27 апреля 2024, суббота
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Благовещение — великое событие в истории христианства, объявление архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии о том, что Она родит Мессию, а фактически (и это признано всеми конфессиями) — зачатие Богочеловека.

Происходило оно в Назарете 25 марта 6 года до н.э. Заглянем туда в этот самый памятный день. Что мы увидим?

C вершины горы, к боку которой ласточкиным гнездом прилепился Назарет, любой путник обозревал раскинувшееся к северу от великой Иезреельской равнины весеннее море посевов. Берегами его были отлогие предгорья Нижней Галилеи, поверхностью — замкнутая холмами долина. «Раем Божьим» назовет ее шесть веков спустя святой — паломник Антонин Мученик.

2_Долина Изрееля_современный вид

Долина Изрееля, современный вид

3_Назарет современный вид

Назарет, современный вид

4_Антонин Мученик_Мученики Фео́на, Христофо́р и Антони́н Никомидийские

Мученики Фео́на, Христофо́р и Антони́н Никомидийские 

По одному из старых толкований, имя Назарет, Назара, «Заступница» — наследство здешней ханаанской богини Земли-Матери. Милостива к людям здешняя почва, как мать: так изобильна, что маслинами легче накормить в Галилее целый легион, чем в земле Иудиной ребенка. Может, Псалмопевец восхвалял именно сии чудесные края?

«Венчает лето благости Твоей, и стези Твои источают тук; Источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостию;

Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют» (Пс. 64:12-14).

Воздух необычно свеж: с гор или с недалекого моря, даже в самые знойные дни, веет после полудня прохлада. Зимы иногда суровые — выпадает снег, странно белеющий на кипарисах и пальмах. Держится он недолго, под первыми лучами солнца тает.

Путники спускались с плоской маковки этого холма вниз на тысячу четыреста локтей (около 700 метров) к похожему на киннору-лиру и получившему название от этого музыкального инструмента озеру Киннерет, испытывая ощущение, будто из прохладной, продуваемой сквозняком пещеры они перешли в душную кухню с пышущими жаром печами. Вершина холма, названного арабами Небен Сайд, находится на высоте 488 метров, Тивериадское озеро на 208 метров ниже уровня моря, сам Назарет возвышается на 350 метров над уровнем моря.

4_1_Тивериадское озеро

Тивериадское озеро 

Далее следовал долгий спуск к белым кубикам домишек, рассыпанных, словно игральные кости, по горным ярусам, вокруг самого большого здания — синагоги. Там ждали путников в этот утренний час блеющие овцы и козы у водопойной колоды; назаретские девушки, сходящие к колодцу с кувшинами и козьими мехами; вьющиеся над крышами с веселыми криками ласточки; снизу долетающее сюда чуть слышно, а там внизу, где жаркий ветер волнует зелень иезреельских нив, явственно слышимое в тишине полдня стрекотание кузнечиков.

5_Вид сверху Назарета

Вид Назарета сверху

Путников ждал городок, которого, если поверить иным «историкам», просто не существовало в те времена. На что ссылаются скептики? Иосиф Флавий - де не упомянул его в списке галилейских населенных пунктов.

О существовании его не знали ни авторы Ветхого Завета, ни толкователи Закона Моисеева (хотя считается, что в талмудической литературе перечислены все населенные пункты, где действовали религиозные школы или секты).

Свидетельство евангелий маловеры сбрасывают со счетов. Прозвище Иисуса — Назарянин — объясняют так: оно от слова «назорей» — чистый, аскет. Или же заимствовано от бога Назорея-Охранника (вот он-то уж точно нигде, ни в одном документе не упомянут!). Эти псевдоученые путают две еврейские буквы, мягкое «з» и твердое «с», в словах «Назара» (назорей) и «носрим, насер» — «охранять, сторожить». Не ведают они так же, что Назорей по-арамейски звучит «назирим», а Назарянин –«Га Ноцри».

За исключением христианских книг, основанных на благовествованиях, о Назарете впервые говорится в двух стихотворениях еврейского автора Калира Елиасара (VII или VIII в.) Однако эти стихи не могут считаться источником.

Помимо текстов этого стихотворения упоминание о Назарете есть в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (3-4 вв.), который цитирует Секста Юлия Африкана (ок. 160 – ок. 240 гг.) Автор говорит о Назарете как о селении в Иудее, причем располагает его в тексте рядом с до сих пор не идентифицированным селением под названием «Кохаба».

Но, простите, Назарет - это священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлиема. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Христа (из-за этого его называли «Назарянином» или «Га Ноцри», то есть «житель города Нацрат». Вследствие этих соображений ученые мужи пришли к выводу, что отсутствие упоминаний о Назарете в текстах первых двух веков заставляет предположить, что либо город этот никогда не существовал, либо был настолько мал, что не удостоился упоминания. О незначительности этого поселка свидетельствует и пренебрежительное замечание будущего апостола Нафанаила в беседе с другим будущим учеником Христа Филиппом: «…из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1: 45-46).

6_1_Филипп и Нафанаил 

Апостолы Нафанаил и Филипп 

Были и другие фразы, вошедшие в евангелия и ставшие поговорками.

«Разве из Галилеи Христос придет?» (Ин. 7:41).

«...Рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин. 7:52). Там «...народ, сидящий во тьме... и тени смертной» (Мт. 4:15).

Авторы сих сомнительных высказываний забыли о Вараке — освободителе, Елоне — судье, Анне — пророчице, а также о четырех знаменитейших пророках Ионе, Илии, Осии и Науме, кои родились или свершали свое служение в Галилее!

А также о пророчестве Исайи: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Наффалимову, но последующее возвеличит приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:1-2).

Это подкрепляло мнение некоторых иудеев, что Мешиах вполне может придти из Галилеи, из Назарета в том числе, а родиться в Вифлееме. Конечно, его не разделали правящие кланы. Почему? Помнили садуккеи и фарисеи пророчество Иакова своему сыну Иуде о Примирителе-Шилохе: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). Ведали служители Храма да и все левиты: с приходом Спасителя их власть над евреями кончится!

7_ Патриарх Иаков с сыновьями_

Патриарх Иаков с сыновьями 

К счастью, археологи подтвердили существование реального поселения на этом месте уже в X веке до н.э.

Лингвисты установили и более точное значение этого названия. Назарет, на иврите Нацрат, происходит от древнееврейского существительного «нецер», означающего «ветвь». Это не общепринятое слово для обозначения ветви, оно понималось как мессианский титул, основанный на словах пророка Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11:1).

Как ни странно, в Назарете при раскопках не обнаружили микве, но, без сомнения, тут жили евреи. Свидетельство тому – тип найденной здесь керамики; каменная посуда, которой тогда пользовались только иудеи, поскольку она считалась невосприимчивой к ритуальной нечистоте; светильники иродианской эпохи, похожие на те, что нашли в Иерусалиме. В Галилею их завезли паломники, ходившие на Пасху в Святой город.

Камень____

Каменная посуда

_Светильники_1

Светильники 

Назарет оставался маленьким до середины XIX века в силу географических причин: находился во впадине посреди холмов, имел только один источник воды (хотя это не мешало террасному земледелию и пастбищам), стоял вдали от больших дорог и торговых путей.

Вообще в древней Палестине имелось три вида колодцев: источники; резервуар – цистерна для наполнения дождевой или принесенной воды; колодец с грунтовыми водами.

9_Источник_

Источник

10_Цистерны

Цистерна

8_Колодец

Колодец

Жители Назарета копали и выдалбливали в местном известняке многоуровневые подземные помещения и многочисленные ямы для хранения продуктов и производства вина и оливкового масла. Скрывали они там от сборщиков налогов - мытарей и свое имущество. Причем верхние ярусы были выдолблены в мирное время очень искусно (возможно, еще при жизни Иисуса), зато нижние кое-как и явно впопыхах – очевидно, использовались и во время Иудейской войны.

Также подземелья нашли в близлежащих поселениях, включая Кану Галилейскую. Однако, там присутствовали микве, устроенные под частными жилыми домами – признак обитания евреев.

11_Кана Галилейская современный вид

Кана Галилейская, современный вид 

Лука считает Назарет родным домом Иосифа и Марии, Матфей полагает, что они переселились туда после бегства из Египта из их дома в Вифлиеме. Марк называет отечеством Иисуса Назарет.

12_Дом Иосифа в Назарете

Дом Иосифа в Назарете 

Сам факт, что Христос связан с несколькими поселениями, на мой взгляд, - лишнее свидетельство Его исторического существования; если бы Его выдумали, кто мешал выдумщикам связать Его с Иерусалимом?

Первоначально предполагалось, что численность назаретян во времена Христа достигала примерно от 1600 до 2000 человек, но позднее указывалось еще меньшее значение: около 480.

Однако продолжим путешествие по родине предков Иисуса и городу Его детства. Путники окажутся там, если спустятся с вершины холма по узкой тропинке на 300 локтей (примерно 150 метров). Некогда края сии принадлежали колену Завулонову; на рубеже старой и новой эр она входила в «округу язычников» — Галилею. Назарет лежит к юго-западу от Капернаума, к западу от южного конца Тивериадского озера, в часе ходьбы (7 км) от Сепфориса. С него открывается прекрасный вид на долину Есдраелонскую, горы Фавор, Гелвуй, Кармил, Великое (ныне Средиземное) море.

13_1 Фавор гора

Гора Фавор 

Пройдя мимо узкого оврага, который отделял поселение от окружающих его холмов, путники вступали в городскую черту. Белые, низенькие, с плоскими кровлями, домики, рассыпанные в оливковых рощах и виноградниках по склону холма и в долине, формировали узкие, крутые, точно в небо уходящие, улочки-лесенки — тенистые, пряно пахнущие дымом, кислым вином и пометом. Солнечные лучи, прорезая тень, освещали пестрые лохмотья белья на перекинутых через улочки веревках или на заборах.

14_Гора Гелвуй

Гора Гелвуй

Назарет древний

Так мог выглядеть Назарет в эпоху Христа 

О связанных с Благовещением и жизнью Иисуса местах, которые ныне обозначены святынями различных конфессий, расскажу чуть позже во 2-й части этого выпуска.

Пока же послушаем псалом 8 на иврите.

«Руководителю. На гетской лире. Псалом Давида. Господь, Владыка наш, Который поместил на небесах великолепие Свое! Как величественно Имя Твое по всей земле! На устах детей малых и грудных младенцев создал Ты устои твердыни Своей против притеснителей, дабы останавливать врага и мятежника! Когда я гляжу на Твои небеса, творение перстов Твоих, на месяц и звезды, которые Ты утвердил, [то думаю]: что есть человек, чтобы Ты помнил о нем? Что - сын человеческий, чтобы Тебе заботиться о нем? Ведь немногим умалил Ты его по сравнению с ангелами, увенчав почетом и славой! Отчего поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил к ногам его – всех овнов и быков, и зверей полевых, птиц небесных ю и рыб морских, бороздящих морские пути?! Господь, Владыка наш! Как величественно Имя Твое по всей земле!»

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения