01 августа 2021, воскресенье
  • Чтобы наше «я» научилось любить

Чтобы наше «я» научилось любить

С благословения митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии, в поселке Отрадное, что в Новоусманском районе, издается научно-публицистический журнал «Объединение». Ежеквартально под редакцией монахини Агафоны (Юлии Федоровны Шнейдер), совместно с Объединением православных ученых под председательством протоиерея Геннадия Заридзе, вместе с профессором Косиновой И.И, а также кандидатом богословия протоиереем Олегом Безруких в свет выходят всего 500 экземпляров свежего номера.

В №1(2) за октябрь-декабрь 2019 года, который сегодня я держу в руках, было опубликовано интервью настоятеля Покровского храма поселка Отрадное Новоусманского района Воронежской области, протоиерея Геннадия Заридзе под заголовком «Чтобы наше «я» научилось любить. Авторство журнал не приводит, поэтому и нам ведущий этой уникальной беседы неизвестен. Само же интервью мы решили опубликовать, потому, что его содержание, как нам видится, касается каждого из нас.

Протоиерей Геннадий Заридзе,

настоятель Покровского храма пос. Отрадного Новоусманского р-на Воронежской области

Новые научные открытия ученых Объединения, современные технологии, помогающие ускорять процесс обучения, но делающие нас все более зависимыми от них, пути достижения гармонии светом духовного просвещения и многое другое комментирует Председатель Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых» протоиерей Геннадий Заридзе.

 

ЧЕЛОВЕКОМ НАДО ЕЩЕ СУМЕТЬ БЫТЬ…

 

- Неправильное понимание базовых понятий в различии средств и целей христианской жизни становится причиной многих наших ошибок. А как Вы, отец Геннадий, смотрите на вопрос о цели жизни и ее смысле?

- У нас, к сожалению, все меньше и меньше людей думают на эту тему. На Западе вообще не модно думать о смысле жизни. И жизнь приравнивается к биологическому существованию, которое должно давать определенные удовольствия. Проводили опрос старшеклассниц последнего года обучения в школе Соединенных Штатов Америки. Провели статистические исследования. Что же ответили школьницы? 99 % из них на вопрос о том, что самое главное в жизни, что самое важное, ответили радостное - шопинг! Понятно, да? Это шопинг, то есть то, что позволяет девочке что-нибудь купить. Вот у нее и смысл жизни. Нет смысла жизни. Человек не понимает, зачем ему дана душа. Она не понимает смысла того, что происходит в этом мире. Совершенно отсутствует вопрос о том, каким должен быть человек? Что у него нет основной предпосылки существования на земле. Понятие о Боге очень относительное. Если оно есть, то только абстрактное. Понятие о том, что необходимо работать над собой, исправлять себя, практически отсутствует.

Дело в том, что сейчас происходит расчеловечивание общества и ценности, которые насаждаются нам с Запада, в общем-то являются сравнимы с теми, что были в языческом обществе, когда понятие любви было очень относительным, когда не было морально-нравственных принципов, когда не было жертвенности как таковой, когда убить человека не считалось никакой проблемой, когда поощрялись инцест, педофилия, эвтаназия, однополые союзы и людоедство. Но это было нормой для языческого общества! Понимаете, в чем дело? Сейчас подобные высказывания мы слышим с Запада, потому что там это тоже уже как бы является «ценностью». Какой? Живет человек по этим критериям жизнью абсолютно бессмысленной и обязательно придет в ад, потому что вариантов нет. Установка все дьявольская, которая в общем захватывает человека и ведет его по этому пути.

Спросили Серафима Саровского о цели христианской жизни. И он сказал так: «Стяжи Дух мирен и около тебя спасутся тыщи». А надо еще обрести благодать Святого Духа, чтобы обрести главную силу Вселенной, которая входит в сознание Бога. Необходимо с помощью Бога очистить свое сердце от греха, очистить от страсти, от похоти, от всякой гадости, которая есть у нас внутри. И потом уже, в дальнейшем, обретать благодать действующую, которая может действительно восстановить утраченные и самосознание, и нравственные моральные качества, которые должны быть в нас как естественные. Потому проблема заключается в одном единственном - в том, чтобы человек просто решился на этот путь, воспринял ценность духовную как главную. Ведь смысл человеческой жизни очень простой. Я в свое время очень интересовался этим вопросом и в конце концов понял, что мы созданы для того, чтобы наше индивидуальное сознание, наше неповторимое «я» научилось любить Бога, научилось любить людей и чтобы мы духовно развивались. Другой цели в жизни нет. Вопрос о деньгах, социальном и политическом положении и т.д. просто не стоит. Он не является смыслом жизни.

Когда человек умирает, он предстоит перед Богом голым, как он родился. Все то, что у него вокруг было в этом мире, там ему не пригодится. Оно может быть прецедентом либо для осуждения этого человека перед Богом, либо для его оправдания. Понимаете ситуацию? Все очень просто.

Рассмотрев вопрос о собственном смысле бытия и целях жизни, мы безусловно возвращаемся к понятию Бога, к Его милости, к Его любви к нам и к нашей отдаче, в отношении к Богу. Без осознания и разумения этих понятий человек до конца человеком не является. Он не знает, кто он, что он, зачем живет, куда идет, понимаете? Получается полный разнобой. Дай Бог, чтобы это было понято и принято, чтоб люди действительно стремили свое сердце ко спасению.

- У философа Сенеки читаем: «Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их несет». Батюшка, какие реальные силы в реке жизни помогают не плыть по течению?

- Что такое река жизни? Это все бытие, которое мы с вами переживаем на земле. Что тут может быть? Самые разные случаи, которые нас, так или иначе, могут затронуть. Например, если увидим какое-то негативное действие: войну, стихийное бедствие или страдания других людей. Если мы относимся к этим явлениям правильно, то есть, мы сочувствуем людям, мы действительно хотим помочь им, сострадаем, у нас есть какие-то внутренние морально-нравственные качества, которые отзываются на чужие проблемы. Как говорил в свое время Паисий Афонский, старец преподобный, «когда чужая боль становится своей». Когда человек сострадает, он реализует себя как человек. Тогда на самом деле помогает себе не нестись по течению всего человечества, которое идет, к сожалению, не в самом лучшем направлении, а делает такие установки, которые позволяют ему оглянуться и реализовывать себя как личность.

Можно пройти, например, мимо несчастного, больного, голодного, полуживого котенка и вообще никак к нему не отнестись. Можно оказать помощь, а можно палкой стукнуть - все это является реакцией на бедного котенка. Кто бьет его палкой, значит, он человек жестокий и злой, который совершенно не хочет протянуть руку помощи несчастному бездомному голодному живому существу. Тот, который проходит мимо и ему все равно, думая: а зачем мне это надо все - он тоже совершенно не хочет ничего сделать ради этого несчастного. А тот, кто бьет его палкой, добавляет еще трагизма в эту ситуацию: ах, ты еще голодный, умирающий, несчастный - вот тебе палкой, может, сдохнешь побыстрей. Получается, что практически человек не просто жесток, а является исчадием ада, поступая таким образом. А тот, что просто пожалел, отнесся, скажем так, по-человечески к этому несчастному существу, он действительно имеет духовную силу внутри своего сердца, которая позволяет ему оставаться человеком. Человеком надо еще суметь быть!

Воспитывая детей, мы должны воспитывать сначала хорошего человека, хорошего гражданина своего общества, а потом уже христианина. Это разные этапы воспитания. Они всегда соприсутствуют в обязательном порядке, иначе у нас получится общество, которое будет абсолютно не способно к нормальной жизни.

- Люди стали мельчать душой. Они все меньше думают о высоком и важном и все больше о земном и материальном. Скажите, а где понимание того, что мы на краю? Как остановить эту опасную прогрессию?

- Остановить ее надо только пониманием. Когда человек живет на земле и мыслит материальными и социально-политическими категориями, то для него это является нормой. Все это есть основа его бытия. Он готов не щадить человеческие жизни, ничего не щадить ради того, чтобы обрести нужную ему забаву. Вот. Естественно он погрязает в материальных вещах. Помните, был мультфильм про утку по имени Скрудж МакДак. Он был жаднен до денег, купался все время в золоте, накапливал вещи и был счастлив только от этого. В общем, существо специфическое, которое имело явно маниакальный синдром по отношению к материальным богатствам, материальным ценностям. Можно сказать, что это существо погибающее. Любое маниакальное состояние для человека является разрушающим его душу. В результате он умрет и что с собой возьмет? Ничего.

Я по этому поводу рассказываю притчу. Она очень простая.

Умирает старый человек, к нему подходит старший сын: «О, старший, здравствуй! Я умираю, и тебе достанется вся моя недвижимость, но в одном случае: если все, что лежит у меня на счету, по смерти достанется мне». Нотариус записал. Сын так удивился, думает, что ж делать? Подходит младший сын. Отец говорит: «О, младший сын, я рад тебя видеть. Послушай, тебе достанется вся моя земля - а ее много - в том случае, если все, что лежит у меня на счету, по смерти достанется мне». Нотариус записал. Отец умер. Они думают: что делать? Денег очень много. Решили перевести в золото - не помещается никак в гроб. А гроб заранее изготовлен: красивый, объемный, достаточно престижного вида. Но никак не помещается в гроб все это золото. Сыновья обменяли на бриллианты. И бриллианты не помещаются!

Что делать? Нотариус говорит: «Если вы не отдадите ему то, что он завещал, вы не получите никакого наследства». Они приуныли, закручинились, сидят печальные. Приходит к ним друг - директор банка: «Чего печальны?» - «Лишились наследства». - «Как лишились?» - «Ну как? Вот так», - рассказывают, как отец завещал, что после его смерти они должны вместить в гроб все, что лежит у него на счету. «Ну и как?» - «Не поместилось, даже в бриллиантах». - «Вот глупые ребята!» - выписывает ручкой бумажку и говорит: «Вот вам вексель, клейте на лоб и хороните».

Ощущение возникло? Я думаю, возникло. Вот именно это оно и значит. Деньги - ничто, дороже человеческой души на земле ничего не может быть. Если человек это сознает, если он соразмерит материальное и духовное и свою вечность, которая его впереди ожидает. Вот тогда он может вычислить опасную прогрессию в своей жизни, когда буквально падает вниз сильней-сильней-сильней. А ему все нет времени просто подумать о том, что есть Бог, есть его душа, есть любовь, есть доброта. Понимаете? Человек живет исключительно животным образом, рефлексиями. Не дай Бог такого никому! Поэтому подумайте на эту тему и сопоставьте свою собственную жизнь с векселем, который можно приклеить на лоб, и, в конечном итоге, оказаться в аду.

- В своих дневниках Ф.М. Достоевский записал: «Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник - стало быть, надо для жизни нравственное занятие». А Вы как думаете, отец Геннадий, не является ли отсутствие у большинства современников нравственного занятия причиной тяжелых душевных состояний? Почему нашу жизнь все больше заполняют уныние и депрессия, синдромы усталости и выгорания?

- Нравственное занятие - что есть такое? То, что делает человек, исполняя Божий закон. Божий закон учит человека любви к Богу, любви к людям. Господь в Евангелии говорит: «Не желайте ближнему своему того, что не желали бы себе». Если бы люди, систематически наблюдая за собой, регулярно анализировали свое поведение, то видели бы, что они делают хорошо, а что плохо. Они, я думаю, очень хорошим темпом продвигались бы по пути своего внутреннего развития.

Вся беда в том, что такая проблема есть. У нас, к сожалению, в детских садах перестали читать очень простой стишок: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?» И вот это «что такое хорошо и что такое плохо» размывается все дальше и сильнее. Об этом забывается в школе, об этом забывается зачастую в вузах, об этом старается забыть весь мир. Почему? Потому что, черное и грязное сейчас считается хорошим, а светлое, доброе, чистое - это несовременно, немодно, неинтересно.

Фильмы в основном снимают такие, показывают людям такие вещи, которых они за всю жизнь никогда не видели. Идет полный разлад душевного состояния, духовного состояния, физического состояния. Из-за воздействия и идеологической направленности современных фильмов идет полное расторможение человеческого существа. У нас, к сожалению, сейчас почти выродилась кинематография.

Фильмы, которые были в советское время, воспитывали людей, поднимали проблемы, поднимали различные нравственные вопросы, ставили перед человеком задачи и способы их решения. Сейчас с экранов телевизоров хлынул поток насилия с обязательным включением секса, потому что без этого фильм или передача уже не такие интересные, неправильные. Понимаете, надо же все время обращать внимание на тендерный момент человека. Потому что он рассматривается как животное, которое зарефлексирует на то, что ему показывают. А внутреннее, духовное востребованно современниками мало.

Если ставится какой-то вопрос, то он ставится через жестокость, через какую-то беду, через трагедию. Человек выходит, насмотревшись всего этого, в таком состоянии, как будто на него вылит ушат грязи, он еле дышит, еле может прийти в себя. Потому что данный фильм является деструктивно разрушительным. По-другому это назвать просто невозможно. И получается, что в конечном итоге, напитавшись подобной информации, где, к сожалению, пропагандируется насилие, употребляется нецензурная речь, которая является выражением низкого уровня развития, человек опускается все ниже и ниже. Люди потихоньку разрушаются и разлагаются. Если им постоянно внушают подобные мысли, то ожидать какого-то положительного результата от этого не приходится. В силу того, что сейчас в основном молодежь сидит в компьютерах, гаджетах, это вредно само по себе. Об этом громко кричат медики, и имеют данные даже не нашего уровня, а европейские, американские исследования, которые говорят о том, что разрушается кора головного мозга от гаджетов. Процент опасности риска возникновения рака у детей огромный - больше 10 %. Слабоумием страдает 15 % детей. Они, прочитав какой-то текст, не в состоянии понять, о чем идет речь. Этим занималась ПАСЭ - есть такая европейская ассоциация. Этими вопросами также занималась ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения. Они при исследовании использовали сто десять тысяч детей. В итоге пришли к выводу, что у детей, которые сидят в гаджетах, планшетах, компьютерах, значительно уменьшается кора головного мозга, поэтому возможны ранние инсульты, даже у детей семилетнего возраста. Инсульты, понимаете, что это значит: сердечно-сосудистые заболевания, неврологические заболевания и т.д. Ребенок перестает быть здоровым под действием электроники, которую он применяет каждый день. Это опасность колоссальная. Влияет ли это состояние души человека? Безусловно, влияет. И какой нравственный может быть ребенок, да и взрослый зачастую, когда он полностью поглощен теми самыми направлениями, которые ему предлагает компьютер. Он зомбируется. Он программируется, понимаете? Некоторые считают нереальностью то, что находится за порогом экрана электронного устройства, а то, что происходит с ними в этой жизни, совершенно им не интересно, и они этим заниматься не собираются. Некоторые становятся как бы загипнотизированными компьютером, сидят, не отключаясь, не отходя от него, и в общем-то вещи, которые там пропагандируются, принимают за истину. Не нужна ни доказательная база, ничего. Любая ложь, которая идет через компьютер, воспринимается нормально, и некоторые считают, что компьютер - есть источник правды, последняя инстанция. Видите, какой обман? Морально-нравственной составной там никакой, цели тоже никакой. Человек превращается в такое биологическое существо, которое действительно только питается и удовлетворяет свои похоти и страсти. А остальная информация, которая ему нужна для жизни, будет получаться из компьютера, и человек становится абсолютно примитивным существом.

Как написали зарубежные исследователи этого вопроса, в конечном итоге все придет к тому, что эти дети, которые постоянно сидят в гаджетах, станут ничем иным как приставкой к этому компьютеру. Человек перестает быть нормальной полноценной личностью. Он становится биологическим устройством, работающим на основную электрическую матрицу, которая его запрограммировала. Вот такая трагедия!

Поэтому сейчас очень мало читают книг. Вырождается, к сожалению, театральное искусство. Как-то в Воронеж приехала одна труппа театральная. Она представила свой спектакль. Так как особого таланта у актеров не было, им надо было потрясти своими гениталиями перед публикой, показав, какие они смелые, великие, талантливые, замечательные. И когда зрители, а в зале сидели умные люди, увидели, какими вещами занимаются актеры, они на них посмотрели и сказали: «Показывать такие вещи все равно, что обозвать нас нецензурными словами». Восприняв это за страшное оскорбление, они ушли и сделали вывод, что это не искусство и отношения к искусству не имеет никакого. Полный распад, понимаете? И какие же нравственные занятия в данном случае можно будет найти людям, которые интересуются, радуются таким вещам, участвуют и играют? Да никаких.

Сейчас специально насаждается безнравственность, пошлость, мерзость. Такое отношение циничное ко всему и ко всем. Глумятся над стариками, над больными, над инвалидами. Да, глумятся, потешаются просто, потому что понятия о милосердии, сострадании нет - отсутствует. Так воспитывается, к сожалению, сейчас молодежь, так воспитывались те, кто жил во времена перестройки. Они сейчас вполне зрелые люди.

То, что происходят тяжелые душевные состояния, то, что жизнь заполняют уныние, депрессии, синдромы усталости и выгорания, - это вполне естественно для данного случая. Если у человека нет ничего за душой, нет духовных ценностей, нет у него и высших понятий: представления о Боге, о вечности напрочь отсутствуют. Такой человек самообманут и живет исключительно животным образом на земле. У него нет смысла жизни. И когда он умрет бессмысленно, отправится в ад, а куда ему еще идти? Он Богу чужой.

Поэтому это совершенно справедливо. Безусловно, люди, которые не имеют нравственного, духовного, морального воспитания, обречены на вымирание, как мамонты. Вариантов других не существует. Понимаете? Так что, дорогие мои друзья, очень было бы хорошо, чтоб задумались наши соотечественники о том, куда же они двигаются, к чему они придут и к чему приведут своих детей, внуков и правнуков. Какое их ждет будущее, насколько оно будет ужасным или все-таки можно скорректировать и сделать его нормальным, человеческим. Я уж не говорю о духовном - это уже высшая планка.

Так что Достоевский абсолютно прав: «Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться. Это знает и работник - стало быть, надо для жизни нравственное занятие». Абсолютно правильные слова. Вот эти занятия сейчас, к сожалению, и отсутствуют. Смотрите, как получается на уровне студенчества и школы. С начала перестройки у нас отменили воспитание в вузах и воспитание в школах. И что? И каждый, кто во что горазд. И получается, что образования полноценного он не получает.

Ведь что такое образование - это совокупность обучения, воспитания и просветительства. Если этой совокупности нет или одно из звеньев выпадает, образования полноценного нет. Это по определению. Вот и получается, что ходят необразованные люди. Душа мертвеет. Потому что ей не дали того заряда, того потенциала нравственного, морального, духовного, который должен быть. И они потом составляют большинство, массу окружающих нас людей. Либо придет полная деградация распада народа, либо в общем-то в определенный момент, как это было, например, после революции, все-таки не удалось сделать, чтоб народ оскотинился полностью, а духовное, нравственное, моральное приобрело свой вес и заполнило сознание людей. Может произойдет такой переход, который позволит нам вернуться опять к моральности, нравственности, духовности, к вере своей православной. К тому, что действительно человек не просто как животное будет существовать, потребляя или осуществляя потребности свои, связанные с инстинктами плоти. Так что, дай Бог, чтобы каждый задумался на эту тему и каждый сделал правильные выводы по поводу себя любимого.

- Православный человек знает, если болит душа, не стоит бежать к психологу и принимать антидепрессанты. Ему, для понимания смысла жизни указан путь: копить в душе вечный капитал - благодать Святого Духа. Серафим Саровский в своем коротком молитвенном правиле дал понять, что не в многословии обретается Дух Святый, а в искренности и усердии; а еще стараться находить радость в радости других. Посоветуйте, где и как этому научиться.

- Для того, чтобы эти моменты были осознанны, необходимо помнить всегда про единственную константу. Что нам гарантировано в этой жизни? То, что мы будем занимать какую-то колоссальную должность, получать большую зарплату, как сейчас мечтает молодежь? То, что поставят нас какими-то начальниками или станем такими уж замечательными, великими и известными людьми? Нет, это не гарантировано никому.

Гарантировано одно - смерть. Она придет, конечно, ко всем обязательно. И что в связи с этим делать? А в связи с этим надо взвесить свою собственную жизнь с точки зрения смерти. И если человек рассматривает свою жизнь с точки зрения смерти, он понимает, что будет момент X, когда он, уйдя с земли, не сможет ни есть, ни пить, ни испытывать какие-то чувства, эмоции, связанные с телом. Тело умрет. А он будет жить в совершенно ином измерении, в другом мире и предстанет перед Богом. Вот в чем вопрос.

Понятие предстояния перед Богом у человека вызывает душевный трепет, и собственная смерть тоже вызывает душевный трепет. Человек должен осознать, что делать, как быть-то? Каким образом надо жить так, чтоб эта жизнь была не напрасной.

Да, Серафим Саровский говорит: «Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тыщи людей». А как стяжать эту благодать Святого Духа и Дух мирен? Что нужно сделать? Нужно сначала осознать, что такое благодать Святого Духа, понять истины духовной жизни и сделать шаги навстречу Богу. Именно, сделать шаги навстречу Богу - любящему Отцу.

С чего начинается процесс осознания? С покаяния, безусловно. Когда пришел Иоанн Креститель крестить на реке Иордан, он сказал всем подходящим, а были из разных мест: «Покайся, приблизилось Царство Небесное». Когда Христос пришел возвещать людям духовные истины, Он произнес те же слова: «Покайся, приблизилось Царство Небесное». Понимаете? И Царство Небесное приблизилось. Какие характеристики может иметь Царство Небесное? Ну, во-первых, как понимаем, это духовный мир, в котором живут Ангелы, в котором присутствует Господь и в который может попасть человеческая душа, а может и не попасть. По каким критериям будет рассматриваться, попадет эта человеческая душа в царство небесное или не попадет? По конкретным. Они описаны в Евангелии в притче о Страшном суде. О чем же идет речь там? Господь там так говорит пришедшим к Нему: «Будьте благословенны на Царство Небесное, потому что вы, когда Я был убогим, накормили меня, когда жаждал, напоили меня, когда был в больнице, в темнице, в тяжелом положении, посетили меня, когда был наг, одели меня». Произнес Господь такие слова, и те люди, которым это говорилось, спросили Господа: «А когда мы Тебя видели там нагим, голодным, холодным»? Господь ответил: «То, что вы сделали ближним своим, сделали это Мне».

Какой критерий в этом случае является основным? Критерий любви, сострадания, милосердия. Вот и критерий. Если у нас есть любовь, милосердие, сострадание, стало быть, мы делаем шаги навстречу Богу. То, что мы делаем, созидаем, - ради Него созидаем. Смысловая характеристика появляется у действия, а не просто формальная, понимаете? Действия становятся осмысленные, направленные, богоугодные.

А вот Господь говорит другим людям, которые пришли и стали рядом с Ним: «А вот это те, которые уготованы дьяволу и служителям его. Почему? Потому что, когда был голоден, они Меня не накормили, когда жаждал - не напоили, когда был в темнице, больнице - не посетили, когда был наг - не одели меня. То, что вы не сделали ради ближних своих, вы не сделали Мне».

И пойдут, как написано в конце, одни в жизнь зечную, другие в муку вечную. Критерий какой? Очень простой. Если есть у тебя любовь, милосердие, сострадание, добросердечие - те качества, те позитивные начала, о которых говорится в данном случае в Евангелии, значит ты двигался по пути своего развития. Действительно желал быть со Христом. А если нет, и не собирался, если тебе было наплевать на всех, если никому доброго ничего не сделал, значит в аду будет душа твоя, потому что она Богу будет абсолютно чужой.

Поэтому, размышляя о собственной смерти, человек должен сопоставить критерии, которые мы с вами здесь рассмотрели, со своим собственным бытием и четко уяснить, куда же будет направлена его душа. И что же делать, если человек попадает в ту ситуацию, когда он жил, как животное, жил как, какой-то разбойник, как какой-то вор, негодяй? Только исправляться через покаяние, приходить в другую форму осознания своей жизни и попробовать через действительно внутреннее изменение себя стать Богу угодным человеком. Так надо делать. Потому что вариантов нет. Жизнь проходит мгновением, а когда предстанем перед Богом - и отвечать придется за все.

И в связи с этим, хочется вспомнить из житий святых один такой момент. Был один очень жадный человек. Ну, такой жадный - невозможно просто. Он выпекал хлеб, а потом ехал продавать на телеге. Два нищих человека смотрят - он едет на телеге. Один другому говорит: «Спорим я у него выпрошу хлеба». - «Да ладно тебе, чего ты там выпросишь, такого быть не может, он никогда не даст, он очень жадный». - «Нет-нет я выпрошу хлеба. Ну, спорим». - Поспорили. Этот нищий побежал, быстро догнал телегу. «Добрый человек, дай мне хлеба!» - «Иди отсюда». - Он опять: «Добрый человек, дай мне хлеба!» - «Иди отсюда». Нищий так бежал за ним долго и кричал: «Дай мне хлеба, дай мне хлеба». Жадный пекарь разозлился, думает что ж делать, как же прогнать от себя наглеца. Смотрит: нет ни одного камня, который бы валялся, тогда он взял хлеб и кинул в нищего вместо камня, чтоб он отстал. Тот схватил хлеб, обрадовался и ушел. Приходит к другому нищему и говорит: «Он мне дал хлеба». Другой нищий был поражен.

Так или иначе, вдруг разбивает того человека, который был жадным, удар - инсульт по-нашему. Он предстает перед демонами, Ангелами. Демон говорит: «Он наш, он все делал так, как мы хотели. Он был жадный, он был злой, раздражительный, ревнивый, завистливый. Он, в общем, был человеком настолько гадким, что только к нам в ад он и годится, больше никуда он не может попасть». Ангел говорит: «Нет. Конечно, он был не идеальный человек, но у него было доброе дело». - «Как? Не было доброго дела ни одного». - «Нет было. Он накормил нищего». - «Как это он накормил нищего?» - «А помните он бежал за телегой, кричал дай мне хлеба, дай мне хлеба - он же нищий, голодный, и товарищ его был голодным. Есть им было нечего, и вдруг пекарь дал им хлеба». - «Нет! Он не дал хлеба! Он просто не нашел камня, чтоб кинуть в него, и поэтому вместо камня кинул хлебом». Ангел говорит: «Но они же наелись!» - «Ну, да», - сказали демоны. «Ну, так он доброе дело получается сделал!»

И Господь вернул эту душу на землю. Когда пекарь этот спор Ангелов с демоном услышал и душа его вернулась в тело, он стал самым добрым человеком на земле. Он раздавал все, в любом количестве, и потерялось это качество негативное, которое раньше сжигало его изнутри. Вот так бывает иногда.

Подумайте, неужели надо обязательно оказаться разбитым инсультом, чтобы увидеть и осознать свою проблему. Дай Бог, чтобы мы сами без практики такого характера поняли, что нам надо исправить в своей жизни, и сделать это от всей души, чем помогли бы себе и ближнему.

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения