27 января 2022, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 6) Путь к Сионской Горнице

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 6) Путь к Сионской Горнице

В христианстве широко известны два маршрута, которыми Иешуа Га Ноцри ходил по Иерусалиму: Путь Пленения — от Гефсиманского сада до римской претории и дворца Ирода Антипы — и Скорбный Путь, по-латыни Виа Долороса, от резиденции Пилата до Голгофы. Но были еще два, тоже важные: маршрут вступления в Святой город в Пальмовое Воскресение и поход от имения Лазаря в Вифании до дома Иосифа Аримафейского близ Сионской горы.

На нижеприведенной схеме Иерусалима можно увидеть все эти объекты. Учитель и Дюжина прошли через третьи — ныне Золотые —ворота (в верхнем правом углу карты), затем через Иерусалим и завершили путь в здании Тайной Вечери (в левом нижнем углу схемы). Повторим их стезю.

Схема

Схема

Ранним утром 6 апреля 30 года первохристиане встали, как обычно, на рассвете. Для экономии факелов, свеч и лампового масла все иудеи, кроме самых богатых, обычно бодрствовали в течение всего светового дня, иногда прихватывая часть вечера. Чем они занялись спозаранку? Я многим нашим современникам задавал этот вопрос, и большинство отвечали, опираясь на свой личный опыт: ходили в туалет, умывались. Однако настоящие христиане в Средневековье и Новое время, едва пробудившись, сразу крестились на икону (православные) или на распятие (католики), которое обязательно висело на стене, чаще всего над кроватью. А иудеи I века, весьма ревностные в вере, молились.

Существовала специальная утренняя молитва Тахирим. Она была очень длинной, могла занимать несколько часов, поэтому, как правило, обычные правоверные пели ее сокращенный вариант — Амида, входивший также в дневную и утреннюю молитвы. Еще ее называют «шмоне эсре», на иврите «восемнадцать», по числу первоначально входивших в нее благословений Яхве. Ныне их девятнадцать. Послушайте небольшую часть этой молитвы, что называется, в оригинале.

Молитва Тахирим на иврите

Здесь сделаем оговорку. Первоначальный текст Амиды составили в V-III веках до н.э. До разрушения Второго храма римлянами в 70 году она не имела единой формы, ранее даже запрещалось молиться по установленному, тем более записанному тексту. Однако после разгрома Первой иудейской войны и прекращения храмовой службы молитвы сделались единственно возможной формой богослужения, и во избежание ошибок во II столетии все они были зафиксированы на пергаменте. Учитывая силу устных традиций в иудаизме , можно предположить, что Амида сейчас звучит примерно так же, как в устах Христа. Правда, возможно, стоит сделать поправку на изменения в произношении отдельных слов, ведь гласные буквы существовали не все время, о чем я писал ранее.

Привожу только часть Амиды, чтобы не занимать много места.

«Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.

Первое благословение: „Праотцы“ (авот):

Благословен Ты, Господи, Боже наш, Бог предков наших, Авраама, Исаака и Иакова, Бог великий, всесильный и грозный, Бог Всевышний, Творящий благодеяния, Владеющий всем, Помнящий заслуги предков и Посылающий спасителя их потомкам, ради Имени Своего, Царь Помогающий, Спасающий и Щит! Благословен Ты, Господи, Щит Авраама.

Второе благословение: „Могущество“ (гвурот) слегка меняется в зависимости от сезона. В зимний период (когда в земле Израиля сезон дождей) в благословении говорят о дожде, в летний период — о росе..»

Итак, помолившись и совершив гигиенические процедуры, Мессия, апостолы и сопровождавшие их женщины позавтракали. Простые иудеи обычно ели два раза в день: легкий перекус утром и основная трапеза — ужин — вечером. Первохристиане оставались на месте еще приблизительно часов десять: с рассвета примерно до 15.30.Откуда мы это знаем? От Марка. «Когда же настал вечер, Он приходит с двенадцатью» (Мк. 14:17), имея в виду Сионскую Горницу. От Вифании до границ нынешнего Старого города 2,7 км. Учитывая, что идти приходилось по гористой местности, а потом через весь Иерусалим, путь занимал часа полтора. То есть на Седер они собрались примерно в 17.00.

Вифания на карте

Вифания на карте

Вид Вифании

Вид Вифании

За пару часов до заката Спаситель покинул имение Лазаря в Вифании и пошел старой знакомой дорогой через гору Елеонскую, прячась от шпионов. Первохристианам удалось пройти в Иерусалим незамеченными и достигнуть дома Иосифа из Аримафеи на горе Сион в юго-западной части города. Что это именно то самое здание, подтверждает церковное предание IV века. Тот же дом с куполом на плоской крыше изображен на древней, VII века, мозаичной карте-картине Иерусалима, найденной в Мадабе. Карта перевернута: юг сверху, так как в те времена ориентация по сторонам света отсутствовала, так что здание Сионской Горницы показано в правом верхнем углу.

Карта из Мадабы

Карта из Мадабы

Какие же объекты из ныне существующих видели первохристиане?

Начнем с селения, где жили Лазарь, Мария и Марфа и где в то время обитал Иисус. Ныне это городок Аль-Азария, по-арабски "место Лазаря«,которого мусульмане почитают как праведника. Раскинулась Вифания на западном берегу реки Иордан к востоку от Иерусалима на юго-восточном склоне Елеонской горы.

Вид Елеоноской горы

Вид Елеонской горы

Название села толкуется по-разному. Первоначально: «дом фиников» или «дом финиковых пальм». Но так как местная почва не пригодна для этого дерева, имя стали расшифровывать как арамейское Бейт Ани — «дом бедных», «обитель страждущих». Неясно, впрочем, кто имелся в виду, какие «бедные»? Возможно, именно поэтому сейчас самым распространенным толкованием является третье, связанное с природно-климатической и сельскохозяйственной топонимикой Святой Земли, а именно со словом «родник». Видимо, в древности местный источник слыл весьма полноводным.

Вифания популярна у христиан в первую очередь благодаря воскрешению Лазаря, причем его гробница сохранилась.

Храм святого Лазяря в Вифании

Церковь св. Лазаря.

Гробница Лазяря в Вифании

Гробница Лазаря

Удивительно, но дома Четверодневного ( так его чествуют из-за того, что он был мертвым 4 дня) как святыни не существует. На место его жилища претендуют нынешние: католический монастырь св.Лазаря; мечеть; францисканский монастырь; бенедиктинское аббатство (два последних принадлежат разным католическим монашеским орденам).Под всеми этими зданиями обнаружены развалины древних храмов.

Зато клочок земли, на котором Христос встретился сначала с Марфой, а затем с Марией, сообщивших Ему о смерти их брата, увековечен Церковью Встречи, принадлежащей православному греческому женскому монастырю. Там сохранился камень, на котором сидел Иисус во время этих бесед. Впрочем, некоторые библиеведы полагают, что Лазарь жил именно здесь, а разговор проходил у входа в его дом. Но повторюсь: объектом поклонения именно как жилище Четырехдневного Церковь Встречи не признается.

Храм встречи в Вифании

Храм «Встречи» в Вифании

Зато у нее есть соперница: здание Русской школы, принадлежащее Русской Духовной Миссии. Оно расположено напротив греческого женского монастыря. На занимаемом им участке площадью 2000 кв. метров при строительстве в 1958 году был найден камень известняковой породы с выбитой на нем надписью на древнегреческом: «Здесь впервые Мария и Марфа услышали от Господа о воскресении мертвых». Над камнем поставлена часовенка.

Внутренний_двор_русской_школы_в_Вифании_(1)

Внутренний двор русской школы в Вифании

Часовня_Марфы_на_русском_подворье_в_Вифании_(2)

Часовня

Часовня_над_камнем__Встречи__в_Вифании_(2)

Камень «Встречи» в часовне

Покинем Вифанию и выйдем на дорогу Иерихон-Иерусалим, на коей стояло это селение. Сохранился ее древний отрезок, по которому, не исключено, ступал Спаситель. Сейчас по ней тоже ходят паломники.

Дорога Иерихон_Иерусалим_

Старая дорога Иерихон-Иерусалим чрез пустыню Негев

Вифания Древняя дорога

Участок древней дороги

Паломники на тропе Иисуса

Паломники на тропе Иисуса

И вот первохристиане взошли на гору Елеонскую, откуда через 43 дня Богочеловек вознесся на небо. Иначе ее называют Масличная гора или Гора Олив из-за того, что издревле она была знаменита маслинами. Эта возвышенность тянется с севера на юг напротив восточной стены нынешнего Старого города. Имеет три вершины, с южной из них Спаситель и покинул грешную землю. Сейчас здесь стоит церковь Вознесения. Раньше в ее крыше было отверстие.

Изображение 002

Церковь Вознесения

Пророк Захария предрек, что перед Страшным судом Мешиах взойдет на нее, и оттуда по звуку трубы Иезекииля начнется воскресение мертвых (Зах. 14:41).Именно здесь Иисус молился перед арестом.

Отсюда Богочеловек и сопровождавшие Его отправились к Шушанским, ныне Золотым, воротам, единственным у Храмовой горы, на которой стояло главное святилище Иудеи, и одним из двух, которые в те времена обеспечивали доступ в Иерусалим с восхода. Они считаются древнейшими в городе.

Золотые ворота

Золотые ворота

1_ 009_Старые ворота после Золотых ворот вып 6

Древнейшие ворота в Иерусалиме; такие, возможно, видел Иисус.

Сейчас евреи называют их Шеар ха-Рахалим, Врата Милосердия. Построены они византийцами в 520 году на развалинах своих предшественниц 1 века. Замуровали их сначала в 1187 году султан Саладин, а окончательно в 1541 году его турецкий коллега Сулейман Великолепный вроде бы потому, что иудеи и христиане верили, будто именно через них в Святой град войдет Мессия по пророчеству Иезекииля (44:1-3).Мусульмане хотели этого не допустить. Дополнительно они расположили перед воротами кладбище: иудейский Мессия не мог пройти через него, так как боялся осквернения. Однако задолго до них предсказание исполнилось на Иисусе: впервые 2 апреля 30 года при вшествии в Иерусалим в Пальмовое Воскресение и вторично вечером 6 апреля, когда Он шел к Сионской Горнице.

Храмовая гора

Храмовая гора

1_ 003_лестница возле Храмой горы вып 6

Лестница, по которой Христос взашел на Храмовою гору.

Как именно первохристиане пробирались, прячась от шпионов первосвященников: через центр Иерусалима или по окраинам, мы не знаем, посему завершим сегодняшнее повествование у храма, ныне стоящего на месте дома Иосифа Аримафейского. На фото можно увидеть окна, заменившие своих собратьев в Сионской Горнице, и как это строение могло выглядеть в I веке.

Вид горы Сион

Вид горы Сион

Окна дома Тайной Вечери

Окно дома Тайной Вечери

Модель богатого иудейского дома

Модель богатого иудейского дома

В миг, когда Мешиах перешагнул порог Иосифова жилища, наверное, вдруг подумал Иисус, что завтра, в тот же час, уже будет мертв...Тем не менее вида не подал, дабы не портить праздник Своей малой пастве. А Его ученики тем временем препирались: делили ложа, на которых им хотелось возлежать. И тогда Учитель преподал апостолам и всему миру урок, вошедший в историю как Омовение ног. Следующий выпуск — о нем.

Юрий Пульвер

Продолжение следует

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Можете задавать вопросы.

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения