21 сентября 2020, понедельник
  • Игорь Есауленко: «Главное – наполнить свою работу качеством подготовки специалистов»

Игорь Есауленко: «Главное – наполнить свою работу качеством подготовки специалистов»

2020 год станет знаковым и в чём-то даже переломным для практического здравоохранения как на федеральном, так и на региональном уровне.

Отрасль готовится к изменениям, в большей степени, в связи с реализацией послания президента России Владимира Путина.

О том, почему врачам жизненно необходимо успешно пройти предстоящую аккредитацию, к чему стоит готовиться студентам, а также о задачах, целях и победах вуза в наступившем году мы поговорили с ректором ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, профессором Игорем Эдуардовичем Есауленко.

— Игорь Эдуардович, молодые учёные Воронежского медуниверситета признаны победителями в очередном престижном форуме. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— В рамках Дня науки на совете ректоров были подведены итоги ежегодного форума «Эстафета вузовской науки — 2020». Дипломами первой степени были отмечены проекты: начальника отдела прогнозирования, логистики, развития научных исследований и инноваций ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Ирины Бавыкиной и доцента кафедры общей хирургии Антона Остроушко. На правах победителя в 2021 году наш университет выступит в качестве базового вуза при подготовке и проведении региональной экспертизы проектов.

Радует, что ВГМУ также занял первое место по количеству и по качеству представленных конкурсных работ. В этом году для участия было подано 374 проекта из вузов России по научным платформам, утвержденным Минздравом России. Региональными экспертами было отобрано для федерального этапа экспертизы 217 проектов, 28 из которых — поданы представителями Воронежского медуниверситета.

Кубок Победителей нам вручил министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко и председатель совета ректоров Ассоциации медицинских и фармацевтических вузов, ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко. После награждения мы обменялись мнениями, а также заслушали выступление министра здравоохранения, который поставил конкретные задачи перед медицинским вузовским сообществом, касающиеся выполнения послания президента РФ.

— Президент РФ Владимир Путин, выступая 15 января перед Федеральным Собранием с ежегодным посланием, заявил, что с 2020 года порядок приема в вузы по медицинским специальностям «существенно» изменится. Что именно изменится? Будет ли увеличено количество бюджетных мест, целевых мест в связи с рекомендациями Владимира Путина? В целом, к чему стоит готовиться абитуриентам?

— В своем послании президент России сузил задачи и акцентировал внимание на целевом наборе в медицинские вузы. Количество целевых мест на лечебном факультете в 2020 году составит 70%, на педиатрическом — 75%, а в клиническую ординатуру по дефицитным специальностям мы обязаны предоставить 100% целевых мест. Для нашего вуза целевой набор — это не нововведение, мы занимаемся этим многие годы. Но, учитывая рекордное количество целевых мест, нам следует активнее взаимодействовать с регионами. Нам предстоит серьезная работа по созданию мотивационных направлений поведения нашего будущего выпускника. Мы прекрасно знаем, что есть материальные формы мотивации — достойная оплата труда, пакет соцобязательств со стороны государства и работодателя, предоставление жилья и так далее. Но ведь есть и нематериальные.

Таким образом, задачи высшего медицинского образования тесно связаны с теми задачами, которые стоят перед практическим здравоохранением. Медицинские вузы являются локомотивами осуществления реформ, которые намечены нашим правительством.

— В начале этого года вы посетили заседание Координационного совета Министерства здравоохранения РФ по кадровой политике, в ходе которого было принято решение о формировании пяти рабочих подгрупп. В чем заключается их актуальность, специфика и необходимость создания, по вашему мнению? Как их появление отразится на работе ВГМУ?

— Да, действительно, в рамках заседания министр здравоохранения заявил о том, что будут созданы пять рабочих групп: по вопросу развития системы непрерывного медицинского образования, по вопросу обеспечения системы здравоохранения специалистами со средним медицинским образованием, по вопросу разработки профессиональных стандартов, по вопросу развития процедуры аккредитации специалистов и по вопросу развития института наставничества. Они будут созданы, чтобы специалисты в более узком направлении подготовили рекомендации для образовательных учреждений. Я думаю, что это только начало преобразований. Сейчас говорить о результатах работы групп, естественно, невозможно. Однако по опыту могу сказать, что такая форма работы не нова. Министерство здравоохранения регулярно применяет практику создания рабочих групп по определенным направлениям. Так, в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко осуществляет деятельность учебно-методическая комиссия, задача которой заключается в повышении уровня методического образования. Между тем этому направлению подконтрольны рабочие группы, в которые входят специалисты, разрабатывающие рекомендации и корректирующие учебные планы.

— Игорь Эдуардович, определите, пожалуйста, ключевые цели и задачи на наступивший год.

— Во-первых, это, конечно же, повышение качества образовательной деятельности, которое включает широкий диапазон задач. В рамках повышения образовательного потенциала рассматривается возможность организации выездов профессорско-преподавательского состава клинических кафедр и медицинских работников университетских клиник во все районы Воронежской области, организации работы Межрайонных центров медицинского образования и науки в Новохоперском и Богучарском районах, строительства нового научно-образовательного корпуса, создания Школы лидеров для подготовки кадров системы здравоохранения в контексте проектного управления и прочее.

Вместе с тем, развитие научно-инновационной деятельности предполагает создание пяти межкафедральных лабораторий, интегрированных с Научно-исследовательским институтом экспериментальной биологии и медицины; интеграцию информационных систем клиник университета с единой государственной информационной системой (ЕГИСЗ) в сфере здравоохранения; создание двух объединенных диссертационных советов по научным специальностям «хирургия», «акушерство и гинекология», «кардиология» и «сердечно-сосудистая хирургия».

Отдельно стоит отметить, что развитие международных интегративных процессов медицинской науки и образования может быть осуществлено с помощью ежегодного участия студентов и сотрудников в зарубежных образовательных и научных мероприятиях, а также увеличения к 2024 году численности обучающихся — иностранных граждан.

В свою очередь, с целью повышения качества оказания медицинской помощи клиниками университета мы планируем проведение ежегодной научно-практической конференции на базе университетских клиник по персонифицированной медицине, создание «цифровой лаборатории» и консолидацию работы НИИ ЭБМ ВГМУ с деятельностью университетских клиник.

Также, по моему мнению, развитие кадрового потенциала можно обеспечить за счет разработки к 2021 году действенной системы мотивации для закрепления аспирантов и молодых научно-педагогических работников в университете, а также поддержания среднего возраста сотрудников в диапазоне 43-45 лет; установления к 2021 году действенных механизмов оценки деятельности работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда; вовлечения в педагогический процесс ведущих российских и мировых ученых.

Хочу добавить, что не менее важно социально-личностное развитие обучающихся. Для решения этого вопроса мы намерены расширить практику организации и проведения кафедральными коллективами олимпиад, творческих и профессиональных конкурсов. Помимо этого, в ближайшие годы вуз займется формированием и развитием инфраструктуры, отвечающей требованиям современного общества. С этой целью предусмотрены: включение реконструкции общежития № 2 в Федеральную адресную инвестиционную программу РФ, ремонт в общежитии № 3, развитие инструментов электронной информационно-образовательной среды университета как важнейшего фактора подготовки современного специалиста и создание инфраструктурной среды. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо улучшить систему качества подготовки специалистов, которая предполагает совершенствование профессиональных компетенций преподавателей, расширение их кругозора, внедрение цифровизации в медицинское образование.

Во-вторых, нужно акцентировать внимание на научной деятельности. Наука — драйвер образования. В-третьих, мы не имеем права принижать роль воспитательного процесса. У нас могут быть самые эффективные образовательные программы, новейшее оборудование, но воспитание будущего профессионала — это очень важно. В-четвертых, вуз планирует наращивание материально-технической базы.

Но это далеко не все. Напомню, что в прошлом году в Липецке мы создали предуниверсарий, который на базе школ готовит ребят для поступления в наш вуз. Также, при поддержке медуниверситета в Липецкой областной клинической больнице была сформирована кафедра практической подготовки специалистов. Более того, могу сказать, что 15 апреля у нас уже запланирована встреча с научно-производственной фирмой «Вета», в рамках которой будет открыта выставка на тему: «Здравоохранение Липецкой области». Там будут представлены организации, обеспечивающие работу лечебных учреждений региона; проведены сертифицирующие семинары для врачей области.

— Какие еще изменения ожидают вуз в 2020 году?

— Думаю, что структурных изменений ждать не стоит. На данный момент главное — наполнить свою работу качеством подготовки специалистов. То есть нам необходимо усилить аккредитационную составляющую. Это наша ближайшая задача. Пожалуй, самая ответственная. Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко на протяжении пяти лет проводит аккредитацию своих специалистов. Так, в прошлом году эту процедуру проходили ординаторы, но только по шести направлениям. В этом году мы переходим на аккредитацию всех ординаторов, заканчивающих обучение, (а это 496 человек по 32 специальностям) и приступаем к аккредитации врачей.

Если сегодня мы не сможем аккредитовать ординаторов, значит, завтра не сможем аккредитовать врачей. Добавлю, что с 2021 года медицина полностью отказывается от сертификации и переходит на аккредитацию. Если вуз не сможет осуществить эту процедуру — специалистам придется, тратя свои деньги и время, самостоятельно ехать в Москву, Санкт-Петербург и другие города, в которых есть аккредитационные центы. Поэтому важно развивать эту деятельность. Мы уже обратились к представителям департамента здравоохранения с просьбой поспособствовать решению проблемы.

— Таким образом, центр может стать фактически межрегиональным?

— Да, вполне. Более того, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко уже заключил договоренность с Тамбовом и Липецком относительно помощи при проведении аккредитации специалистов из этих регионов. Конечно, станет ли центр межрегиональным — во многом будет зависеть от того, располагают ли другие территории подобной базой. Но мало иметь базу, нужно иметь специалистов, которые способны качественно проводить эту процедуру.

— Пожалуй, одним из наиболее важных проектов, реализуемых еще с 2018 года, стало создание проектного офиса. Как он будет функционировать дальше?

— Медицинские вузы страны принимают активное участие в реализации национального проекта «Здравоохранение». ВГМУ им. Н.Н. Бурденко курирует развитие здравоохранения в трех регионах — Воронежской, Липецкой и Тамбовской областях. Для организации совместной работы с практическим здравоохранением создан проектный офис ФГБОУ ВО им. Н.Н. Бурденко, который на основании 4-х сторонних соглашений с региональными органами управления, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и управлениями Росздравнадзора проводит анализ качества оказания медицинской помощи больным с индикаторной патологией, повлиявшей на показатели смертности, осуществляет ежемесячно мониторирование демографических показателей и экспертную работу с медицинской документацией. Подготовлены экспертные заключения по региональным проектам кадрового обеспечения в рамках Федерального проекта «Медицинские кадры России». Проведен экспертный анализ региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения в курируемых субъектах Российской Федерации. На основе экспертно-аналитической работы формируются и реализуются многоуровневые образовательные мероприятия с учетом конкретных региональных особенностей и отличающихся адресной направленностью образовательного процесса в каждом из регионов. Одно из направлений, которое мы обеспечиваем и осуществляем, — четкое взаимодействие высших учебных заведений с практической медициной.

В целом, сегодня при дефиците кадров важно не только подготовить грамотных специалистов, но и еще именно по тем специальностям, которые остро необходимы практическому здравоохранению в конкретных регионах.

Все большее значение в решении кадрового вопроса приобретает целевая подготовка врачей для конкретных территорий. В прошлом году мы создали два межрайонных медицинских и научных образовательных центра в Новохоперске и Богучаре, а также подписали с ними договор. В рамках взаимодействия с регионами сотрудники вуза осуществят подготовку школьников в отдаленных районах к поступлению в университет. На базе созданных центров наши специалисты проводят медицинские осмотры и консультирование пациентов. Помимо этого, мы также ведем информационную работу: информируем врачей, специалистов, проводим обучающие программы по повышению квалификации для докторов, которые работают на территории того или иного района.

Беседу вёл Олег Полехин

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения