27 апреля 2024, суббота
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 7.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 7.

Тот факт, что избитых младенцев было не 14 и не 64 тысячи, а около ста, конечно, не смягчил ни гнев тех, кто знал о преступлении, ни горе вифлеемских родителей. (Пещера младенцев в Вифлееме показана на фото над заголовком). Вот так появились первые павшие во имя Христа, едва Он успел родиться.

Подробностей самого избиения ни канон, на апокрифы не сообщают – за исключением эпизода с еще одним новорожденным – Иоанном Предтечей.

Его родители, священник Захария и Елисавета, жили в близлежащем, в двух часах пути на юго-запад от Иерусалима поселении Эйн-Карем. В их доме полгода назад гостила Мариам, а потому спустя два тысячелетия на этом месте стоит Церковь Посещения.

2_Эйн_Карем

Эйн-Карем, современный вид.

4_Мариам и Елисавета

Мариам и Елисавета

5_1_Церковь Посещения

Церковь Посещения 

Послушаем свидетеля тех событий - Иакова, брата Господня, автора «Протоевангелия».

Когда наемники тирана явились, чтобы убить будущего Предтечу, его мать «Елисавета, услышав, что ищут Иоанна, взяла и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря:

- Гора Бога, впусти мать с сыном!

И гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их» (Протоев. Иакова).

Хорошо, что грот находился недалеко от дома Захарии.

6_1_Грот

Грот, где спаслись Елисавета и Иоанн. 

Мать и сын спаслись, отец – нет. «Ирод разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: «Где спрятал ты своего сына?» Он же ответил: «Я слуга Бога, нахожусь в Храме и не ведаю, где сын мой». И слуги пришли и рассказали это Ироду. Ирод в гневе сказал: «А не его ли сын будет царем Израиля?» И отправил к нему опять слуг, велев им сказать: «Говори правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти». И Захария ответил: «Я свидетель Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед Храмом».

И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили. И во время обряда целования собрались жрецы и не встретил их, согласно обычаю, Захария с благословением. И иереи, стоя, ждали Захарию, чтобы совершить молитву и прославить Всевышнего. Но так как он не появлялся, все они прониклись страхом. И один из них увидел у алтаря кровь запекшуюся. И жрецы разорвали одежды свои; но тела его не нашли, только кровь, сделавшуюся как камень, и объятые ужасом вышли и возвестили народу, что убит Захария. И услышали все колена народа, и плакали и рыдали о нем...» (Протоев. Иакова).

7_Убийство Захарии_ (миниатюра из Минология Василия II, 976—1025 гг.)

Убийство Захарии. Миниатюра из Минология Василия II, 976—1025 гг. 

Много лет спустя вспомнил Искупитель несчастного отца Предтечи и бросил в лицо книжникам и фарисеям: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мт. 23:35).

8_1_Ииссус и фарисеи

Иисус и фарисеи 

Что случилось бы, если бы Младенец и Его родичи остались в тот кровавый день в Доме Хлеба? Кто ведает... К счастью, те, кто искал смерти новорожденного Мессии, и те, кто жаждал сохранить Ему жизнь любой ценой, разминулись. Святое Семейство присоединило шум своих шагов к гомону иерусалимских улиц в тот самый миг, когда топот царских карателей гулом отдался в арке вифлеемских ворот.

В древности врата испокон веков играли особую роль и в религиозных церемониях, и в быту. Предвратные площади — места народных сборищ, где цари и местные правители творили суд. Они служили и токами для обмолота зерна, что было пережитком общинной собственности.

9_Ворота в древнем Израиле

Ворота в древнем Израиле 

На вифлеемскую предвратную площадь сгонялись несчастные семьи с малолетними детьми; здесь узнавали пол и возраст жертв, сразу проливали кровь невинных; отсюда первые мученики еще не существовавшего христианства, миниатюрные копии еще не положенного на алтарь Агнца отправлялись на небо предстать перед Творцом и получить от Него неведомую нам награду за свои так и не прожитые жизни...

Сын был представлен Отцу должным образом. Мария и Иосиф решили было покинуть Иерусалим сегодня же, чтобы ночевать уже в Вифлееме. Их намерения неожиданно, внезапно и резко изменили страшные вести, принесенные знакомыми сразу из двух мест. В Доме Хлеба иродовыми солдатами перебиты все младенцы; в храме убит Захария!

10_Избиение младенцев_Джованни Пизано_1

Избиение младенцев. Джованни Пизано. 

В Бейт-Лехам они не вернулись, благо и ослик, и все принадлежности для путешествия находились при них. Куда они отправились, узнаем в следующем выпуске. Пока же, полагаю, стоит поведать о страшном конце иудейского царя.

...Болезнь Ирода все более и более ухудшалась, так как застигла его в старости и горе. Царь уже был близок к семидесятилетнему возрасту, а семейные несчастия до того омрачили его душу, что и в здоровом состоянии он ни в чем не находил себе отрады.

Гнила в могиле любимая его жена Мариам, которую он сам приказал умертвить в дурацком приступе ничем не оправданной ревности. Отныне он не выносил запаха меда, в котором долго держал ее прекрасное тело, не будучи в состоянии заставить себя похоронить его. И никакие другие женщины не смогли заменить ее в памяти и постели идумеянина; да и не надобны ему уже были ласки дочерей Евы. Приходили по ночам прежде дорогие сердцу его сыновья, молчаливым своим укором превращали сон сыноубийцы в ужасный кошмар. И все же они не сломали его железной решимости бороться за власть до конца.

Тем временем бесы болезней охватили целиком все тело царя и причинили ему неимоверные страдания. Лихорадка не была так сильна, но на всей поверхности кожи он испытывал невыносимый зуд, а в заднепроходной кишке — постоянные боли. На ногах у него образовались отеки, как у людей, одержимых демоном водянки, на животе — воспаление, а в паху — огромная язва, которая плодила червей. Ежечасно наступали приступы одышки, лишавшие его возможности лежать, и судороги во всех членах... Все же узурпатор, несмотря на отчаянную борьбу с такими страданиями, цепко держался за жизнь, надеялся на выздоровление и думал о средствах лечения. Он отправился на ту сторону Иордана, чтобы воспользоваться теплыми купаниями в Каллироэ, вода которой течет в Асфальтовое озеро и до того пресна, что ее можно даже пить. Врачи предполагали здесь согревать его тело теплым маслом. Но когда царя опустили в наполненную этой жидкостью ванну, в глазах у него помутилось и лицо искривилось, как у умирающего. Крик, поднятый слугами, привел его в сознание. Но с тех пор Ирод уже сам не верил в свое исцеление и велел раздать солдатам по пятьдесят драхм каждому, а офицерам и своим друзьям — более значительные суммы.

11_Подробная карта Мадабы о термах Каллироэ 

Подробная карта Мадабы о термах Каллироэ. 

Прибыв на обратном пути в Иерихон, идумеянин в своем мрачном настроении, желая как будто бросить вызов самой смерти, предпринял безбожное дело. Он приказал собрать знатнейших мужей со всех мест Иудеи и запереть в местном ипподроме. Затем призвал к себе сестру Саломию и мужа ее Алексу и сказал им:

12_ Иерихон_ стены древнего ИерихонаТель-Эс_Султан_раскопки

Стены древнего Иерихона, Тель-Эс-Султан, раскопки. 

- Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть как юбилейное торжество; однако мне могут устроить и траур, и блестящую погребальную процессию, если вы только пожелаете исполнить мою волю. Как только я умру, тогда вы оцепите солдатами заточенных в тюрьму и прикажите как можно скорее изрубить их, дабы вся Иудея против своей воли плакала бы над моей смертью.

Как только отдано было это ужасное приказание, пришло письмо от послов из Рима, которые извещали, что приговор сыну Ирода Антипатру, осужденному отцом на смерть, утвержден императором. Однако, гласило послание, если царь переменит мнение и предпочтет изгнание казни, Август против этого ничего не будет иметь.

13_Живой портрет Августа

«Живой портрет» Августа

Идумеянин поправился немного, по крайней мере настолько, что в нем пробудилась жажда жизни. Но вскоре страдания его, усиливающиеся недостаточным питанием и мучившим его постоянным судорожным кашлем, до того одолели царя, что он решил предупредить свою судьбу. Он взял яблоко и потребовал себе нож, чтобы разрезать его, по своему обыкновению, на куски, затем оглянулся кругом, не будет ли ему кто-нибудь мешать, и поднял руку, чтобы заколоть себя. Но племянник его Ахиаб очутился возле него, схватил за запястье и не дал ему покончить с собой.

Тогда в замке поднялся громкий плач, точно царь уже скончался. Сидевший в темнице Антипатр услышал этот крик и ободрился; полный радостных надежд, он начал упрашивать стражу расковать его и дать ему ускакать, обещав ей за это деньги. Однако начальник караула приказал надсмотрщикам зорко следить за ним, а сам поспешил донести Ироду о покушении на побег. Почти со сверхъестественной в его положении силой голоса тиран отдал приказание телохранителям немедленно убить царевича и похоронить в Гирканионе. Сына он пережил на пять дней и скончался в Иерихоне в страшных муках, разрываемый бесчисленными демонами болезней. Нынешние врачи ставят такой диагноз: диабет, цирроз печени и заболевание почек.

14_Убийстов Антипатра_заговор против отца царя Ирода

Заговор Антипатра против отца - царя Ирода

В разгар этой агонии, еще до лунного затмения (благодаря ему нам известно, что Ирод умер в марте 4 г. до н. э.), незадачливых восточных мудрецов и угораздило попасть в гости к кровожадному деспоту. Хитрый узурпатор скрыл от волхвов свои подлинные замыслы, попытался сделать их своими невольными шпионами, в чем не преуспел.

Маги «...иным путем отошли в страну свою.

...Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мт. 2:12, 16).

15_Ирод и волхвы

Ирод и волхвы

16_Иерихон реконструкция дворца Ирода

Реконструкция дворца Ирода в Иерихоне 

Перед смертью он назначил своим наследником сына Архелая.

Похороны почившего прошли роскошно. Его тело уложили на носилки из чистого золота и накрыли порфирой, умастили невиданным доселе количеством благовоний. После этого огромная процессия, в том числе почетный караул из галльских, германских и фракийских наемников, двинулась в сторону крепости Иродион, что в 12 километрах от Иерусалима. Находилась она на насыпной горе, а в центре крепости возвышался роскошный дворец из белого камня - летняя резиденция. Именно в этом мавзолее внутри дворца и предали земле останки грозного властителя. Траур по почившему продолжался 7 дней. Могила Ирода предположительно была найдена археологами в 2007 году. Тела, правда, не нашли: в 70 году восставшие против Рима иудеи сожгли дворец, разрушили саркофаг, а останки тирана разбросали.

17_Иродион

Иродион

18_2_Саркофаг Ирода

Саркофаг Ирода

Его наследник Ирод Архелай не получил царского титула из рук Октавиана Августа. Римский император назначил его лишь этнархом, да к тому же не всего царства, а только нескольких областей. Но Архелай не справился и с ними, и в 6 году был отстранён от власти и отправлен в ссылку. После этого Иудеей стали править римские прокураторы.

Учитывая похоронное, в прямом и переносном смысле, содержание этого выпуска, послушаем кадиш – древнейшую погребальную иудейскую молитву на иврите, а некоторые куплеты на английском. Поет Офра Хаза.

«Да возвысится и освятится его великое имя! (Ответ общины: Амен!) В сотворенном им мире пусть установится его царская власть, пусть взрастит он для людей спасение. Пусть приблизит он приход мошиаха своего (Ответ общины: Амен!) При жизни скажем: Амен! (Ответ общины: Амен!) (Далее выполняется общественное чтение.) Да будет его имя великое вечно благословенно! Да будет имя нашего Творца благословляемо и восхваляемо, прославляемо нами и возвеличиваемо, и почитаемо. Воспеваем все имя Великого Создателя. Амен! (Далее читает один человек) Превыше всех благословений и песнопений, восхвалений и утешений, произносимых в мире, все скажем Амен! (Ответ общины: Амен!) Просим о том, чтоб нам были дарованы с небес крепкий мир и жизнь счастливая, скажем: Амен! (Ответ общины: Амен!) Устанавливающий мир на небесах он нам пошлет мир, нам и всему Израилю. все скажем: Амен! (Ответ общины: Амен!)»

 

Следующий выпуск будет посвящен бегству Святого Семейства в Египет.

18+ 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 6.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения