22 апреля 2024, понедельник
  • Число жалоб воронежцев на навязывание услуг снизилось на треть

Число жалоб воронежцев на навязывание услуг снизилось на треть

3,2 тыс. обращений направили жители региона в Банк России в 2023 году. Это примерно на четверть меньше, чем за 2022 год. Динамика объясняется тем, что люди гораздо реже жаловались на сложности, которые возникли у них из-за санкций. Об этом сообщили в воронежским отделении Банка России. На 8% снизилось количество обращений, связанных с работой банков.

При этом на потребительское кредитование воронежцы жаловались реже на 21%, а на ипотечное — на 40%. Это стало результатом поведенческого надзора регулятора и постепенного роста клиентоориентированности лидеров рынка.

Вместе с тем более чем на треть участились жалобы жителей региона на кибермошенничество. Чтобы защитить деньги граждан, с 25 июля вступают в силу изменения в закон о Национальной платежной системе. Новшества предусматривают так называемый период охлаждения. Он будет длиться два календарных дня. В течение этого времени банки не станут делать переводы на подозрительные счета и сообщат клиенту о сомнительной операции. Таким образом, человек, которого обманули, сможет одуматься и отменить транзакцию.

Количество жалоб на страховые компании в прошлом году сократилось на 45%. Почти в четыре раза реже люди стали направлять претензии по поводу неверного применения коэффициента бонус-малус — показателя безаварийного вождения. При этом в прошлом году регулятор зафиксировал массовые запросы о его проверке.

«Подобные обращения формировали не сами водители, а посредники, бравшие за это деньги. Хотели бы напомнить, что в случае необходимости граждане могут сделать такую проверку самостоятельно и бесплатно», — отметили в Банке России.

Количество обращений, связанных с работой микрофинансовых организаций, сократилось в прошлом году вдвое. Примерно на треть меньше стало жалоб на мошенников, оформивших онлайн-займы на чужие имя. Это связано с мерами по идентификации заемщиков. В частности, Банк России рекомендовал всем МФО убедиться в подлинности паспорта потенциального клиента, его фотографии в документе, сведений о кредитной истории, а также удостовериться, что счет и номер телефона, которые указаны в заявке на микрозайм, использует именно этот человек, а не мошенники. Всего предлагается 10 способов проверки. Микрофинансовые организации должны использовать как минимум три из них.

На треть сократилось количество жалоб на навязывание услуг и мисселинг, то есть подмену при продаже. На фоне массовых контрольных мероприятий регулятора значительно снизилось число случаев, когда людям под видом вкладов оформляли инвестиционные продукты, полисы инвестиционного и накопительного страхования жизни.

Между тем, с 1 октября финорганизации будут продавать без ограничений только полисы инвестиционного и накопительного страхования жизни с защитой капитала. То есть когда гарантируется возврат не менее 95% вложений, а задержка одного-трех взносов в течение полугода не приведет к расторжению договора.

Полисы с большими рисками потерь смогут оформить только клиенты со статусом квалифицированных инвесторов или те, кто пройдет специальное тестирование. Проверка не потребуется только в ситуации, если человек внесет сразу 1,4 млн рублей или больше.

«Нередко людям продают полисы страхования жизни под видом вклада, тем самым вводя человека в заблуждение. Либо рекомендуют их в качестве альтернативы, говоря, что это будет выгоднее. Однако такие инвестиции далеко не всегда гарантируют доход. Более того, они могут привести к убыткам. Тестирование позволит убедиться, что покупатель понимает риск вероятных потерь», — объяснила Анна Сухова, заместитель управляющего воронежским отделением Банка России.

Человек, которому продадут полис без обязательного тестирования, будет вправе отказаться от договора в любой момент и вернуть свои деньги в полном объеме, а не только в течение периода охлаждения.

Напомним, с 1 июля финансовые организации обязаны будут в течение 15 дней ответить на любую письменную претензию клиента. При этом неважно, как человек ее подал — в офисе, направил письмо по электронной или обычной почте. В сложных случаях разрешается увеличить срок до 25 рабочих дней.

Если ответ не придет вовремя либо окажется формальным, можно будет пожаловаться в Банк России. Регулятор проведет собственную проверку. И если выявит, что финорганизация допустила нарушение, потребует его устранить.

Направлять обращения можно через интернет-приемную или бесплатную круглосуточную горячую линию: 8 (800) 300-30-00. Для звонков с мобильного телефона — короткий номер 300.

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения