Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.
Продолжаем экскурсию по Иерусалиму вместе со Святым Семейством. Конечно, и город, и Храм были еще в процессе стройки, так что не все здания и сооружения были представлены в готовом виде. Как примерно выглядел тогда Иерусалим, показано над заголовком.
Между холмами Сион и Акра раскинулся Квартал Сыроваров. За южным отрогом горы Мориа проходила караванная дорога, пересекавшая Иерусалим. Перекинутый через Теранеонскую долину виадук на арках соединял Храм с Сионом. На вершине Сиона с юго-западной стороны Нижнего города возвышались, господствуя над плоскими кровлями домов, беломраморные дворцы Ирода.
Квартал Сыроваров (ныне Армянский) на карте Иерусалима
Остатки римской дороги в Иерусалиме
Гора Сион, современный вид.
Реконструкция дворца Ирода
Роскошные, горделивые здания с золотыми крышами, тонкими башнями, коринфскими портиками, колоннадами и великолепными архитравами утопали в изумрудной зелени цветущих садов. Рядом с ними стояли дворцы князей Хасмонейских и древний дворец Соломона у северных Иродовых ворот. За этими строениями простиралась аристократическая часть столицы – Верхний город с палатами первосвященника и домами знатных родов.
Макет Верхнего города
Дворец Соломона, реконструкция.
Ворота Ирода
Напротив дворца Хасмонеев в северо-восточном углу этого квартала уютно разлеглась обстроенная изящными галереями, вымощенная мозаикой площадь Ксист, через нее люди проходили ко вторым Иродовым воротам, ведущим к виадуку. За этим плацем имелись еще третьи Иродовы ворота – восточные. Через них можно было достичь бассейна Силоам, у которого оканчивался Квартал Сыроваров. Через долину Теранеонскую дорога вела к Водяным воротам Храма. За Верхним городом находились остальные кварталы Сиона, где были рынки: железный, платяной, шерстяной и мясной. Главная улица – римская Кардо пересекала Сион в южном направлении, начиная от северных ворот до южных, вблизи которых ныне стоит гробница царя Давида – сейчас дом Тайной Вечери.
Реконструкция: Площадь Ксист
Кардо – главная римская улица
Силоам
Дом Тайной Вечери
Тот, кто находился на территории столицы, ни при каких обстоятельствах не имел права поворачиваться спиною к Храму. Поэтому иудеи в Иерусалиме все время следили за своими перемещениями, чтобы постоянно хотя бы краем глаза обозревать святилище. Если же приходилось идти по направлению от Храма, то они регулярно оглядывались либо просто глядели назад во время ходьбы.
Реконструкция: Лестница в Храм
Нынешний вид этой летницы
Иерусалим обвивала живописная цепь зеленых холмов и крутых отвесных скал, образуя то светлые долины, то мрачные ущелья и зияющие черные пропасти. На скатах холмов и у подножия скал ютились под тенью сикомор, стройных пальм, изящных акаций, оливковых деревьев, смоковниц (строевого леса там не было) деревни и местечки с белеющими среди виноградников домиками. Эти живописные, многолюдные селения окружали серые стены города наподобие венка из цветов. Дорога, усаженная старыми масличными деревьями, извиваясь вдоль берега Кедронского потока (наполненного водою этой зимой), вела к зеркальным прудам Соломона.
Окрестности Иерусалима. Современный вид.
Реконструкция: Пруды Соломона
Эту красоту портили кольцом окружившие Святой Град погребения покойных предков – хоронить внутри поселений в Иудее (как и в Греции, и в Риме) запрещалось.
На противоположном Храму склоне Кедронского оврага расположено огромное еврейское кладбище. Среди древних полуразрушенных могил выделяются современные захоронения. Кладбище это действующее, и сегодня на нем хоронят либо за большие заслуги перед государством и народом Израиля, либо за очень большие деньги.
Согласно древнему преданию, в один из дней, с первыми лучами солнца с вершины Масличной горы спустится Мешиах. Вот тогда-то и произойдут воскрешение из мертвых и Страшный суд над душами умерших. И первыми восстанут те, кто похоронен на склонах Масличной горы, вблизи могил благочестивого царя Иосафата, правившего Иудеей в 9 веке до н.э., и пророка Захарии, жившего в период Первого Храма. Поэтому и овраг под склонами горы называют «долиной Иосафата», имя которого переводится с иврита как «Господь-судья», о чем я упоминал в предыдущей части.
Кладбище в долине Иосафата
Статуи царей Иосафата и Езекии в Эль-Эскориале, Испания.
Воскрешение мертвых. Виктор Моттез.
Страшный суд, Иероним Босх, триптих.
Территория эта за стенами города служила местом для погребения еще со времен правления царей из дома Давидова. Археологи обнаружили в этих местах очень древнее захоронение, которое мусульмане считают могилой «дочери фараона» – первой жены царя Соломона. Ученые, впрочем, датируют его 8 веком до н.э. – на сто лет позже Соломона Так или иначе, но это одно из самых древних захоронений, найденных в «долине Иосафата».
Могила «дочери фараона» (нижняя часть снимка)
Под фундаментами домов арабского поселения Силуам, расположенного на западном склоне Кедронского оврага, находятся многочисленные древние пещерные захоронения. Местные жители используют эти пещеры как погреба. Вокруг древних надгробий – кучи мусора, что вызывает гнев и боль в душах евреев, видящих в этом прямое надругательство над памятью их предков. В I веке до н.э. пещерные захоронения уже имелись, но их было меньше, чем сейчас.
Одно из пещерных захоронений в Иерусалиме
К северу от Силоама на западном склоне Кедрона видны несколько древних некрополей, в том числе периода Второго Храма, то есть эпохи Христа. Самая крайняя с юга – по преданию, могила пророка Захарии, жившего во времена царя Иехоаша. Правда, этот владыка правил в конце 9 века до н.э., а мавзолей построен в явно греческом стиле. Но захоронение, не исключено, подлинное. Начиная с 15 века, богатые евреи, жившие в Европе, просили в своих завещаниях быть упокоенными рядом с могилой Захарии.
Могила Захарии
Пророк Захария
Следующее захоронение, датированное 2 веком до н.э., принадлежит семье Хезира – потомственным храмовым священникам, впервые упоминаемым в «Книге Неемии» (10:21) и «Книге Хроник» (24:15). Идентифицировать захоронение археологам удалось в 1854 году по сохранившейся надписи на иврите, где упоминаются имена шести братьев Хезир, похороненных в этом семейном склепе. Его члены Святого Семейства вполне могли увидеть.
Склеп семьи Хезира
В нескольких десятков метров севернее высится склеп с конусообразной крышей, высеченный из цельной каменной глыбы. Это «могила Авессалома», мятежного сына царя Давида, погибшего от рук полководца Иоава, предводителя отряда воинов, которых его отец послал подавить мятеж. Авессалом жил и умер в 10 веке до н.э., а мавзолей, по свидетельству историков, построен на тысячу лет позже.
Религиозные евреи, проходя мимо этого мавзолея, не преминут бросить в него камень в знак презрения к сыну, поднявшему руку на отца.
Могила Авессалома
Гибель Авессалома. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.
Отдельно стоит упомянуть гробницу пророчицы Хульды (другое ее имя – Олдама). Она очень почиталась иудеями и почитается сейчас евреями.
Гробница Хульды на Елеонской горе
Сохранившиеся памятники-мавзолеи эпохи Христа – это семейные захоронения очень богатых и знатных граждан Иерусалима. Менее состоятельные горожане хоронили своих родственников в погребальных пещерах, которые вырубались в мягких породах в окрестностях города. Типичными во времена Ирода Великого были погребальные пещеры, состоящие из нескольких отсеков.
В центральной части пещеры находилась каменная плита, на которую укладывали тело умершего, обернув его погребальными лентами, обильно пропитанными бальзамом и благовониями для устранения неприятного запаха. Читались поминальные молитвы, после чего покойника укладывали на полку в одном из небольших отсеков погребальной пещеры. Там тело лежало примерно в течение года и в жарком сухом климате успевало мумифицироваться. Через год родственники заходили в гробницу, доставали тело умершего и укладывали кости в каменный ящик-оссуарий. Ящик замуровывали в небольшом отверстии, прорубленном внутри пещеры, а полка, на которой лежал покойник, освобождалась для нового тела. Этот способ просуществовал в Иудее вплоть до разрушения римлянами Храма и Иерусалима. В наши дни археологами найдено большое количество каменных гробов-оссуариев, украшенных богатой резьбой или же простых, гладких. Часто на них можно видеть высеченные имена покойников или же предостережение не вскрывать гроб, чтобы не беспокоить души умерших.
Фасад Пещеры гробов, национальный парк Бейт-Шеарим.
Тело покойника
Оссуарий
Так были похоронены родители Мариам и Иосифа – так предстояло упокоиться им самим. Но печальные мысли не омрачали их умы. Им предстояло радостное событие – посещение Храма. В следующем выпуске мы последуем за ними.
В завершение же моего рассказа, читатели, послушайте еще одну старинную (к сожалению, не древнюю, античных песен о Святом граде я не нашел) песню об Иерусалиме.
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.