06 декабря 2021, понедельник
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 7) Тайная Вечеря. Омовение ног.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 7) Тайная Вечеря. Омовение ног.

Это событие в жизни Христа, как и почти все остальные, стало сюжетом многих картин и кинофильмов. Некоторые полотна представлены ниже. Киноленты я перечислил в предыдущих выпусках. Как и в случае с Тайной Вечерей, они показывают происходившее 6 апреля 30 года совершенно неверно. Иисус омывал ноги ученикам, будучи обнаженным по пояс (Ин. 13: 3). И в живописи, и в кино Он одет.

Почему живописцы и режиссеры постеснялись изобразить Спасителя в таком виде, непонятно. Ведь на Кресте Он на всех изображениях висит полуголым. Единственное художественное произведение, где Мессия показан с голым торсом,- нижеприведенная скульптура, стоящая у баптистского университета в американском городе Даллас.

Омовение ног_1

Омовение_

Омовение___

Картины Омовения ног

Скулптура омовение ног

Но и здесь автор допустил неточности:Спаситель был препоясан полотенцем, на скульптуре Он в набедренной повязке. Кроме того, Иисус использует тазик. Возможно, такой предмет домашней утвари существовал в Иудее, хотя письменные источники его не упоминают, а археологи ничего подобного не нашли. Да и в данной ситуации он был не нужен. Для подобного ритуала использовалась специальная ванна — микве, имевшаяся во всех без исключения иудейских домах. В синодальном переводе «Евангелия от Иоанна» она не совсем точно названа умывальницей (Ин. 13: 4-5).

Я не оговорился, именно для религиозного ритуала, кроме того для гигиенической процедуры и обряда гостеприимства. Омывание — важная часть культа в иудаизме. В книге «Исход» сыны Аарона умывают руки и ноги в медной умывальнице (Ис. 30: 17- 21).У кочевого тогда народа не имелось домов с микве. Важно также было убрать грязь с ног перед входом в дом, поскольку люди ходили в легких открытых сандалиях по пыльным дорогам. Предложить воду для мытья ног — проявление гостеприимства (Быт.18:4). Когда Иисус посетил дом фарисея, а тот не предложил Ему воды на ноги, это вызвало упрек в адрес хозяина (Лк. 7:44). В жилищах богатых воду подавали слуги. Если хозяин хотел продемонстрировать гостю особую честь, то лично мыл ему ноги. Обычным делом для женщин было оказывать такую услугу супругу и родичам мужского пола, ученикам- своему учителю.

Где же происходило это событие? Нынешнее готическое здание с символической Сионской Горницей совсем не такое, каким был дом Иосифа Аримафейского. Последний не сохранился, зато мы можем представить, как он выглядел, по реконструкции так называемого «сгоревшего дома», разрушенного пожаром при взятии Иерусалима римлянами в 70 году, то есть спустя 40 лет после смерти Христа. Справа в середине показана типичная крыша таких домов из Иерихона и Кумрана. Похожие строения были найдены и в других частях Палестины, отсюда сделаем вывод, что обиталища иудейских богатеев имели схожую планировку.

Реконструкция сгоревшего дома

1.Центральный двор. 2, 3, 4. Цистерны с водой и спуск в ритуальную ванную- микве. 5. Верхняя умывальня с мозаичным полом, предназначенная, видимо, только для гигиенических, а не ритуальных процедур. 6. Лестницы, ведущие на нижние и верхние этажи. 7. Главная гостиная, так называемая хиллита.

А теперь рассмотрим реконструкцию микве из дома в Иерусалиме, принадлежавшего какому-то богатею из рода Ирода.Часть воды была дождевой, часть приносили слуги. Справа показана специальная ванночка для ног- с подставкой.

Реконструкция микве__

Итак, члены хабурот (маленькая община верующих), которая состояла из Христа, двенадцати апостолов, Иакова, брата Господня, Иосифа Аримафейского, а также Богоматери, Марии Магдалины и других жен-мироносиц, переступили порог, сразу повернули налево и спустились в полуподвал с микве.

Вот как описывает дальнейшее Богослов (Ин. 13:3- 17).

«3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, 4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. 5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. 6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? 7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. 8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. 9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. 10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. 11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? 13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. 14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. 15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. 17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».

Здесь, конечно, допущена серьезная ошибка. Для иудея 1 века подняться на второй этаж с грязными ногами , затоптать устилавшие пол чистые циновки и коврики, да еще улечься на ложе (по-арамейски мишкаб, на койне — триклиний), не совершив обряд, а потом встать и вернуться к микве для соблюдения ритуала-совершенно немыслимо. К тому же, если все уже возлегли, зачем спорить о местах, ведь они уже заняты? Не могу себе представить, чтобы Спаситель, омыв ноги, бросил Свою паству внизу и в одиночку пошел занимать лежанку и только потом спустился, дабы погасить спор учеников. Не в Его это характере. Вряд ли апостол Иоанн забыл о том, как все происходило на самом деле, ведь еще несколько веков после Христа ритуал очищения не менялся. Видимо, какой-то благочестивый переписчик благовеста, далекий от обрядов иудаизма, сделал ненужную добавку к тексту.

Теперь вопрос, опять же не задававшийся никем: кто омыл ноги Учителю?

Это мог быть слуга, а они у богача Иосифа из Аримафеи несомненно имелись. Вспомним, что Петра и Иакова привел в дом Тайной Вечери человек с кувшином воды (Лк. 22:10). Свободный правоверный им быть не мог, воду носили либо женщины, либо рабы. Идея о том, что это был член ессенской общины, адепты которой не соблюдали многие иудейские традиции и обряды, несостоятельна. Иешуа Га Ноцри не имел с ними дела хотя бы потому, что ессены не почитали Храм.

Находились ли слуги в доме своего хозяина в ночь с 14 на 15 нисана? Полагаю, что нет. Богочеловек скрывался от соглядатаев, чтобы не дать Себя арестовать раньше времени: Агнец должен был стать жертвой непосредственно перед Песахом. Одно дело провести в дом двух незнакомцев, другое — прислуживать известному всему городу проповеднику. Посему, скорее всего, Иосиф для конспирации отпустил прислужников праздновать с их семьями.

Оказать услугу Сыну могли бы и Приснодева, и Мария Вифанийская, она же Магдалина, самые близкие Ему женщины. Но обычай гостеприимства предписывал эту обязанность хозяину жилья, то есть Иосифу.

Сейчас спрошу то, что никому не приходило в голову кроме меня: а что именно снял с Себя Иисус? Подробно о Его одежде я поведаю в рассказе о Распятии, пока же вкратце опишу гардероб мужчины-иудея 1 века. Внизу представлены рисунки на стенах синагоги в Дюре Еуропос, сделанные приблизительно в 250 году. Они иллюстрируют облачения иудеев и сирийцев 3 века, которые несколько изменились со времен Христа под влиянием, очевидно, парфян и германцев (отряды последних стояли в Палестине как вспомогательные войска Рима). Дело в том, что в I столетии ни греки, ни римляне, ни иудеи штанов или брюк не носили.

_1_1

Палестинские мужи обязательно имели шесть предметов гардероба.

Сандалии — на рисунке типичный образец этого вида обуви, найденный в крепости Масада (такой же в оазисе Ен-Геди) на берегу Мертвого моря.

_1

Набедренная повязка. На иконах и художественных изображениях Христа Его чресла облечены в нечто не совсем понятное.

Картина Распятия

На самом деле Он мог носить один из трех видов такой одежды — кстати, нижним бельем она не являлась, в ней можно было ходить открыто.

Итак, первый вариант: древнеегипетский схенти или шендит. Иудеи долго жили в Стране пирамид и унаследовали многое из одежды и традиций ее обитателей.

Схенти

Второй вариант: кусок ткани, обертывающий бедра, пропущенный под пахом и закрепленный на поясе. Такой до сих пор носят бедуины.

Схема набедренной повязки

Схема набедренной повязки

Третий — римский сублигакулум. Его, правда, чаще применяли спортсмены, а также рабы, особенно гладиаторы.

Сублигукулум_1

Сублигакулум_2

Кетонет — на койне, диалекте древнегреческого языка, — хитон. На самом деле он был похож на римскую тунику. Хитон — драпировочная одежда, он обертывался вокруг тела и закреплялся застежкой, а туника была сшита и одевалась на торс.

ТУНИКА

Рисунок заготовки туники, несшитой по краям

1_ 002_Туника выпуск 7

Верхняя часть подростковой туники, найденной в Ен-Геди.

Плащ, который в синодальном русском переводе называют милоть, первоначально грубая накидка из овчины. Впоследствии он преобразовался в мантию или плащаницу. Ночью милоть служила одеялом. Нередко край этого плаща носили на руке, как римляне тогу.

На приведенном ниже рисунке показана не иудейская, а сирийская милоть. Дело в том, что к нижнему краю верхней одежды правоверных крепились цициты (на иврите «кисти») для напоминания о Божьих заповедях. Это были шерстяные кисточки пурпурного или голубого цветов (Чис. 15: 38-39). В синодальном русском переводе их называют «воскрилия» (Мт. 25:5). В форме цицит (8 нитей и пять узелков на каждой, всего 13 элементов) и в самом этом термине (совпадающим с числом 600) скрыто сакральное число — 613 заповедей Торы, которые обязаны соблюдать иудеи.

Цицит

Фото цицит

Пояс. Имел важное значение: указывал социальное положение его владельца, служил кошельком, к нему подвешивали оружие. Очень странно, что на всех изображениях Христа и в кинофильмах иудеи-мужчины не подпоясаны. На рисунке внизу представлено облачение древних израильтян, живших за несколько столетий до Христа. Мода, конечно, серьезно изменилась, но эта основная деталь гардероба сохранилась. Видны различные типы поясов.

_Израиль_1

Головной убор. Две версии. Наголовный плат, по-арабски куфия.

_2

Или шляпа. Без любого из них в жарких Греции, Италии, Палестине обходиться трудно. Речь не о ритуальной шапочке — кипе или ермолке, а о об унаследованном от эллинов пегасосе. Его носили также римляне. Использовался этот головной убор в непогоду, на охоте, во время путешествий и работы на открытом воздухе. Это прародитель современных шляп. В отличие от них он подвешивался сзади на ремешке.

Пегасос

Мы точно знаем, что в ночь с 6 на 7 апреля 30 года Мешиах носил только пять предметов гардероба. Откуда? На Голгофе Крест охранял так называемый квартернион — отделение из четырех легионных стражников. Они поделили между собой нехитрые пожитки Казненного- числом четыре, а насчет пятого кинули жребий ( Ин. 19: 23-24 ).Это и был кетонет, ныне прославленный как Риза Господня. Впрочем, не все отождествляют Ризу и хитон (точнее тунику) Спасителя. Последний имел огромную ценность, так как, по преданию, Богородица, искуснейшая пряха, соткала его без швов, что считалось чудом в те времена. Его нельзя было делить на части — он бы распустился на нити. На рисунках внизу представлены реконструкция процесса ткачества, а также веретено и клубок окрашенной шерсти, которые были найдены в оазисе Ен Геди. Ниже — образец ткани. Далее на фото показан древнейший способ сушки шерсти после окрашивания.

Веретино и ткань

1_ 010_Сушится шерсть после коврика вып 8

Иешуа Га Ноцри носил на лбу и на одной руке еще два предмета, которые в гардероб не входили — так называемые «тфилин», по-гречески «филактерия» — маленькие четырехугольные коробочки, сделанные из выкрашенной черной краской кожи кошерных животных. В русском синодальном переводе они обозначены как «хранилища» (Мт. 25:5), так как в них помещали кусочки пергамента с заповедями Закона. На лбу коробочку закрепляли повязкой, на руке — ремешком. По понятным причинам в числе священных для христиан предметов тфилин отсутствуют. Нет и упоминаний о том, что «хранилища» достались кому-то из легионеров, дежуривших у Креста. Скорее всего, их просто выбросили.

Тфилин

Фото тфилин

Какой именно из шести предметов гардероба не достался легионерам?

Скорее всего, головной убор. В тот вечер было прохладно (собравшиеся во дворе Каиафы люди, включая Петра, грелись у огня ), так что без куфии или пегасоса можно было обойтись.

Менее вероятен другой вариант — набедренная повязка. Как правило, римляне вешали на крест полностью обнаженных жертв и вряд ли сделали исключение для Царя Иудейского.

И вот наконец настало время подробно поведать об уроке, который Учитель дал Своим ученикам. Об этом — в следующих выпусках.

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6

Задавайте вопросы.

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения