25 апреля 2024, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Традиционным местом пребывания магов считался показанный над заголовком великий мегаполис, который в древности в течение тысячелетий по своему значению превосходил все города Европы и западной части Азии (до Индии и Китая), да и сейчас пользуется огромной известностью у большей части человечества. Имеется ввиду, конечно, Вавило́н (на аккадском языке Бабили или Бабилим — «врата бога»), древний город в Южной Месопотамии, столица Вавилонского царства.

Это важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, известный символ христианской эсхатологии и современной культуры. Руины Вавилона — группа холмов у города Эль-Хилла (Ирак), в 90 километрах к югу от Багдада; объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

2_Руины Вавилона 

Руины Вавилона 

Основан он в 1894 году до н.э., хотя первые упоминания о поселениях на этом месте относятся к III тысячелетию до н.э. Первоначально располагался в исторической области Аккад на канале Арахту — ответвлении Евфрата. К 1-му тысячелетию до н. э. в Арахту переместилось основное течение Евфрата, оба названия реки, на которой стоял Вавилон, — Евфрат и Арахту — стали синонимичны. Река делила его на две части — Западный и Восточный город.

17_Евфтрат река_1 

Река Евфрат 

Первое его название на шумерском Кандигирра – «врата бога», потом его стали величать Тинтир, Эриду, Шуанна и другими культовыми именами.

В Ветхом Завете указана иная этимология слова «Вавилон» — «смешение» (от близкого по звучанию древнееврейского глагола «билбет» - «смешивать») в связи с повествованием о смешении языков при возведении Вавилонской башни.

Этот мегаполис занимает важное место в Библии, где связан с историями о Вавилонской башне, вавилонском плене иудеев, Колоссе на глиняных ногах и другими. В Новом Завете  в книге «Апокалипсис» («Откровение» Иоанна Богослова) он предстаёт как крупнейший земной город накануне конца света, столица Антихриста и обитель пороков (Вавилон Великий).

4_Вавилонская башня_Художник Питер Брейгель 

Вавилонская башня

5_Антихрист_Глазунов Христос и антихрист

Христос и Антихрист. Художник Глазунов. 

Во 2-м -1-м тысячелетиях до н. э. — столица Вавилонского царства, одной из великих держав древности. Достиг расцвета в правление Хаммурапи (XVIII век до н. э.); в литературной традиции наивысший подъём экономической и культурной жизни связывается с правлением Навуходоносора II (VI век до н. э.).

6_Вавилонское царство 

Карта Вавилонского царства при Хаммурапи

7_Живой портрет Хаммурапи

«Живой портрет» Хаммурапи

8_Навуходоносор

Навуходоносор

9_Врата Иштар_Пергамский музей

Врата Иштар в Вавилоне, Пергамский музей. 

Начиная с III века до н. э. город постепенно пришёл в упадок, во многом из-за своего соседства с более молодыми полисами, такими как Ктесифон, ставший столицей Парфии, Селевкией и Багдадом. Был разрушен около 1000 года после прихода в запустение из-за войн и конкуренции с новыми городами. Нынешнее название городища Эль-Хилла.

10_Парфянсое царство в 1 веке до нэ 

Парфянское царство в I веке до н.э. 

И после времен иудейского пленения Вавилон сохранил регулярные связи с народом избранным: после разрушения Иерусалима римлянами в 135 году многие евреи переселились туда во главе с синедрионом; там были написаны основы Талмуда.

11_Талмуд 

Талмуд 

Тем не менее вопрос о приходе волхвов именно из Баб-Илу остается открытым. К концу I века до н.э. некогда величайший мегаполис съежился до размеров маленького городка, где вряд ли остались знаменитые маги. Не исключено, что эти звездочеты, астрологи, толкователи снов осели при царском дворце, который тогда находился в столице Парфии – Ктесифоне.

Это – греческое название, на пехлеви и персидском оно звучит как Тисфан, на арамейском – Тизбон. Были у него и другие названия: Мадаин, Махозе. Основан в 120-х годах до н.э., разрушен в VIII веке. Это один из крупнейших городов поздней античности, располагался примерно в 32 км от современного Багдада ниже по течению Тигра и занимал площадь 30 кв. км. Во II—VII вв. служил столицей Парфянского царства, а затем — персидского царства Сасанидов. Так что, не исключено, маги пришли именно оттуда.

14_Ктесифн реконструкция 

Древний Ктесифон, реконструкция.

13_Река Тигр

Река Тигр 

Тот факт, что волхвы, по крайней мере, хоть какая-то их часть были парфянами, позволяет отгадать следующие загадки: как они объяснялись с Иродом и Святым Семейством, на каком языке? И почему они обратились к иноверцам?

Дело в том, что парфяне были очень терпимы к чужим религиям, их пантеоны включали языческих, вавилонских, греческих божеств. Они признавали буддизм. В середине I века в Адиабене (нынешний город Эрболь на севере Ирана) ее правитель Изат принял иудаизм. В Парфии жило много иудеев.

12_Древний Ктесифон_Руины Белого Дворца в Ктесифоне 

Руины Ктесифона 

Многие парфянские надписи, в том числе на монетах с изображением царей, делались на древнегреческом языке, бывшем основным в городах и применявшемся в торговле. Койне считался вторым официальным языком и в Иудее.

Парфяне использовали арамейском алфавит для письма, но читали слова согласно их собственному произношению: в их языке больше половины арамейских терминов: возможно, потому что в парфянской среде осела часть «колен Израилевых», попавших в вавилонское пленение. Столица Парфии Ктесифон располагался в Вавилонии, где арамейский использовался с древности. Так что маги могли разговаривать с иудеями на переломе двух эр и на арамейском, и на койне.

15_Карта Персидской Азии и Парфии 

Карта Персидской Азии и Парфии I века 

Однако предание гласит, что помимо Персии (ее тогда не очень-то отличали от Парфии) маги явились также из Аравии и Савы, располагавшейся на юго-востоке того же полуострова. Как же они добрались до Иудеи? 

16_Карта Аравии 1 века

Карта Аравии I века 

Из Парфии можно было пройти в Иерусалим двумя способами. Первый – воспользоваться исхоженным караванами путем, который сначала вел из Вавилона или Ктесифона на север вдоль реки Евфрат до города Харран, а затем спускался на юг до Иерусалима.

18_Харран_реконструкция

Город Харран, реконструкция.

20_Дорога в Палестине

Схема путей из междуречья в Палестину 

Второй путь был много короче, но вел через пустыню.

С Аравийского полуострова тоже вела дорога, по которой шли караваны с пряностями, в том числе из Савайского (или Савского) царства, известного еще со времен Соломона и его гостьи - царицы. Он проходил с юга через Идумею мимо Мертвого моря.

19_Схема путей междуречья в Палестину 

Схема дорог в Палестине

21_Аравийская пустыня

Аравийская пустыня. Наши дни.

22_Савское царство в древности

Карта Савского царства в древности

23_Соломон и царица Савская

Соломон и царица Савская 

Следующий вопрос: когда именно волхвы увиделись со Святым Семейством? Издавна на сей счет выдвигалось немало версий.

Одни раннехристианские авторы утверждают, что поклонение магов произошло сразу вслед за Рождеством, то есть 25 или 26 декабря 5 года до н.э. Юстин Философ утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле».

24_Юстин Философ 

Юстин Философ 

Иоанн Златоуст считает, что звезда и вовсе явилась волхвам задолго до рождения Христа: «Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Напротив, задолго до рождения, увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившегося». 

25_Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст 

«Протоевангелие Иакова» прямо увязывает поклонение волхвов с пребыванием Девы Марии с Младенцем в пещере, то есть говорит о поклонении магов Новорожденному. «И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановились перед входом в пещеру. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21).

26_Протоевангелие 

«Протоевангелие» 

Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн.1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. То же мнение выражено в «Евангелии Псевдо-Матфея».

27_Евсевий Памфил 

Евангелист Памфил

28_Евангелие псевдоматфея

«Евангелие Псевдо-Матфея» 

По древнему преданию Восточной церкви, которое сейчас считается общепринятым, поклонение волхвов произошло после Сретения (встречи) Иисуса Христа с Симеоном Богоприимцем в иерусалимском Храме. Также согласно Евангельскому синопсису, оно случилось после Сретения перед бегством Святого семейства в Египет.

29_Три философа Картина Джорджоне 

«Три философа» — мудрецы у входа в грот. Картина Джорджоне. 

Продолжим наш опросник: зачем парфянские и аравийские маги явились к Младенцу-иудею?

Некоторые церковные авторы полагают: потому что они первые, кто поверил в Христа и поклонился Ему. Но это не так. Первыми преклонили колени перед Помазанником Приснодева, Иосиф Обручник, Иаков, брат Господень (по преданию, сопровождавший Святое Семейство из Назарета в Вифлеем), затем повивальные бабки Гелома и Саломея и, наконец, пастухи. Заметим: все – евреи. Маги стали первыми неиудеями, кто поверил в Спасителя, и в этом их величайшая роль. Впервые такую трактовку дал Иоанн Златоуст:

«Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев».

Исходили они, конечно, не из иудейского мировоззрения. Волхвы считали себя прямыми наследниками и хранителями древней зороастрийской веры, почитали Заратустру и ждали прихода его потомка Саошианта – Спасителя.

30_Заратустра 

Заратустра 

Пророк Заратуштра предрек, что после долгой борьбы между Ахурамаздой и Ангра-Манью, которая ведется в наружном мире, в конце эры родится Саошиант — Спаситель, посмертный сын Заратуштры, коий спасет землю. Бог Тьмы будет уничтожен раз и навсегда, зло исчезнет, и на земле воцарится порядок. Увидев Звезду два года назад, маги сразу поняли, что означает ее появление!

31_Борьба Ахура и тд 

Борьба Ахурамазды и Ангра-Манью

32_Саошиант

Саошиант

33_Вавилонская звезда

Вифлеемская звезда 

Тут следует развеять кое-какие сомнения. С волхвами-парфянами проблем нет: они исповедовали зороастризм. Но вот жители Аравии до появления ислама были отъявленными язычниками: поклонялись идолам в Каабе. Насчет религии жителей Савы вообще ничего не известно.

Впрочем, можно допустить, что в этих племенах тоже жили маги.

34_Древние арабы 

Древние арабы 

А вот эфиопское происхождение одного из магов было изобретено в гораздо более поздние времена, и эту гипотезу я не рассматриваю.

35_Храм Кааба в Мекке 

Храм Кааба в Мекке 

И последнее соображение: многие эпизоды этой истории соответствовали ветхозаветным пророчествам, что имело большое значение. Какое именно – узнаем в 4-й части данного выпуска. А в заключение познакомимся с псалмом 50 на арамейском языке, на котором парфянские маги общались с иудеями. Исполнение – настоятеля монастыря Тринадцати Ассирийских Отцов в грузинском селе Канда схиархимандрита Серафима Бит-Хариби.

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы». 

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения