23 мая 2024, четверг
  • «Черный нал» там правит бал: так ли убыточен воронежский общественный транспорт?

«Черный нал» там правит бал: так ли убыточен воронежский общественный транспорт?

В последнее время только ленивый не обсуждает проблемы воронежского городского общественного транспорта. Отчет руководителя профильного горуправления Максима Захарова, заседание Совета гордумы, многочисленные заявления чиновников и депутатов, еще более многочисленные публикации в СМИ и телеграм-каналах следуют одно за другим.

В целом же все сводится к одной нехитрой мысли: общественный гортранспорт очень-очень убыточен, грядет катастрофа, надо немедленно увеличивать тарифы с нынешних 26 рублей за проезд одного пассажира до хотя бы 38.

Пока идут дебаты, люди, непосредственно работающие в этой сфере народного хозяйства, и некоторые чиновники хохочут про себя и держат фигу в кармане. Потому что цифры, которыми оперируют участники дискуссий, не имеют ничего общего с реальным денежным потоком, который льется в карманы лиц, обслуживающих транспортные потоки.

Если вы на конфиденциальной основе побеседуете, скажем, с водителем МУП «Воронежгорэлектротранс», то узнаете, что за каждую смену он кладет себе в карман минимум тысячу рублей. Руководство муниципального предприятия об этом знает, но вынуждено мириться с таким положением, потому что хочет, чтобы его водители получали столько же, сколько их коллеги из частных автопредприятий, то есть в пределах 60-70 тысяч рублей. Иначе нехватка личного состава этой категории работников, и без того значительная, еще увеличится.

Раньше водители МУПа делились с начальством. что, к примеру, позволило одному из его тогдашних руководителей (фамилия известна) завести себе ресторан и другую собственность. Насчет нынешних властей сказать ничего не могу.

Схожая ситуация наблюдается в частных автопредприятиях. Там водители ежедневно оставляют себе часть денег, полученных сверх планового задания: от тысячи до трех тысяч рублей «черным налом». Причем их руководство и владельцы маршрутов регулярно отхватывают свою долю, приблизительно по тысяче рублей с автобуса в день. Так что их описанный пророком Исайей «глас вопиющего в пустыне» о скудости бюджета и грозящем банкротстве на самом деле лицемерное притворство. Если кто-то захочет возразить, пусть объяснит, откуда депутат гордумы (кстати, председатель транспортной комиссии), президент крупнейшего перевозчика «Автолайн» Дмитрий Крутских, прошедший процедуру личного банкротства и одно время живший, если верить его декларациям, на сто рублей в день, взял 1200000 рублей на взятку вице-мэру (ранее главе администрации Коминтерновского района) Бавыкину за обеспечение победы на выборах?

Так что, перефразируя строчку из арии Мефистофеля в опере Гуно «Фауст», пропоем: «черный нал» там правит бал.

Почему же никто до сих пор не то что не попытался прекратить, а даже не заикнулся о существовании этой преступной схемы?! Ведь «налево» уходят колоссальные суммы. Попробуем хотя бы примерно подсчитать убытки, которые несет городская и федеральная казна от сокращения налоговой базы. По разным источникам, в городе имеются 46 троллейбусов и 1,2 тысячи автобусов. Пусть на маршруты выходят 90 процентов (на самом деле, вероятно, меньше).

Примем за основу, что каждый водитель «захомячивает» тысячу рублей за смену (реально, скорее всего, больше, но пусть так). Общая сумма левых заработков таким образом составит 1,1 млн рублей в день или свыше 30 млн в месяц! Может быть, эта цифра и завышена, хотя я так не думаю, но все равно она очень большая.

Можно ли исправить ситуацию? Можно, хотя это очень трудно сделать. Необходимо поставить в каждом автотранспортном средстве счетчик, который независимо от водителя учитывал бы вход и выход каждого пассажира. Каждому водителю внести в контракт условие, что в рабочее время на рабочем месте он не имеет права держать при себе наличные деньги сверх установленного лимита, и регулярно проверять выполнение этого требования. Регулярно проводить налоговые проверки всех предприятий этой сферы деятельности.

Боюсь, что этим никто заниматься не будет, отговорки найдутся: мол, нерентабельно, незаконно и т.д. На самом деле большинству причастных и ответственных лиц сложившееся положение вещей выгодно. Водители, в принципе, не отказались бы получать ту же самую зарплату официально, зато их руководство и владельцы маршрутов лишатся сверхприбылей. Чиновники не хотят лишней работы и конфликтов с автотранспортным лобби, которое немногим слабее строительного. Правоохранители действуют по принципу: «Нет тела—нет дела», то есть для вмешательства им нужны заявления с конкретными фактами, да и, честно признаться, некоторые из них, по слухам, прикормлены. Налоговая служба, в общем-то заинтересованная, сама может проверять только юридических лиц, а заглядывать в карманы «физиков» имеет право лишь при получении конкретной информации. Вот налоги с неучтёнки и не уплачиваются.

Не исключаю, что даже в случае наведения порядка в этой сфере увеличение тарифа все же потребуется. Но вот в том, что оно не будет таким значительным, уверен.

А пока что результат таков: в проигрыше городской м федеральный бюджеты и пассажиры. Всех остальных «черный нал», генерируемый транспортным потоком, устраивает.

Несмотря на сомнение, я все же направлю эту статью в прокуратуру, полицию, мэрию Воронежа, городскую Думу, налоговую службу и попрошу проверить мои выводы, а в случае подтверждения фактов принять соответствующие меры. Об исходе дела читателей извещу.

Юрий Пульвер

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения