудится тут, наверное, потому, что душа художника заставляет создавать, творить. Это в прежние годы он был фактически главным оформителем Воронежа, будь то юбилеи или праздники. Теперь он пенсионер. И благо, что собственники здания его уважают и аренду не берут, просят лишь помогать с дизайном различных стендов и интерьеров.

Панно, о которых пойдет речь ниже, стоят тут же, в ряд. На полу, по-над окнами — пенопласт, бумага, краски, чертежи и эскизы — все то, что творческий человек может называть просто сором, из которого как по волшебству в какой-то момент возникает произведение, работа, вещь. Словом — творение, причем кажется, что, вполне одухотворенное и даже одушевленное.

А как иначе? Мой взгляд приковывает панно с названием «По законам природы». Изображены первые люди, прародители человечества, древо познания и искушающий змей. Тема не нова, но пластика и гармония композиции притягивают и очаровывают. Как гармоничное дополнение — ненавязчивые строки:

«Повзрослев Адам и Ева,

Яблоко вкусив от древа,

Жить хотели б, созидая.

Разогнал их Бог из Рая.

Чтобы люди на Земле

Через трудности, в борьбе,

Строили, гордясь собой,

Свой духовный рай земной...»

IMG_2634

Семья, где есть и мужчина, и женщина, и дети, та самая ячейка общества, из множества которых создан народ, семья именно в такой конфигурации, а не как иначе — корень произведений Виктора Лавлинского. Даже на предложенном им варианте денежной единицы — рубле, художник вместо привычных обществу обрубленных голов политических идолов различных эпох объемно рисует семью: малыша в центре и отца с матерью, своими телами как бы создающих круг защиты своего чада.

IMG_2633_рубль

— Их сердца друг к другу льнут, в телах трепет, пальцы жгут. Знать они, волнуясь, знают, что их чувства расцветают, как подснежники в снегу, — цитирует художник свое стихотворное сопровождение другому панно под названием «Рождение чувств». Здесь он и она у подножия древа жизни, мощного, приносящего здоровые плоды.

Рядом разместилась не менее интересная композиция — «По океану жизни», где в вечном движении, дополняя друг друга, плывут, стремясь воссоединиться, женское и мужское начала. Поэтические строки автора лишь слегка намекают зрителю на авторскую задумку: он ведь и сам вправе поразмышлять над картиной! «Прекрасны люди, что служа Отчизне, в борьбе мужают, ярко жизнь ведут! Бедны, скучны, кто в океане жизни, как щепки по течению плывут».

IMG_2648_в океане жизни

Я смотрел на произведения этого ранее совершенно незнакомого мне человека, слушал и запоминал его пояснения и пробовал делать для себя словно «мысленные зарубки» — своего рода ориентиры. Они, я верю, помогут и мне справиться с течением, перестать осознавать себя лишь той самой щепкой в просторе жизни. Когда-то и я держал в руках карандаш почти также, как этот художник, когда-то линия, которую оставляет грифель на бумаге, постепенно превращалась в очертания, силуэт, становясь зримым обликом человека. Затем являлись тени и полутона, создавая законченность и полноту.

 Да, примерно так работает художник, — словно понимая мои мысли, сказал мой собеседник. — Если вам это и впрямь интересно, вкратце расскажу. От мысли до воплощения — путь неблизкий. Карандашный эскиз, определение пропорций, композиционное размещение деталей. Так как панно гипсовые и объемные, предварительно нужно изготовить основы для пластилиновой формы. Уже после этого отливаются будущие оригиналы и можно взять в руки кисти и краски.

IMG_2677_белон панно

Об этом Виктор Михайлович говорит долго и увлеченно. В свое время выпускник воронежской лесотехнической академии и художественной студии, он трудился дизайнером на станкостроительной заводе, позже придавал узнаваемый вид многим людным местам города. На его счету и знаковые магазинные вывески, и праздничные атрибуты, и портреты высокопоставленных персон прошлых лет.

— А как же, в ту эпоху без этого никуда, — улыбается Виктор Михайлович, — и лик того самого дорогого Леонида Ильича, масштабированный до огромного плаката, должен был соответствовать всем пропорциям, и вождь мирового пролетариата также.

К слову, есть в коллекции Виктора Михайловича и «крамольные» панно. Одно из них — «Первый блин комом...», главные персонажи которого — Владимир Ульянов (Ленин) с женой Надеждой Константиновной. Художник, благо здесь все в его власти, «поместил» главную семью отечественного пролетариата в русскую народную сказку про курочку Рябу да золотое яичко. Находясь явно в несвойственной для себя среде, знаменитые мужчина и женщина одеты по-крестьянски просто. На вожде крестьянская рубаха с поясом, порты и онучи. На коленках у Ильича заплатки, обут он в лапти. Голову Надежды покрывает шерстяной платок, поверх сарафана — фартук, шерстяные носки Крупской тоже штопаны суровой ниткой. Кормят муж и жена курочку зерном, а она им дарит непростое яичко. У ног хозяев хижины — мышка-норушка о чем-то договаривается с котом. Само же название композиции будто говорит стороннему созерцателю: история-то такая уже была, а как закончилась — мы знаем. А, может быть, и нет?

IMG_2679_ильич

Словом, думать предлагает автор, осмысливать и мир, и себя в нем. Возможно, в этом и кроется тот самый смысл жизни, который художник хочет донести до нас, зрителей.

«Хотел добиться в гипсе я, чтоб эта милая семья любовь и нежность излучала, чтоб люди впитывая это, светились сами и планета хоть на чуть-чуть светлее стала». Это уже строки своеобразной аннотации к другому гипсовому панно — «Свет любви». Обращая внимание на эту работу, стоит оговориться: отличительная особенность художника Лавлинского — обнаженная натура. Видны идеальные естественные пропорции, грация и пластика. А вот чего нет, так это даже намека на вульгарность и пошлость. Тоже самое можно сказать и о композиции «Молодость», где двое на пороге новой жизни, где лишь они архитекторы и творцы. «Молодость, подумал я, — кладезь добрых чувств, огня. Вот бы силы молодые — все на добрые дела! Жизнь в Америке, в России, во всем мире расцвела. Мир бы жил без войн и зла. Всем служил бы мирный атом, и со злости сдохло б НАТО. Бывшие ее солдаты, сбросив ружья, взяв лопаты, на камзол сменив мундир, стали б строить светлый мир!»

IMG_2650_рождение чувств_1

IMG_2649_молодые деревенский домик

Коль скоро прозвучала официальная аббревиатура, стоит, наверное, сказать и том, что хозяин этой мастерской предложил и собственное видение герба (эмблемы) всем известного и ныне растущего в размерах межгосударственного союза БРИКС. Единение народов на принципах дружбы, уважения и развития — смысл, вложенный автором в это панно.

IMG_2642_Брикс

...Я еще раз прохожу по мастерской. Здесь все пространство занято деталями, из которых сложатся творения художника и скульптора Виктора Лавлинского. Вот гипсовая заготовка для панно, она весит немало. Во всяком случае, в той, которую я приподнял, было не менее пуда. Она еще ждет своего одухотворения от кисти художника. Как и объемная композиция с сидящей на скамейке девушкой. Готов лишь эскиз и миниатюрный объемный образ. По задумке любой прохожий сможет присесть с ней рядом на скамье, сфотографироваться. Скажете, идея не нова и в Воронеже уже есть подобный арт-объект? Есть, но эта незнакомка другая...

IMG_2656_эскиз незнакомка

IMG_2684_незнкомка

На полу, в самом центре — будущее трехметровое панно с сюжетами и образами русских народных былин и сказок. Автор делает его бесплатно для одного предприятия. Безвозмездно, как и все свои работы. Он просто такой красивый человек. А сам он так говорит в своих стихах, которые, может быть, и не претендуют на высокую поэзию:

«Могут ли холсты немые выразить всю мощь России, красоту и русский дух, мир несущий всем вокруг? Нет, я кистью не готов это выразить без слов...В ком сердца любви открыты, Русь Святую берегите как свою родную мать! Время сложное, простите, что пришлось напоминать!»

IMG_2659_большое панно на полу

Уходя, я подумал, что работы художника Виктора Михайловича Лавлинского достойны бронзы. Нет, не медали, а бронзовых копий, которые могли бы прижиться в видных общественных местах различных городов нашей страны. Чем, допустим, встречает гостей столицы Черноземья вокзал «Воронеж-Южный»? Стилизованным паровозом Черепановых? А в зале ожидания —кофе-автоматами? А чем будет привлекать новый терминал воздушной гавани аэропорта имени Петра I? Бетоном, пластиком и железом? Властям нужно лишь хорошо подумать, как гармонично вживить в экоструктуру города достояние культуры, интеллекта и красоты. Чтобы это достояние не было утеряно в суетной среде современного мира.

18+

Борис Нестеров

Воронеж. Фото автора

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения