25 апреля 2024, четверг
  • Как работает Долговой центр

Как работает Долговой центр

В налоговой службе Воронежской области произошли важные перемены. В целях совершенствования организации работы территориальных налоговых органов по взысканию задолженности с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц с 30 ноября 2020 года на территории региона начал работу Долговой центр (Межрайонная ИФНС России № 15 по Воронежской области). Об особенностях этого подразделения рассказывает его руководитель В.А. Баранов.

— Владимир Александрович, каковы основные задачи Долгового центра?

— В конце 2020 года в Воронежской области была проведена реорганизация налоговых органов, и функции по урегулированию налоговой задолженности переданы в отдельную инспекцию — Центр по управлению долгом или МИФНС России № 15 по Воронежской области.

Его деятельность направлена на управление долгом. Для этого проводится индивидуальная работа с налогоплательщиками по погашению задолженности и предупреждению образования новой. Активно выявляются схемы уклонения от уплаты долга, пресекаются незаконные сокрытия активов.

Осуществляется взаимодействие с судебными органами, с прокуратурой, с подразделениями службы судебных приставов, с кредитными организациями, работодателями должников, с правительством Воронежской области, органами местной исполнительной власти, а также и силовыми структурами.

— Какие функции возложены на ДЦ?

— Основные направления нашей деятельности следующие. Урегулирование задолженности — проведение зачетов-возвратов, т.е. погашение задолженности из имеющейся переплаты. Работа с невыясненными платежами, их уточнение. Иногда налогоплательщики указывают неправильные реквизиты, разбираемся, чтобы все платежи пришли по назначению. Работа с имеющейся задолженностью: направление в адрес налогоплательщиков требований об ее уплате, взыскание за счет средств на счетах налогоплательщиков, за счет имущества должников через службу судебных приставов, вынесения решения о приостановлении банковских операций по счетам должников, арест их активов.

Еще одна функция Долгового центра — инициирование, сопровождение судебных и внесудебных процедур банкротства. Наши сотрудники проверяют налогоплательщиков на наличие признаков банкротства (задолженность по основному долгу для организации более 300 тыс. руб., 500 тыс. руб. для граждан с просроченным сроком оплаты более 3-х месяцев). При наличии этих оснований подготавливаются и направляются в арбитражный суд заявления о признании должников банкротами. Также привлекаем их к административной ответственности.

— Чем отличается Долговой центр и его методы работы от территориальных налоговых инспекций?

— Это новый тип учреждения. Центр взаимодействует с контролирующими органами и налогоплательщиками. Взыскание долга осуществляется адресно, по каждому налогоплательщику, с использованием индивидуального подхода.

Наша работа направлена на выявление источников, за счет которых можно погасить долг, если налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. При этом мы опираемся на «Систему комплексного управления и администрирования долгом»-СКУАД. Она максимально автоматизирует меры взыскания, направленные на уплату налогов недобросовестных налогоплательщиков.

Основное отличие: в функции Долгового центра не входит администрирование объектов налогового контроля. Данное полномочие осталось в территориальных налоговых инспекциях. Выездными и камеральными проверками мы так же не занимаемся.

— Может ли налогоплательщик обратиться с вопросами о наличии, урегулировании задолженности по налогам в Центр?

— При возникновении вопросов об урегулировании задолженности за налогоплательщиками сохраняется право обратиться как в Долговой центр, так и в налоговый орган по месту учета.

Между территориальными налоговыми органами и Долговым центром организовано оперативное взаимодействие по рассмотрению как устных, так и письменных обращений налогоплательщика в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращаю внимание, что по вопросам объектов налогообложения, начисления налогов, предоставления отчетности и льгот необходимо обращаться в территориальные налоговые органы. Вопросы, связанные с платежами, такие как уточнение , поиск , проведение зачета, возврат переплаты — это наша тема.

 С какими проблемами чаще всего обращаются налогоплательщики?

— Распространенной ошибкой является неверное указание реквизитов в платежных документах. Это приводит к образованию долгов, блокировке счетов, а также поискам платежа для его определения по назначению. Чтобы исключить подобные ситуации, рекомендуем чаще проводить сверку расчетов по налогам и при оформлении платежных документов пользоваться услугами электронных сервисов на сайте ФНС России www.nalog.gov.ru в разделе «Уплата налогов и пошлин» и Личным кабинетом налогоплательщика.

Нередко случается такая ситуация: при обращении в Долговой центр выясняется, что налогоплательщик проживает не по адресу регистрации и не получал ни уведомления на уплату налогов, ни требования об их уплате. Чтобы такие казусы не происходили, налогоплательщику необходимо своевременно уведомить налоговую инспекцию по месту его учета о фактическом адресе проживания для направления налоговой корреспонденции. Для этих целей также рекомендуем использовать возможности электронных сервисов на сайте ФНС России — Личный кабинет налогоплательщика.

— Как осуществляется межведомственное взаимодействие ДЦ с другими структурами?

— В целях снижения задолженности и увеличения доходной части бюджетов у нас налажено межведомственное взаимодействие с Правительством Воронежской области и органами местной исполнительной власти, для этого реализуется план совместных мероприятий. Вопросы урегулирования задолженности совместно рассматриваются на кустовых совещаниях-семинарах. С помощью АНО «Центр поддержки предпринимательства Воронежской области» мы проводим вебинары с налогоплательщиками. Также проводятся заседания комиссии по снижению задолженности на региональном и территориальном уровнях (в том числе посредством видеоконференцсвязи для взаимодействия со всеми муниципальными районами области). Также мы организуем совместно со службой судебных приставов и органами ГИБДД рейды по уплате имущественных налогов — физических лиц.

Так, например, в период с 6 мая по 24 июня 2021 года на дорогах Воронежской области вместе с сотрудниками ГИБДД и судебными приставами инспекторы Долгового центра выявляли неплательщиков имущественных налогов физических лиц. В течение двух месяцев эти мероприятия обеспечили погашение задолженности в размере около 1,6 млн. рублей и перспективу поступлений еще 975 тыс. рублей, т.к. автомобили 13 должников арестованы до полного погашения долга.

— Каких еще результатов удалось добиться за время работы Долгового центра?

— Благодаря применению комплексного подхода к урегулированию долга, в том числе адресной работы с налогоплательщиками, с начала года урегулировано задолженности на 22,4 млрд. рублей.

Основной индикатор, который в мировой практике характеризует эффективность управления долгом — это соотношение объема задолженности в поступлениях. Чем ниже его уровень, тем эффективнее наша работа. В Воронежской области он составляет 4,33%, т.е. лучше среднероссийского показателя в 2 раза (9,1 процента).

В результате, при устоявшейся в последнее время в России тенденции роста долгов за 1 полугодие 2021 года, объем совокупной задолженности к началу года в нашей области снижен на 0,5% (на 53 млн. руб.)

Теперь положительную динамику важно удержать, в настоящее время это является приоритетной задачей для Долгового центра.

— Подводя итоги, что бы Вы еще хотели сказать нашим читателям?

— Принимайте активное участие в развитии региона! Платите налоги вовремя!

А чтобы избежать негативных последствий накопления налоговых долгов — рекомендуем проверить себя на их наличие и, если они есть, погасить.

Интервью вел Юрий Пульвер

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения