05 мая 2024, воскресенье
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 3.

В 1-й части этого выпуска я обещал рассказать еще об одной очень важной причине инфантицида. Это, конечно, древние религии плодородия с их человеческими (как детскими, так и взрослыми) жертвоприношениями.

Подобная традиция существовала у майя, ацтеков, инков, тольтеков и древних теотиуаканцев. В Старом Свете детские жертвоприношения были особенно распространены на Ближнем Востоке, в частности, в Вавилонии, Финикии, Карфагене.

В последнем, согласно обычаю «молк» (в Ханаане – «молох») первенцев приносили в жертву богу Баал-Хамону, более известному как Молох, в храме Тофет (картина показана над заголовком). Этой участи чудом избежал будущий великий полководец Ганнибал.

Останки детских жертв обнаружены в Британии. Русская «Повесть временных лет» сообщает о принесении в жертву варяга Феодора и его сына, отрока Иоанна, причём изначально планировалось жертвоприношение одного только подростка («Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам»).

Детские жертвы практиковали в древнем Израиле: вспомним Авраама и Исаака, дочь судьи Иеффая (Быт. 22; Суд. 11). Но затем иудейская религия строго запретила детоубийство и гневно порицала человеческие жертвоприношения, связывая их с крайними проявлениями языческого варварства и отпадения от истинного Бога. Библейское выражение «геенна огненная», ставшее синонимом понятия «ад», происходит от названия долины Енном (Гехинном) в Иерусалиме, где, согласно книге пророка Иеремии, совершались ритуальные жертвоприношения детей путём сожжения (отсюда же название ада в исламе — джаханнам).

2_Жертвоприношение Исаака Караваджо

Жертвоприношение Исаака. Художник Караваджо.

3_Судья Иефай_Уильям Блейк - Иеффай встречает дочь

Иеффай встречает дочь. Художник Уильям Блейк.

4_1_Долина Енном наши дни

Долина Енном. Наши дни.

5_Долина Еннома в древности

Долина Енном в древности

6_Пророк Иеремия

Пророк Иеремия 

Ислам и христианство также однозначно запрещают детоубийство.

Особую группу таких преступлений составляют убийства детей своих собственными отцами и матерями (филициды). Причинами их часто оказываются психические расстройства родителей, ненависть к нежеланным детям, реже — супружеская месть или желание избавить ребёнка от реальных либо мнимых страданий. Так утверждают психологи.

Классический пример из древнегреческой мифологии: колдунья Медея, зарезавшая двух своих детей, чтобы разбить душу неверного супруга – предводителя аргонавтов Ясона.

7_Медея и Ясон_Шарль Андре Ван Лоо

Медея и Ясон. Художник Шарль Андре Ван Лоо.

8_Медея убивает_Медея, собирающаяся убить своих детей_Эжен Делакруа

Медея, собирающаяся убить своих детей. Художник Эжен Делакруа. 

Но куда более страшен реальный случай, произошедший 30 апреля 1945 года в рейхсканцелярии Гитлера в Берлине. Марта, жена министра пропаганды фашистской Германии Йозефа Геббельса, собственноручно влила цианистый калий под видом снотворного во рты своих шестерых малолетних детей; затем супруги покончили с собой, последовав примеру их обожаемого фюрера. Поступок столь же зверский, сколь и глупый: после поражения Третьего рейха никто родственников и потомков нацистских бонз не преследовал. 

9_Марта Геббельс и ее дети

Марта Геббельс с детьми. 

Однако историки назовут самой главной причиной филицида неуемную жажду власти. Вспомним первого детоубийцу в греческой мифологии – Крона (римского Сатурна), который, опасаясь предсказания, что сын лишит его власти, пожрал всех своих отпрысков – будущих олимпийский богов – кроме Зевса.

10_Крон пожирающий_Питер Пауль Рубенс Сатурн, пожирающий своего сына

Крон, пожирающий своего сына. Рубенс. 

И это далеко не единственный пример.

Кровавой нитью проходит детоубийство через историю и мифы чуть ли не всех народов планеты — а с ним и чудесные спасения младенцев, на жизнь которых покушались. Саргон Аккадский, сыновья царицы Канес у хеттов, Кир у персов, Персей, Эдип, Геракл у эллинов, Ромул и Рем у римлян — самые известные. 

11_ Живой портрет Саргона Акадского

«Живой портрет» Саргона Аккадского

12_Кир Великий

Кир Великий

13_Персей_Меркурий и Афина вооружают Персея_Парис Бордоне

Меркурий и Афина вооружают Персея. Художник Парис Бордоне.

15_ЭдипЖан-Огюст-Доминик Энгр

Эдип. Художник Жан-Огюст-Доминик Энгр.

Младенец Геракл удушающий змей Рейнольдса

Младенец Геракл удушающий змей. Художник Рейнольдс.

17_Ромул, Рем и волчица Картина Питера Пауля Рубенса 1616 год

Ромул, Рем и волчица. Картина Питера Пауля Рубенса. 1616 год. 

Александр Македонский и его мать Олимпиада отдали приказ убить малолетнего сына погибшего царя Филиппа (пасынка царицы и родного брата великого завоевателя!), который был способен в будущем стать претендентом на престол. Собственного сына гениального полководца его «верные» воеводы тоже не пощадили в борьбе за власть, а Олимпиаду живьем забили камнями!

18_Александр Македонский оживший портрет

Александр Македонский («живой портрет»)

19_Олимпиада

Олимпиада

20_Статуя Филиппа Македонского

Скульптура Филиппа Македонского

Я уже упоминал, что на протяжении нескольких веков спартанские старейшины живьем сбрасывали со скалы новорожденных, которые казались им слишком хилыми, чтобы впоследствии стать воинами или здоровыми матерями.

21_Старешины сбрасывают

Старейшины сбрасывают младенцев со скалы Тайгет 

Первые обитатели Рима следовали их примеру. Ромул сделал Вечный город богатым по количеству народонаселения, между прочим, и благодаря своему повелению выращивать всех родившихся мальчиков и перворожденных девочек; кроме того, он приказал не умерщвлять ни одного ребенка до трех лет, за исключением калек и уродов, но и последних лишь показав их предварительно пяти соседям и получив на то их согласие.

Древние израильтяне также прибегали к детоубийству в особых случаях.

«Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их:

То отец его и мать его пусть возьмут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания,

И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»;

Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти...» (Втор. 21:18-21).

На протяжении тысячелетий ближайшие соседи израильтян – хананеи, фелистимляне – живьем сжигали своих первенцев в медной статуе бога Молоха в образе быка. 

22_Молох в виде медного быка

Молох в виде медного быка 

В Азии – и в мифах, и в истории – применяли инфантицид и в ритуальных целях, и для устранения конкурентов.

В Индии легендарный раджа Камеа один за другим прикончил шесть новорожденных детей своей сестры Деваки, так как получил предсказание о своей гибели от руки ее сына. Седьмой отпрыск чудом спасся. Восьмым стал знаменитый Кришна (да-да, объект почитания нынешних кришнаитов), который исполнил пророчество. 

23_Кришна убивает Камеу

Кришна убивает Камеу 

Китайцы от своих соседей не отставали. В 238 году до н.э. владыка Циньского государства, Ин Чжен, ставший первым императором объединенной Поднебесной под титулом Цинь Шихуанди, казнил двух своих малолетних единоутробных братьев, тайно прижитых его матерью в любовной связи. 

24_Цинь Шихуанди

Цинь Шихуанди 

Царь Зохак в персидском эпосе «Шах-наме», созданном гениальным поэтом Фирдоуси, пытался погубить младенца Фаридуна (в древнем Иране известен также как Траэтаона), но последний спасся и убил злодея.

25_Фирдоуси

Фирдоуси

В ветхом Завете тоже описываются подобные случаи.

Египетский фараон приказал уничтожить всех новорожденных рабов-евреев (Исх. 1:22). Моисей, призвав Ангела смерти на египетских первенцев (и людей, и скот), просто ответил злом за зло. А затем по приказу и его, и Иисуса Навина при разгроме различных племен и завоевании Святой Земли израильтяне резали всех подряд, не щадя даже младенцев и домашних животных (Нав.: 5,6,10). Первый иудейский царь Саул по призыву пророка Самуила поступил так же, уничтожив всех до единого амалекитян (1 Цар.15: 14-35; 28:18). Кстати, Саул был готов принести в жертву своего сына Ионафана, съевшего по незнанию немного меда в пост, но народ не дал ему это сделать (1 Цар. 14:38). 

27_Гибель египетских первенцев_

Гибель египетских первенцев

28_Ангел смерти_Доре

Ангел смерти древних израильтян. Доре.

29_Уничтожение Иисусом Навином Иерихона

Уничтожение Иисусом Навином Иерихона

30_Саул и Ианафан

Саул и Ионафан

31_Истребление_Никола Пуссен

Истребление Саулом амалекитян. Художник Никола Пуссен. 

На стыке двух эр, то есть в эпоху Христа, ничего не изменилось. Об этом – в следующем выпуске.

Пока же обратимся к творчеству уже известного нам Гавина Шри Амнеона. В его «Омнисутре», подборке древних мистических гимнов, есть один, взятый из иудейской книги «Берешит» (в русском переводе «Бытие») – первой книге «Торы». Он исполняет на иврите самое его начало, повествующее о том, как Господь создал Вселенную за 7 дней и 7 ночей. Эти строки знали наизусть Христос и апостолы, а также родители убитых младенцев в Вифлееме, да и Ирод их слышал не раз. Музыка, к сожалению, современная, но слова взяты из оригинала, инструменты – копии древних.

 

«БЫТИЕ

Глава 1

  1. В начале сотворил Бог небо и землю.
  2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
  3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
  4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
  5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
  6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
  7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
  8. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
  9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
  10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
  11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
  12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
  13. И был вечер, и было утро: день третий…»

18+

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения