19 апреля 2024, пятница
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Тайная Вечеря (Выпуск 2)
  • Последний Ужин Христа. Человеческий образ Бога (Выпуск 2)

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Тайная Вечеря (Выпуск 2)

Последний ужин Христа известен под названием Тайная вечеря. Синоптические Евангелия от Матфея, Марка и Луки (которые схожи друг с другом, потому так и называются) повествуют, что в первый день опресноков Иисус отправил апостолов Петра и Иоанна в Иерусалим: приготовить всё к празднованию Пасхи (пасхальную трапезу).

Он возлёг с двенадцатью учениками на трапезу, во время которой предсказал предательство одного из них и установил главное таинство христианской веры — Евхаристию (в переводе с греческого «благодарение»). Это событие стало сюжетом множества произведений искусства, из которых самое известное «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Тайна Вечеря Леонардо

Картина Леонардо да Винчи

Но и на картине Леонардо, и на сотнях других участники Последнего Ужина сидят на стульях или скамьях, а не лежат, как было на самом деле.

2

3_1

4_1

5_1

Во всех кинофильмах о Христе (вот лишь краткий список) можно увидеть то же самое. Для экономии места приведу только названия кинолент о Спасителе (часть из них на русский не дублированы): «Страсти Христовы», «Величайшая история, когда-либо рассказанная», «Мария, мать Иисуса», «Визуальная библия», «Евангелие от Иоанна», «Царь царей», «Я подтверждаю Его славу», «Мощь Воскресения», «История Рождества», «Первое искушение Христа», «Мария Магдалина», «Евангелие от Матфея», «Иисус Христос — Суперзвезда», " Мессия«, «Иисус из Назарета», «Мария», «Дни искушения», «Назарин», «Агасфер», «Бен-Гур», «Библейские сказания: Иуда», «Библия», «Варавва», «Возвращение Иисуса», «Восставший», «Дорога в Эммаус», «Друзья Иисуса — Фома», «Жизнь и страсти Иисуса Христа», «Жизнь Иисуса: Революционер» (2 фильма), «Заговор в Пасху», «Иисус», «Иисус: мечта веков», «Иосиф и Мария», «История Иуды», «Иуда и Иисус», «Крест», «Мария из Назарета», «Наша эра», «Неожиданная встреча» (2 фильма), «Ослик», «От яслей до креста, или Иисус из Назарета», «Пасхальная история», «Путеводная звезда», «Страсти», «Сын Божий», «Цвет распятия», «Человек с Земли», «Чудотворец», «Эдемский сад», «Петр», «Глас, вопиющий в пустыне», «Прибытия», «Черная Пасха», «Время покупки», «Распятие», «Ради Христа», «Агнец Божий», «Живущий мир», «И я не осуждаю тебя», «Во имя Отца Моего», «Звезда Вифлиема», «Установление», «Путь ветра», «Свидетели». Их создали режиссеры, любящие Христа. Упомяну еще несколько кинокартин, по-современному выражаясь, «хейтеров»: «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе, «Кулак Иисуса», «Иисус Христос — охотник на вампиров», «Мария, дочь своего сына», «Я ненавижу Иисуса». У некоторых людишек есть страсть гадить на святое.

Во многих из названных произведений кинематографа показана Тайная Вечеря. И абсолютно во всех из них она изображена в корне неверно! Особенно обидно за очень хороший фильм Мэла Гибсона "Страсти Христовы«.Он — единственный из всех режиссеров! — пытался с исторической точностью воссоздать события последних 12 часов до смерти Спасителя, даже разговоры там ведутся на арамейском. Там немного ошибок, но изображение Последнего Ужина (эпизод длится буквально несколько секунд) неправильно: апостолы сидят!

Такое впечатление, что ни художники прошлых веков, ни современные деятели кинематографа, создавая картины жизни Христа, первоисточников не читали или считали возможным ими пренебрегать. Более того, дошло до глупостей. В некоторых крупных газетах и Интернете сообщалось о меню Тайной Вечери... со ссылкой на картину Леонардо!

Живописцев еще можно понять: очень трудно нарисовать на холсте больше десяти лежащих людей, разве что использовать вид сверху. Но что мешало режиссерам?!

Для экономии места приведу всего один пример: эпизод из документального (!), то есть научно-популярного фильма «Иисус» производства американского телеканала CNN. Там участники Тайной вечери... сидят! Какие «эксперты» консультировали авторов сего опуса?!

Теперь необходимо сделать добавление. Ветхий Завет, а потом и Новый на рассвете иудаизма и христианства не читались, а пелись. Для лучшего запоминания входящие в них книги создавались как поэтические произведения. Эта традиция сохранилась ( у евреев полностью, у мусульман и христиан частично) до наших дней: в синагогах поют Тору, на минаретах муэдзины — призывы к молитве, ну, а в костелах и церквях, будь то католические, православные или протестантские — псалмы.

Первая христианская молитва «Отче наш» написана на арамейском. В евангелиях она приведена на койне — варианте древнегреческого языка, потом ее перевели на латынь и в конце концов на русский. Послушайте, как она звучала в подлиннике. Музыка, конечно, современная, но вот текст — скорее всего тот самый, который написал и впервые спел Сам Иисус из Назарета. Кстати, если послушать Его изречения, особенно притчи, на арамейском, сразу становится ясно, что помимо всего прочего Он был еще и великим поэтом.

Правда, тут надо сделать оговорку. Точное произношение арамейского вызывает много споров. И в нем, и в иврите до VI века нашей эры не записывали гласных букв, а только согласные. Кроме того, существовали два диалекта арамейского: галилейский и иудейский. Иисус разговаривал на первом. Впрочем, они не сильно отличались друг от друга. Тем не менее, учитывая силу устных традиций у народа избранного, думается, что нынешняя озвучка «Отче наш» на языке оригинала все же похожа на пение Христа.

Единственное место на планете, где сейчас ведут богослужение на языке Спасителя — монастырь Тринадцати ассирийских отцов в грузинском селе Старая Кунда. Поет молитву замечательный монах Серафим Бит Хариби.

Из всех картин Тайной Вечери только на трех Спаситель и апостолы лежат: на мозаике византийского храма СантАполинаре Нуово в итальянском городе Равенна; на полотнах французского художника Никола Пуссена и русского Николая Ге «Отшествие Иуды». Но и на них Последний Ужин Христа изображен неверно.

Аполлинаре Нуово в Равенне_1

Мозаика византийского храма СантАполинаре Нуово

Pussen1-600x472

Работа французского художника Никола Пуссена

Ge-600x422

Картина русского художника Николая Ге

Как же все происходило на самом деле? Попробуем установить. И начнем с вопроса: когда состоялась Тайная Вечеря? Для начала приведу (с сокращениями) отрывок из «Православной энциклопедии».

«...Для понимания смысла Тайной вечери большое значение имеет вопрос об отношении ее к пасхальной трапезе, решение к-рого в свою очередь непосредственно зависит от проблемы хронологии последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Все 4 евангелиста единодушно свидетельствуют, что Спаситель пострадал в пятницу, накануне субботы, т. е. Его последняя трапеза с учениками состоялась в четверг вечером (когда по евр. счету начинался уже следующий день).

Но хотя контекст событий — приближение праздника Пасхи — бесспорен, между указаниями евангелистов-синоптиков и свидетельством Иоанна есть ряд расхождений. Из повествования синоптиков можно заключить, что Распятие совершилось в 1-й день Пасхи (праздника Опресноков), 15-го числа месяца нисана по евр. лунному календарю. В этом случае Тайная вечеря должна была совпадать с временем проведения традиционной иудейской пасхальной трапезы и так или иначе основываться на ней. Если же следовать повествованию Евангелия от Иоанна, крестная Смерть произошла 14 нисана, а 1-м днем Пасхи была суббота, т. е. Христос был распят в тот день и час, когда в Иерусалимском храме совершалось заклание пасхальных агнцев и праздничная трапеза еще только предстояла. Существует множество теорий согласования этих хронологий (некоторые теории основаны на предположении об исторической неточности одной из них). Кроме того, есть предположение об использовании общиной Христа и апостолов календаря, отличного от первосвященнического.

Хронологию, изложенную в Евангелии от Иоанна, в частности подтверждает то, что в Тайной вечере участвовали не родственники Иисуса Христа по плоти и не все Его ученики, а лишь 12 избранных апостолов, тогда как Пасха была прежде всего семейным торжеством (однако ср.: Мф 12. 49). На то, что Тайная вечеря совершалась до начала пасхального торжества, может указывать и свидетельство Мк 14. 2, где говорится о сомнениях иудейских первосвященников и книжников относительно ареста Иисуса Христа «в праздник» — маловероятно, что собрание Синедриона и допрос Господа происходили непосредственно в пасхальную ночь (Мк 14. 55). Непосредственной целью освобождения узника ради праздника Пасхи (Мк 15. 6) было его последующее участие в праздничной трапезе. Симон Киринеянин вряд ли мог идти с поля (Мк 15. 21) в день праздника, скорее это имело место накануне. В праздничный день было бы крайне трудно купить плащаницу (Мк 15. 46). В Евангелии от Иоанна есть ряд на первый взгляд прямых указаний на то, что время крестной смерти и погребения Спасителя соответствовало времени вкушения иудейской пасхальной трапезы: в Ин 18. 28 говорится о том, что арестовавшие Иисуса Христа не вошли в преторию, чтобы не оскверниться и чтобы можно было «есть пасху» (ср.: Лев 7. 19-21); в Ин 19. 14 днем Распятия называется «пятница перед Пасхою» (παρασκευὴ τοῦ πάσχα, букв.- пятница Пасхи). Наконец, хронология Евангелия от Иоанна подтверждается рядом апокрифических свидетельств. Так, о крестной смерти Христа накануне Пасхи говорится в апокрифическом «Евангелии Петра» (2. 5; см. также: Барайта Санхедрин. 43a).

В то же время изложение событий последних дней жизни Спасителя в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки тоже подтверждается рядом обстоятельств, а его отличия от рассказа евангелиста Иоанна не столь значительны.

Указание, содержащееся в Ин 19. 14, можно понять не в смысле «пятницы перед Пасхой», а «пятницы Пасхи», т. е. не кануна 14 нисана, а кануна субботы пасхального (опресночного) периода. Наконец, Симон Киринеянин не обязательно шел с поля после работы, он мог просто жить в сельской местности и оттуда (ἀπ᾿ ἀγροῦ) идти на праздник в Иерусалим (нельзя также исключать и возможности того, что он мог быть самарянином или даже язычником и поэтому мог не праздновать вместе с иудеями), а то обстоятельство, что арест Иисуса Христа случился за день до субботы, могло не позволить откладывать суд до окончания пасхального торжества. Т. о., для объяснения различий между Евангелием от Иоанна и Евангелиями от Матфея, от Марка и от Луки в данном случае не обязательно предполагать различие хронологий, поскольку в Евангелии от Иоанна слово «пасха», возможно, относится к периоду с 14 по 21 нисана, но и по нек-рым высказываниям др. евангелистов можно предположить, что «пасхой» называется и день, предшествующий 15 нисана.

Однако точный ответ на вопрос о дате Тайной вечери остается открытым..."

Попытаемся все-таки внести кое-какие дополнения в это обстоятельное расследование, взглянув на Прощальный Ужин глазами иудея I века. Ученики религиозных школ — иешив — праздновали Песах без родных, только с учителем и своими собратьями. Им вообще запрещалось на протяжении всего срока обучения не только встречаться с родственниками и друзьями, но даже читать письма из дома (при получении такие послания складывались в специальный кувшин и вручались адресатам только после выпуска из учебного заведения). Точно так же поступали и члены различных иудейских сект, одной из которых первоначально была первохристианская община. Но члены Святого Семейства на последнем седере Иисуса присутствовали. Как и женщины, прислуживающие за столом: свободные иудеи- мужчины сами пищу готовили только в походных условиях (или если были поварами в богатых домах) и в праздники блюда не подавали. Обязательным являлось и присутствие на отмечании Песах хозяина дома. Конечно, Спаситель придерживался традиционного иудейского календаря, а не того, который использовала секта ессенов (другое название — ессеи), что подтверждается во многих местах евангелий. Тех, кто участвовал в Тайной Вечере помимо Спасителя и апостолов, и расположение их за столом представлю в дальнейших выпусках, как и точную дату этого события, одного из решающих в жизни Христа.

Первый материал выпуска можно прочитать здесь:

Юрий Пульвер

Продолжение следует

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения