23 мая 2022, понедельник
  • Внимание: новая рубрика! Воронежское казачество
  • Внимание: новая рубрика! Воронежское казачество
  • Внимание: новая рубрика! Воронежское казачество
  • Внимание: новая рубрика! Воронежское казачество
  • Внимание: новая рубрика! Воронежское казачество
  • Внимание: новая рубрика! Воронежское казачество

Внимание: новая рубрика! Воронежское казачество

В новом году мы открываем цикл публикаций, посвященных воронежским казакам: их истории, культуре, традициям, современной жизни — и даже расскажем о созданном в нашем крае уникальном боевом единоборстве. Вести рубрику будет атаман «Союза Верхне-Донских казаков» ВОКО ВКО «ЦКВ», эксперт по воинским искусствам, член Общественного совета при ГУВД Воронежской области, войсковой старшина Сергей Шалимов.

Военные традиции

Казачество — это уникальное явление в истории государства Российского. Казаки — не только прекрасные наездники, которые с детства обучались воинскому искусству и всю жизнь были на военной службе, но и отличные мореходы, первопроходцы и путешественники. А еще казаков в Российской империи называли казачье стражей, потому что казаки охраняли границы государства. Казаки прекрасно владели пикой, шашкой, умели сходиться в рукопашную схватку, метко стрелять, отвагой и лихостью снискали уважение даже своих врагов.

Обучение ратному делу начиналось со дня рождения казака. Вся окружающая среда была направлена на это. Новорождённому клали «на зубок» стрелу (потом пулю), давали потрогать оружие. На седьмой день крестили, давая имя строго по святцам. В сорок дней облачали в кольчужку, а позднее в мундир и прицепляли сбоку «шаблюку». Когда прорезались зубки, его верхом на коне везли в храм. По одну сторону шёл отец, по другую крёстный, который нёс шашку. Должно было создаваться впечатление, что маленький казак сам едет при оружии верхом. Служили молебен святому Иоанну — воину, чтобы казачонок рос храбрым и преданным Богу и Православию. До семи лет мальчик жил на женской половине дома, потом на мужской.

14.034.S4010785

Во время отсутствия главы семейства его замещал малолетний сын. И этому способствовала вся семья. Бабушка, мама, старшие сёстры спрашивали у него совета и разрешения в домашних делах, тем самым воспитывая у него чувство хозяина, ответственного за семью. Основное воспитание происходило дома. Каждый ребёнок знал, что нужно чтить и слушать родителей своих. В казачьих семьях на Дону по сей день дети к родителям обращаются с почтением и на Вы.

В три года казачата уже самостоятельно ездили верхом на лошадях по двору, а пятилетние скакали по улицам во всю прыть, стреляли из лука и играли в войну. По временам ребятишки делились на равные половины и устраивали настоящие сражения на деревянных шашках, отбирали знамёна, кололи пиками из камыша и захватывали пленных.

От отца к сыну передавалось воинское искусство. Наступало время, когда ребят отдавали на обучение самым опытным воинам. На заранее отведённом месте собирались они каждый со своим конём и оружием. Там их тренировали всем приёмам воинского искусства: стрелять на полном скаку, скакать стоя в седле и работать шашкой; поднимать на полном скаку монету с земли, рубить пламя свечи или воду, выливаемую из кувшина. Рубили шашкой воду в реке, для усложнения упражнения заходили в реку поглубже и тогда сопротивление воды при ударе возрастало.

IMG_2188

Регулярно проходили соревнования. В шахматном порядке ставили лозы, и по очереди каждый казак скакал на коне и рубил шашкой лозу направо и налево. Правильным ударом считалось срубить лозу так, чтобы она воткнулась в песок. Кто не справлялся с этим заданием, выбывал из соревнований, как по современной олимпийской системе проведения соревнований. После этого расстояние между лозами укорачивалось, и всё повторялось между оставшимися участниками. В конце получалось, что стойки с лозой ставились слева и справа почти напротив друг друга. Последние участники, рубившие на полном скаку, так виртуозно владели шашкой, что порой её не было видно. Вместо неё над головой сверкал блистающий, подобно молнии круг, образованный бешено вращающимся клинком шашки. Были и соревнования с пикой. На полном скаку нужно было бросить ее и попасть в кольцо диаметром 20 см.

16.054.DSC_7610

Победителям атаман вручал богатое оружие, разукрашенные сёдла, нарядные уздечки. Свои первые награды казаки ценили всю жизнь. На этой традиции вырастали поколения.

Огромное влияние на военное искусство казаков оказывала самобытная многовековая культура. Одной из составляющих ее частей было родство, свойство, побратимство. Родство — близость по крови. Свойство — родство по женитьбе, по замужеству, по совместным крестинам. Побратимство — особая древняя обрядность, которая делала друзей, чаще всего однополчан, «братьями в духе». У казаков побратим зачастую почитался ближе родных братьев. Этот обычай восходит к дохристианским временам и сохранился в том же виде, что и в описаниях античных авторов. Люди, долгое время знающие друг друга, пережившие вместе особые невзгоды, становились побратимами. Это накладывало определённые обязанности: приходить на помощь всеми силами и средствами, даже без зова; после смерти одного из побратимов заботиться о его родителях, детях, как о своих.

Свойственниками были люди, связанные духовным родством — восприемники, крёстные отец и мать. Биологические и крестные родители крещённого звались кумовьями. Крёстные отец и мать несли большую ответственность за крестника, позднее даже большую чем биологические. Если казак был не пригоден по здоровью к службе, то оплату найма его замены платил отец, а если он задолжал или не ходил к исповеди — штраф платил крёстный. На крёстном лежала полная ответственность за духовное воспитание крестника и за обучение его воинскому искусству, ремеслу и верховой езде. Если родители умирали и ребёнка забирали в другую семью, крёстные контролировали жизнь подопечного и могли без разговоров забрать его себе, если видели дурное с ним обращение.

Казак обязан был знать все степени родства своих предков. Запомнить было сложно, поэтому делали записи (поминальники) и хранили за иконой. Воспитание мальчика начиналось с семейных рассказов о жизни предков. На этом строился комплекс «СЛАВЫ», стоявший на первом месте, на втором месте в системе ценностей была «ЧЕСТЬ» и лишь на третьем — «ЖИЗНЬ».

Родство, свойство и побратимство всегда сплачивали казачью общину в монолит, который позволял уцелеть в самых невероятных жизненных невзгодах. Прекрасный девиз «За други своя» ставил на первое место служение общине. Это были не просто слова. Известно много случаев, когда казаки, прорвавшие окружение, например, во время кавказской войны девятнадцатого столетия, возвращались назад к оставшимся среди врагов своим товарищам, чтобы вместе испить смертную чашу до дна.

Казачья лава выстраивалась перед атакой по куреням, которые состояли из родственников, свояков, крестников, кумовьёв, побратимов, односумов, дядек, племянников, братьев, сыновей и т.д. Старшие следили за младшими в бою. Младших ставили вперед, старшие сзади на полкорпуса. После первой атаки младших, кто был первый раз в бою, уводили в тыл к запасным лошадям, в следующие атаки шли только опытные вояки. Молодёжь берегли и в то же время обучали. В критических ситуациях на смерть шли старшие, сберегая жизнь молодым. Те, подрастая, делали в свою очередь то же самое.

Врагам никогда не оставляли тела убитых: несмотря на смертельную опасность вытаскивали с поля боя не только раненых, но и убитых казаков чтоб похоронить по христианскому обычаю. С приходом казаков домой с каждого строго спрашивала община за каждый промах, а тем более за убитых товарищей. И сидя перед своими хуторскими казак рассказывал все как на исповеди. Утаить ничего нельзя было. В этом кроется один из основных секретов неустрашимости казаков в бою: они не могут бросить своих братов казаков в сражении.

Продолжение следует

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения