27 апреля 2024, суббота
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 20). Бегство в Египет. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 20). Бегство в Египет. Часть 3.

Упоминая о тех достопримечательностях античного Египта, которые увидели члены Святого Семейства, я пропустил Сфинкса (показан на фото над заголовком). Очевидно, он не относился к числу идолов, которые, если верить ранним христианам-коптам, пали при вступлении Младенца на территорию Страны пирамид.

Впрочем, их записи полностью противоречат вере католиков, православных и протестантов в то, что первое чудо, совершенное Христом и ознаменовавшее начало Его служения – превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.

 2_Кана

Кана

3_Чудо в Кане

Чудо в Кане 

Все же вернемся к эпизоду бегства Святого Семейства. Рассказав в предыдущей части о маршруте, остановимся чуть более подробно на ныне святых для христиан местах Египта. Некоторые из них я уже упоминал, но есть дополнительные подробности.

Матария (северная окраина современного Каира). Здесь почитаются сикомора, в тени которой укрылось от жары Святое Семейство, и колодец (кладка относится к римской эпохе), возведённый над источником, забившим по приказанию Иисуса. От умирающего дерева берется росток, который сажают рядом. В настоящее время растёт дерево, посаженное в 1906 году (рядом находится его засохший предшественник, посаженный в 1672 году).

4_Матария

Матария, современный вид.

5_Сикомора

Сикомора

6_2_источник

Источник 

Эль-Минья: в 20 км от Каира на восточном берегу Нила расположен монастырь, в котором в 328 году императрица Елена возвела храм над пещерой, где, по преданию, нашло себе убежище Святое Семейство во время бегства в Египет.

7_Эль-Минья_современный вид

Эль-Минья, современный вид.

8_Эль-Минья_Храм

Храм

Церковь Святых Сергия и Вакха (Абу Серга): построена на месте предполагаемого отдыха или временного проживания Святого Семейства.

Монастырь Каламон (Иорданская долина): там есть пещера, в которой Святое Семейство останавливалось на ночлег.

10_Отдых на пути в Египет. (Караваджо, 1596—1597 годы)

Отдых на пути в Египет. (Караваджо, 1596—1597 годы).

11_Монастырь Каламон_2_1

Монастырь Каламон

9_Пещера

Пещера 

Церковь Святой Марии в Маади (южная окраина Каира) — построена в IV веке, в павильоне на территории храма находятся ступени, ведущие к воде — их почитают как место, где Святое Семейство село в лодку, чтобы отправиться в путь в Верхний Египет.

13_Церковь Святой Марии в Маади

Церковь Святой Марии

14_Южная окраина Каира

Южная окраина современного Каира 

К числу наиболее поздних сюжетов о пребывании в Египте относится сия переправа. Этот мотив популярен в итальянской и французской живописи XVII—XVIII веков. Иногда перевозчиком выступает Харон (картины Пуссена и Буше), тем самым даётся намёк на будущую смерть Спасителя. Это иногда особо подчёркивается явлением в облаках ангела с крестом в руках.

15_Картина Пуссена Святое Семейство в Египте

Картина Пуссена «Святое Семейство в Египте». 

В православной живописи сцена бегства в Египет редка сюжетом и встречается чаще всего как клеймо на иконах Рождества Христова.

16_Святое Семейство на привале (Адам Эльсхаймер, ок. 1600 года)

Святое Семейство на привале (Адам Эльсхаймер, ок. 1600 года). 

Коптская церковь сохранила предания о многочисленных чудесах, совершенных младенцем Иисусом в Египте. В каноне о них ни слова, зато в иконографии они отражены довольно подробно.

Когда путники решили сделать привал в одной из пещер, то из неё

«…вдруг вышло великое множество драконов, и, увидев их, отроки громко вскричали. Тогда Иисус, сойдя с рук Матери Своей, стал перед драконами; они поклонились Ему, и когда поклонились, они ушли. И исполнилось то, что сказал пророк: «Хвалите Господа вы, сущие на земле, драконы». 

17_Драконы

Драконы 

Изумлённым родителям Иисус сказал: «не смотрите на Меня только как на Младенца. Я совершенный муж, и надлежит всем диким зверям сделаться ручными предо Мною». Дальше в пути дорогу путникам указывали львы и леопарды, которые склоняли свои головы перед Младенцем. Дикие звери не причиняли вреда овцам и баранам, которых Иосиф и Мария взяли из Иудеи. Автор апокрифа считает это исполнением пророчества Исаии: «волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6). 

18_Пророчество Исайи

Пророчество Исайи

19_Львы

Львы

20_Леопарды

Леопарды

21_Овцы и бараны

Овцы и бараны 

В дороге Мария присела отдохнуть под пальмой, на вершине которой было множество плодов. Иосиф не смог достать их своей жене, и тогда Иисус повелел пальме наклониться, и Богородица смогла утолить голод. В ответ на замечание своей Матери, что у них закончилась вода, Иисус повелел пальме: «пусть из-под корней твоих истечёт источник, который скрыт под землёю, и пусть даст нам воду утолить жажду нашу». На следующий день, отправляясь в путь, Иисус в благодарность пальме произнёс:

«…говорю тебе, пальма, и приказываю, чтобы одна из твоих ветвей была отнесена ангелами Моими и посажена в раю Отца Моего, и Я дарую тебе в знак благословения, что всем, кто победит в битве за веру, будет сказано: вы удостоились пальмы победы».

Явившийся ангел «взял одну из ветвей, и он полетел в глубину неба, держа эту ветвь в руке. И присутствующие, видя это, были как мёртвые».

24_Чудо с пальмой 

«Чудо с пальмой» (Часослов герцога Беррийского). 

Согласно апокрифу «Успение Богородицы», именно эту пальмовую ветвь архангел Гавриил принес на похороны Марии.

22_Успение Богородицы

Успение Богородицы 

По просьбе своего отца Иисус чудом сократил тридцатидневный путь до Египта так, что они прошли его в один день и вошли в город Сотин.

23_Город Сотин (Бубастис) развалины

Развалины города Сотин (Бубастис). 

«И так как они не знали там никого, у кого могли бы попросить гостеприимства, то вошли в храм, который египтяне называли Капитолием. В этом храме стояли сто семьдесят пять идолов, и они каждый день служили этим божествам кощунственной службой. И случилось, что, когда блаженная Мария со Своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю, на лица свои, и оказались разрушенными и разбитыми».

Пришедший в храм градоначальник Афродисий счёл, что «если бы этот Младенец не был Богом, наши боги бы не пали на лица свои при виде Его, и не простёрлись бы перед Ним. Это свидетельствует, что Он их Владыка». И чтобы избежать Божьего гнева, погубившего фараона при исходе евреев из Египта «народ этого города признал Иисуса Христа своим Господом». 

26_Пантеон египетских богов

Пантеон египетских богов

25_Сокрушение идолов

«Сокрушение идолов» (книжная миниатюра, 1423 год). 

Арабское «Евангелие детства Спасителя» вторит коптским источникам, повествуя о сверхъестественных явлениях.

Пройдя всего один день пути, Святое Семейство достигло крупного египетского города, в котором был «идол, которому, клятвенно повинуясь, прочие идолы и божества египтян покорствовали». Когда они вошли в город, случилось землетрясение и горожане спросили у идола о его причине:

Отвечал им идол:

— Пришёл сюда тайный Бог, но воистину Бог Он. И не достоен кроме Него ни единый как Бог почитаться, ибо и впрямь Он Сын Божий. И едва распознав Его, вздрогнула эта земля, а от прихода Его — волновалась и трепетала. Да и сами мы пред величием силы Его трепещем.

После этого идол пал. Святое Семейство остановилось в странноприимном доме, куда ворвался бесноватый сын жреца и, схватив одну из пелёнок Иисуса, возложил себе на голову: «…тут начали бесы, в змей и ворон обратившись, изо рта его стремглав выпрыгивать! И тотчас, волею Господа Христа исцелённый, стал этот мальчик Бога славить, а потом Господа, его исцелившего, благодарить принялся».

27_Иисус изгоняет бесов

Иисус изгоняет бесов 

Видя такие чудеса, родители Иисуса испугались, решив, что если на родине, ища Иисуса, Ирод убил всех младенцев вифлеемских, то египтяне за поругание местного бога сожгут их. Иосиф и Мария приняли решение покинуть этот город.

История о сокрушении идола встречается также в православной церковной гимнографии. Она базируется на пророчестве Исаии: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Ис. 19:1). В Акафисте Пресвятой Богородице есть слова: «Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша» (Икос 6).

28_Пророк Исайя

Пророк Исайя

29_Бегство в Египет

«Бегство в Египет» (Джентиле да Фабриано, 1423 год). 

Идя по пустыне, Святое Семейство проходило мимо логова разбойников, которые вернулись в него с награбленной добычей и пленниками. В этот момент они услышали «великий гул, который бывает, когда войско и конница великого царя с барабанным боем из города выступает. Бросили тут, испугавшись, разбойники всё награбленное, пленники же развязали путы друг другу, на ноги встали, разобрали скарб свой и разъехались».

30_Обращение в бегство разбойников

«Обращение в бегство разбойников» 

Войдя в один город, Мария увидела бесноватую — «невыносимы одежды ей были и терпеть она не могла покоев: голая, ремни и цепи, которыми связывали её, порвав, то и дело на пустыри убегала и, стоя на перекрёстках дорог, да на кладбищах, в людей камнями швыряла». Как только Мария пожалела женщину, то вышел из неё бес и её родные «с величайшим почётом приняли у себя Владычицу Марию с Иосифом».

31_Богоматерь с Младенцем

Богоматерь с Младенцем 

В одном селении была свадьба, но «из-за козней проклятого сатаны и усердия чародеев онемела тамошняя невеста и совсем бессловесной сделалась». Когда Святое Семейство проезжало через селение, то «немая невеста к Господу длани свои и на руки Его подхватила и, крепко к себе прижав, целовала, баюкала и качала, над Ним склонившись. И разомкнулись тотчас уста её, и стали уши слышать».

32_Младенец Иисус

Младенец Иисус 

В городе, через которые проходило Святое Семейство, жила женщина, на которую во время купания в реке набросился «в змеином облике сатана» и стал регулярно посещать её и насиловать. Увидев Младенца Иисуса, женщина попросила Марию разрешить ей взять его на руки: «И едва прикоснулся Он к ней, отпустил и стремглав покинул её сатана, и ни разу его с тех пор уж она не видела».

33_Египетский бог в виде змеи

Египетский бог в виде змея

34_Картина Святое семейство в Фивах, Эдвин Лонгсден Лонг, конец XIX века).

« Anno Domini» (Святое семейство в Фивах, Эдвин Лонгсден Лонг, конец XIX века).

Избавленная от змея девушка взяла воды, которой умывали Младенца Иисуса и омыла ей тело своей прокажённой подруги, которая от этого исцелилась и стала спутницей Святого Семейства. Придя в другой город, новая спутница Иосифа и Марии узнала, что у жены градоначальника родился сын, поражённый проказой. Она рассказала ей свою историю исцеления, и тогда «жена властителя и позвала их, чтобы насладились они гостеприимством её, и приготовила Иосифу пир роскошный со множеством приглашенных. А потом, на заре, собрала она ароматную воду, в коей Господа Иисуса купала, и той водой облила сына своего, который с нею был. И немедля очищен был сын её от проказы». Мария и Иосиф, получив щедрые дары от правителя, отправились дальше в путь».

Средневековые демонологи объявили, что бес-насильник был инкубом. В противоположность демонице – суккубу, соблазняющей сынов Адама, этот демон воплощается в красивого юношу и вводит в грех дочерей Евы.

35_Инкуб на гравбре 1795 г

Инкуб на гравюре 1795 г. 

«Проезжая мимо кладбища, Святое Семейство встретило рыдающих трёх женщин с мулом. Узнав, что мул - это их брат, превращённый в животное в день его свадьбы, «подняла тут Владычица Мария Господа Иисуса и на спину мула того положила, и, сама вместе с женами зарыдав, Иисусу Христу сказала: «Внемли, Сыне! Исцели Ты мула этого великой силой Своей и сделай его человеком, разумом наделенным, каким он и прежде был». И едва отлетели слова эти от уст Марии, изменился в облике мул и человеком сделался, юношей чистым и непорочным».

36_Египетское древнее кладбище

Египетское древнее кладбище

37_Мул

Мул 

Есть одно чудо, за которым, не исключено, стояло реальное событие.

«Пересекая пустыню, Святое Семейство встретило двух разбойников — Тита и Думаха, которые были дозорными при своих спящих товарищах. Тит не хотел причинять вреда Иисусу и его родителям и уговорил Думаха их пропустить.

Увидав, что благое дело ради них совершил разбойник, молвила Владычица госпожа Мария ему:

— Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит.

И сказал в ответ матери Своей Господь Иисус:

— Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».

Другое предание называет их по-иному: Гестас, раскаявшийся и первым из умерших людей попавший в рай, и Дисмас, отправившийся в ад. Напомним, что до этого в рай были взяты патриарх Енох и пророк Илия, но они были живые!

38_Распятие_ 

Распятие Христа и двух разбойников

39_Бегство в Египет Дюрер

«Бегство в Египет» (Альбрехт Дюрер, 1494—1497 годы).

40_Патриарх Енох

Патриарх Енох

41_Пророк возносится

Пророк Исайя возносится на небо в огненной колеснице 

Основное большинство христиан считают, что все вышеописанные чудеса -выдумка благочестивых авторов вышеуказанных апокрифов. Их мнения основываются не только на сказочных деталях. Церковь считает первым чудом, совершенным Самми Христом, превращение воды в вино во время свадьбы в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11), о чем я уже упоминал.

У меня, правда, а возможно и у знающих Писание читателей, возникает вопрос: а как же быть с чудесными деталями рождения Иисуса: многочисленных явлениях архангела Гавриила, появлении на свет Богородицы, спасении от Ирода и т.д.?

Церковь делит чудеса на три основных типа:

Сотворенные Самой Святой Троицей: создание мира, Великий потоп и т.п.

Сотворенные Господом через человеков: святых, пророков, апостолов и т.д.

Сотворенные дьяволом.

Мне, честно говоря, непонятно: чудеса, сотворенные Самим Богом Сыном, относятся ли к чудесам, сотворенным всей Святой Троицей, или они принадлежат только этой ипостаси Божией? Потому что если чудеса Христа, о которых расскажу когда-нибудь потом, творил Он единолично, тогда действительно превращение воды в вино – Его первое чудо. И тогда это четвертый тип сверхъестественных явлений.

Если же Он действовал как одно из лиц Святой Троицы, тогда и чудеса, касающиеся Его Самого, и состоявшиеся с сотворения мира, в том числе и чудо в Кене – не первое.

Эту богословскую проблему я разрешить не в силах, поэтому оставлю ее на рассмотрение теологов, а сам завершу повествование о бегстве в Египет.

Обратимся сначала к канону. 

Иосиф «...взял Младенца и Матерь его ночью и пошел в Египет,

И там был до смерти Ирода...

По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу в Египте

И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

42_Ангеля является Иосифу во сне

Ангел является Иосифу во сне 

...Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти, но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские И пришед поселился в городе, называемом Назарет...» (Мт. 2:14-15; 19-20; 22-23).

Уточним: ангел говорил с Наггаром теми же словами, что Адонаи с Моисеем:

«И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет; ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла, и отправился в землю Египетскую» (Исх. 4:19-20).

43_Ангел говоритс Моисеем 

Ангел говорит с Моисеем

Сколько времени пробыли Иисус и Его родичи в Стране пирамид? Некоторые предания утверждают, будто четыре года; другие, что они вернулись вскоре после подавления восстания, вызванного смертью Ирода в марте 4 года до н.э. Вторая версия более правдоподобна, ибо у Иосифа не было ни близких родственников в чужой стране, ни средств, чтобы долго жить там.

Маршрут их возвращения на родину был примерно тот же, что и бегства. За время своего долгого путешествия они преодолели около двух тысяч километров.

44_Марщрут бегства

Маршрут бегства Святого Семейства в Египет 

Ежегодно 1 июня коптская церковь празднует вступление Святого Семейства в Страну пирамид. В этот день во всех храмах звучит одна и та же молитва: «О Египет, о народ Египта, о дети Египта и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к вам возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков».

В рамках реализации государственной программы были отреставрированы многочисленные исторические архитектурные памятники, расположенные на всем пути долгих странствий Святого Семейства по Египту. О них я рассказал выше.

Напоследок давайте глянем на новые «фаюмские портреты». Возможно, кто-то из этих людей встречался со Святым Семейством. 

45_Фаюмские портреты

«Фаюмские портреты»

На сем завершаю серию выпусков о Рождестве Христовом. Ну, а напоследок послушаем молитву коптских христиан на их языке. По преданию, такие были созданы вскоре после смерти и Воскрешения Иисуса.

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 20). Бегство в Египет. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 20). Бегство в Египет. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения