26 апреля 2024, пятница
  • Воронежцев приглашают на вечер духовной музыки

Воронежцев приглашают на вечер духовной музыки

20 апреля в 19:00 на Большой сцене Камерного пройдёт «Вечер духовной музыки» при участии артистов хора Воронежского театра оперы и балета, которые исполнят кантату одного из самых известных французских музыкантов Франсиса Пуленка «STABAT MATER» и «Чичестерские псалмы» американского композитора-экспериментатора Леонарда Бернстайна.

Выбор программы не случайный — оба произведения являются лучшими образцами духовной музыки.

Этот проект был задуман как цикл музыкальных событий в разных формах, жанрах и составах. Цель проекта — вовлечь зрительскую аудиторию Камерного театра в большой и разнообразный мир музыки, которая дарит не менее яркие переживания, чем лучшие драматические и танцевальные спектакли. Первый вечер «Времена года. Вивальди-Пьяццолла» с успехом прошел в феврале 2020 года, после чего проект был приостановлен из-за пандемии.

Сольную партию кантаты исполнит Дарья Филиппова. Сольную партию псалмов — Вячеслав Калинин. Дирижер — Ольга Щербань, концертмейстер — Виктория Марьяновская, хормейстер — Эмиль Гаджиев.

«Stabat Mater» (в переводе — Мать скорбящая) — одна из наиболее известных средневековых секвенций (песнопений, исполнявшихся во время католической мессы). В песнопениях повествуется о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе. Эта средневековая секвенция — образец глубокой скорби и душевного просветления, смирения и духовной силы, жертвенности и надежды. В музыке к этой теме обращались многие композиторы: Вивальди, Гайдн, Шуберт, Россини, Дворжак, Верди, из современных — Пуленк, Пендерецкий и Пярт.

«Stabat Mater» признана отдельным музыкальным жанром. Одной из вершин этого жанра по праву считается шедевр Джованни Баттисты Перголези. Этот композитор прожил всего 26 лет. На 25-м году жизни композитор заболел чахоткой. Над кантатой он работал до последних дней своей жизни, постоянно переделывая и улучшая партитуру.

Композиция кантаты представляет собой чередование сольных и дуэтных номеров, где главный аффект — скорбь, а вокруг него выстраиваются контрастные лирические и торжественные по характеру части. Такая структура делает церковное произведение близким оперному. Можно сказать, что ему присуща даже некоторая театральность. В самой музыке «Stabat Mater» нет траура — это надежда, смирение и величайшая любовь ко всему человечеству.

«В варианте Пуленка хор выступает таким же полноценным действующим лицом, как и солистка. Он передаёт эмоцию, рисует картины. Когда ты слушаешь это исполнение, начинаешь видеть холст, мазки, которые составляют общую картину. Хор искусно создает атмосферу, передает настроение, эмоции — боль, радость, надежду», — говорит дирижер вечера Ольга Щербань.

«Чичестерские Псалмы» — самая известная хоровая работа американского композитора, крупнейшего дирижера XX века, музыканта и педагога Леонарда Бернстайна. В этом музыкальном шедевре встречаются несколько жанров: объединяются текст на иврите, структура кантаты, ритмы и гармонии легкой музыки и классической. «Псалмы» были написаны в 1965 году для солиста, хора и оркестра.

Леонард Бернстайн родился в США 25 августа 1918 года. Окончил институт Бостонского симфонического оркестра. В 1953 году стал первым американским дирижером в театре La Scala, руководил многими ведущими оркестрами мира, создал оперы «Волнения на Таити» и «Тихое место», балеты и мюзиклы, самым известным из которых стала «Вестсайдская история». Леонард Бернстайн дважды записывал полные циклы симфоний Бетховена и стал единственным дирижером, дважды записавшим полный цикл симфоний композитора Густава Малера. Кроме того, он был популяризатором академической музыки, прекрасным писателем и лектором.

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения