19 апреля 2024, пятница

Уникальные разработки представили воронежские ученые в области создания стоматологических биоматериалов

Воронежские ученые разработали вещество для лучшего фиксирования пломбы на зубах. Такая субстанция, напоминающая клей, состоит из природного гидроксиапатита, который находится в яичной скорлупе и по свойствам и составу имитирует природную ткань зуба. Вещество имеет название — наноразмерный карбонат-замещенный гидроксиапатит кальция (НКЗГК).

Содружество двух ведущих вузов Воронежа в сфере физики и медицины позволило осуществить научный прорыв, имеющий прикладное значение в практической стоматологии. Разработка биомиметического интерфейса между естественной зубной тканью и реставрационным композитом и его исследование с использованием синхротронного ИК-Фурье-микроскопического картирования была осуществлена доктором физико-математических наук, заведующим кафедрой физики твердого тела и наноструктур Воронежского государственного университета профессором Павлом Серединым, кандидатом физико-математических наук Дмитрием Голощаповым, профессором Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко, заведующим кафедрой детской стоматологией с ортодонтией, доктором медицинских наук Юрием Ипполитовым совместно с коллегами, работающими на Австралийском синхротроне (Клейтон) при участии физико-химика доктора Пимм Вонгсвивут (Австралия).

Результаты работы, поддержанной грантом Российского научного фонда, опубликованы в журнале International Journal of Molecular Sciences.

Разработанное учеными вещество благодаря высокому сходству с природной тканью зуба образовывает устойчивые связи с дентином и более прочно прикрепляет пломбы к собственным зубам пациента, тем самым увеличивая срок их службы. Это вещество было добавлено в адгезив универсальной биоактивной светоотверждаемой бондинговой системы, предложенной и запатентованной профессором Юрием Ипполитовым в 2011 году. Наполнение адгезива НКЗГК способствует устранению напряжений, которые могут образовываться при полимеризации, а также способствует повышению твердости образованного слоя пломбы. Морфологическая организация синтезированного НКЗГК сходна с структурой твердых тканей зуба человека, так как образована нанокристаллами аналогичных размеров. Это является важной особенностью для формирования биомиметического материала, способного восполнить утраченные твёрдые ткани человеческого зуба.

Препарирование зуба высокоинтенсивным лазером снижает инфицирование отпрепарированной кариозной полости. В рекомендованной методике лечения зуба предложено отказаться от обработки дентина кислотой, заменив ее щелочью, что позволяет образованию дополнительных связей между гидроксиапатитом и органических веществ, находящихся в дентине, а также той органике, которая содержится в биопраймере универсальной биоактивной светоотверждаемой бондинговой системы. Такой комплекс ноу-хау обеспечивает альтернативный подход к пломбированию зуба. Технология позволяет индивидуально для каждого человека подбирать наиболее совместимые материалы для восстановления зубов.