Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 8.
Истинные отношения Матери и Сына — величайшая на свете любовь — на мой взгляд, лучше всего отражены гениальной скульптурой Микеланджело «Пьета» (показана над заголовком). Пока же вернемся к разговору двенадцатилетнего Иисуса и Богоматери, приведенному в предыдущей части.
Для нас поведение Отрока Иисуса в Храме — свидетельство либо мальчишеского недомыслия, либо хамства. Современники Иешуа с этим никогда не согласились бы. Потому что именно так, как поступил Христос, должен был поступать еврей, миновавший определенный возрастной предел и решивший посвятить свою жизнь служению Адонаи!
Иисус и Мария в Храме
Христианские монахи, приняв постриг, отрекаются от своей семьи. В иудаизме во времена Христа идея отдаления, отчуждения от отца, матери, родственников, мирской жизни вообще была не просто обычной, а, по нашим меркам, гипертрофированной. «Тот, кто идет по дороге, погруженный в учение, и прерывает его, чтобы сказать: „Какое красивое дерево!“, заслуживает смерти». Вот каких правил придерживались послушники религиозных сект. Даже сейчас ученики израильских религиозных школ — иешив у хасидов — «чистых» — живут анахоретами. Им нельзя видеться с девушками, покидать школу, слушать радио, смотреть телевизор и кино, читать газеты, журналы, мирские книги, вообще интересоваться тем, что происходит за стенами иешивы. Этот аскетизм — слабое отражение того, что практиковали их предки две тысячи лет назад.
Отстраненность от всего мирского и полная концентрация ученика раввинской школы, тем более адепта секты, на своем учении символизировались кувшином, в который складывались все письма от семьи и друзей — непрочитанные! Там они лежали годами, покуда юноша не завершал учебу — и лишь тогда ему дозволялось взять в руки эти послания. Что уж тут говорить о свиданиях с родными — их разрешали реже, чем в современных тюрьмах...
Современные иешива в Иерусалиме
Должен был Сын Божий, по возрасту став «сыном Закона», пообщаться в Храме с учителями Торы, тем самым показав, что посвящает жизнь Свою служению Яхве. Не мог Иешуа в Доме Отца Своего Небесного в присутствии раввинов по-иному вести Себя со Своей земной семьей. А родители в тот переполненный страхом и эмоциями день этого не учли, не сразу поняли, поэтому реагировали неправильно. А вот учителя Израиля, если верить «Евангелию детства», Его поведение одобрили:
«А книжники и фарисеи сказали: Ты — Мать этому Ребенку? И Она сказала: да. И они сказали Ей: благословенна Ты между женами, ибо Господь благословил Плод чрева Твоего. Такой славы, такой доблести и такой мудрости мы никогда не видели и никогда не слышали о ней».
Христос и фарисеи. Гравюра (вторая половина XIX века), Франция
В принципе, вундеркинды существовали всегда. Иосиф Флавий писал о себе, что уже четырнадцатилетним юношей возбуждал в людях изумление своими знаниями и умом. Схожая история случилась с Буддой Гаутамой. Моисей был разумен не по годам, если верить тому же Иосифу Флавию и Филону Александрийскому. Самуил в 12 лет уже начал пророчествовать. Грибоедов в 14 лет окончил университет. Что же тут говорить про Богочеловека...
Пророк Самуил
Любил ли Иисус Мать и братьев? Конечно, ведь Спаситель любил всех добрых людей в олам — вселенной и жалел даже злых. Уж тем более Он питал нежные чувства к родичам Своим. Но по Закону и обычаям иудеев той эпохи даже Мессия был обязан подчеркивать Свою близость не к тем, кто родственен Ему по крови, а к тем, кто разделяет Его веру и учит ей.
Второй двусмысленный эпизод — диалог Матери и Иисуса в Кане Галилейской.
Кана Галилейская, современный вид
На свадьбе закончилась выпивка.
«... Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин.2:1-4).
Это слишком буквальный, а потому не вполне понятный перевод с койне, более точно: «Что Мне до Тебя, Женщина?». Вот всеми, даже церковными апологетами, принятый смысл. Очень трудно смягчить остроту такого обращения. Заметим еще и форму его: «Жено!» — «Женщина!». Никогда, даже вися на Кресте, обеспечивая будущее Своей Матери: отдавая ее заботе любимого ученика Иоанна, Иисус не назовет Ее «мамой» — тем ласковым словом, которое Ей наверняка так хотелось бы услышать!
«Жено! се, сын Твой!
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин.19:26-27).
Антонелло да Мессина. Распятие.
Мать просила Сына о чуде, искушая Его, как это делал сатана в пустыне. Отсюда Его суровая с виду отповедь, которую глава секты, раввинской школы, религиозного культа, а уж тем более Мешиах просто обязан дать постороннему человеку (пусть даже кровному родственнику), лезущему не в свое дело. Но каков результат этого диалога? «Что Тебе до Меня, Женщина?» — говорит Мессия Марии невыносимо жестокие слова — и тотчас же, выполняя Ее просьбу-намек, творит первое из чудес Своих — претворение воды в вино. (Ин. 2).
Чудо в Кане
Водонос в церкви в Кане
Вернемся к уходу Отрока Иешуа от родителей и Его двухдневному пребыванию в Храме. Что должна была чувствовать Мать, ища Сына по всем улицам чужого города, вглядываясь в лица прохожих, каждую минуту надеясь и отчаиваясь увидеть Его? Сердце Свое измучила Мама, глаза выплакала за два этих вечных дня, думая, что никогда уже не встретит Сына. И ответ Его любому покажется невыносимо жестоким; а уж сердце Родительницы, наверное, обжег он похуже кипятка. Недаром «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2:51). А ведь это лишь первая и далеко не самая худшая отповедь Сына Матери...
Между уходом во Храм и Распятием были другие схожие случаи. «И услышавши, ближние Его приказали взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя» (Мк.3:21). В подлиннике у Марка использованы более сильные слова, которые лучше отражены в латинской Вульгате: вместо «взять» — «силою наложить на Него руки», вместо «вышел из Себя» — «сошел с ума». И такое святотатство хотели сотворить с Мессией Его Мать и братья!
Вульгата — Библия на латыни
«А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силой бесовского князя» (Мк.3:22). Клевету подхватят старейшины иерусалимские, в будущем — убийцы Господа: «Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?» (Ин.10:20). И уже прямо в лицо Иисусу, когда спросит: «За что ищете убить Меня?» — многие иудеи скажут: «Не бес ли в Тебе?» (Ин.7:19-20).
Так же точно и древних пророков Израиля, включая самого Илию, обзывали евреи, смеясь и ругаясь: «безумные», «одержимые». Духом человек одержим, это видят все, но каким, — никто хорошенько не знает. «Божиим», — думают одни; другие — «бесовским». Так же этого не ведали современники и о Сыне Человеческом. Лучше всего могли бы знать домашние: тридцать лет прожили с Ним — как же не знать? Но, если именно тогда, когда толпы людей, видя чудеса Его и знамения, величают Иисуса великим пророком или Мешиахом; когда и бесы кличут Его: «Иисус, Ты, Сын Бога Всевышнего!» (Лк. 8:26-39) — если и в эти дни ближние все-таки решают взять Его силою, чтобы отвезти домой в Назарет, то, значит, уверены, что книжники правы: «В Нем — бес».
Пророк Илия
Может, потому он относился к Своей семье достаточно сдержанно.
«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа» (Лк.8:19).
«...И, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои, и сестры Твои вне дома, спрашивают Тебя.
И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И, обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
Ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мк.3:31-35).
Слышала Мариам из толпы это трижды повторенное «матерь Моя». И трижды меч пронзил Ей душу.
Иисус, Богоматерь и Его братья
На второй год служения, осенью, когда «...Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его,
...братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь;
Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным; если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
Ибо и братья Его не веровали в Него.
На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время;
Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин.7:3-7).
Ловит ли Его с помощью братьев сатана хитростью в ловушку, или, по неведению, сами любящие родичи толкают Любимого в яму — Иудею, где убийцы Его уже стерегут?
И еще об одном случае, когда близкие Иисуса выступали в качестве рупоров, через которые сатана соблазнял Богочеловека, рассказывает апокрифическое «Евангелие евреев». В нем тоньше и глубже, чем в канонических благовестах, ставится вопрос об искушении Крещением.
«...Матерь и братья говорили Ему: Иоанн Креститель крестит во оставление грехов; пойдем к нему и крестимся.
Но Господь сказал им: в чем же Я согрешил, чтобы Мне идти креститься?»
Подлинны ли эти слова, мы не знаем; если да, то они лишний раз доказывают, что родичи сомневались в Иисусе. Чего же не понимали Мать и земные братья насчет сошедшего в олам (мир по-иудейски и по-арамейски) Бога? То ли самое, чего мы не понимаем теперь, ибо, презрев завет Христа «Не судите и да не судимы будете», судим Иисуса и Его родных по нашим понятиям, столь же близким к истине, как «понятия» уголовников к Закону Божию?
Рукопись «Евангелия евреев»
Ответы на сей вопрос в следующей части этого выпуска. В заключение послушаем псалом 104 на языке оригинала.
Продолжение следует
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6