26 апреля 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 8.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 8.

Истинные отношения Матери и Сына — величайшая на свете любовь — на мой взгляд, лучше всего отражены гениальной скульптурой Микеланджело «Пьета» (показана над заголовком). Пока же вернемся к разговору двенадцатилетнего Иисуса и Богоматери, приведенному в предыдущей части.

Для нас поведение Отрока Иисуса в Храме — свидетельство либо мальчишеского недомыслия, либо хамства. Современники Иешуа с этим никогда не согласились бы. Потому что именно так, как поступил Христос, должен был поступать еврей, миновавший определенный возрастной предел и решивший посвятить свою жизнь служению Адонаи!

2_Иисуи и Мария в Храме

Иисус и Мария в Храме

Христианские монахи, приняв постриг, отрекаются от своей семьи. В иудаизме во времена Христа идея отдаления, отчуждения от отца, матери, родственников, мирской жизни вообще была не просто обычной, а, по нашим меркам, гипертрофированной. «Тот, кто идет по дороге, погруженный в учение, и прерывает его, чтобы сказать: „Какое красивое дерево!“, заслуживает смерти». Вот каких правил придерживались послушники религиозных сект. Даже сейчас ученики израильских религиозных школ — иешив у хасидов — «чистых» — живут анахоретами. Им нельзя видеться с девушками, покидать школу, слушать радио, смотреть телевизор и кино, читать газеты, журналы, мирские книги, вообще интересоваться тем, что происходит за стенами иешивы. Этот аскетизм — слабое отражение того, что практиковали их предки две тысячи лет назад.

Отстраненность от всего мирского и полная концентрация ученика раввинской школы, тем более адепта секты, на своем учении символизировались кувшином, в который складывались все письма от семьи и друзей — непрочитанные! Там они лежали годами, покуда юноша не завершал учебу — и лишь тогда ему дозволялось взять в руки эти послания. Что уж тут говорить о свиданиях с родными — их разрешали реже, чем в современных тюрьмах...

3_Соврменные иешива в Иерусалиме

Современные иешива в Иерусалиме

Должен был Сын Божий, по возрасту став «сыном Закона», пообщаться в Храме с учителями Торы, тем самым показав, что посвящает жизнь Свою служению Яхве. Не мог Иешуа в Доме Отца Своего Небесного в присутствии раввинов по-иному вести Себя со Своей земной семьей. А родители в тот переполненный страхом и эмоциями день этого не учли, не сразу поняли, поэтому реагировали неправильно. А вот учителя Израиля, если верить «Евангелию детства», Его поведение одобрили:

«А книжники и фарисеи сказали: Ты — Мать этому Ребенку? И Она сказала: да. И они сказали Ей: благословенна Ты между женами, ибо Господь благословил Плод чрева Твоего. Такой славы, такой доблести и такой мудрости мы никогда не видели и никогда не слышали о ней».

4_Фарисеи_Христос и фарисеи. Гравюра (вторая половина XIX века), Франция

Христос и фарисеи. Гравюра (вторая половина XIX века), Франция

В принципе, вундеркинды существовали всегда. Иосиф Флавий писал о себе, что уже четырнадцатилетним юношей возбуждал в людях изумление своими знаниями и умом. Схожая история случилась с Буддой Гаутамой. Моисей был разумен не по годам, если верить тому же Иосифу Флавию и Филону Александрийскому. Самуил в 12 лет уже начал пророчествовать. Грибоедов в 14 лет окончил университет. Что же тут говорить про Богочеловека...

5_Пророк Самуил

Пророк Самуил

Любил ли Иисус Мать и братьев? Конечно, ведь Спаситель любил всех добрых людей в олам — вселенной и жалел даже злых. Уж тем более Он питал нежные чувства к родичам Своим. Но по Закону и обычаям иудеев той эпохи даже Мессия был обязан подчеркивать Свою близость не к тем, кто родственен Ему по крови, а к тем, кто разделяет Его веру и учит ей.

Второй двусмысленный эпизод — диалог Матери и Иисуса в Кане Галилейской.

6_Кана Галилейская современный вид

Кана Галилейская, современный вид

На свадьбе закончилась выпивка.

«... Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин.2:1-4).

Это слишком буквальный, а потому не вполне понятный перевод с койне, более точно: «Что Мне до Тебя, Женщина?». Вот всеми, даже церковными апологетами, принятый смысл. Очень трудно смягчить остроту такого обращения. Заметим еще и форму его: «Жено!» — «Женщина!». Никогда, даже вися на Кресте, обеспечивая будущее Своей Матери: отдавая ее заботе любимого ученика Иоанна, Иисус не назовет Ее «мамой» — тем ласковым словом, которое Ей наверняка так хотелось бы услышать!

«Жено! се, сын Твой!

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин.19:26-27).

7_Распятие_Антонелло да Мессина Распятие

Антонелло да Мессина. Распятие.

Мать просила Сына о чуде, искушая Его, как это делал сатана в пустыне. Отсюда Его суровая с виду отповедь, которую глава секты, раввинской школы, религиозного культа, а уж тем более Мешиах просто обязан дать постороннему человеку (пусть даже кровному родственнику), лезущему не в свое дело. Но каков результат этого диалога? «Что Тебе до Меня, Женщина?» — говорит Мессия Марии невыносимо жестокие слова — и тотчас же, выполняя Ее просьбу-намек, творит первое из чудес Своих — претворение воды в вино. (Ин. 2).

8_Чудо в Кане

Чудо в Кане

9_Водонос в церкви в Кане

Водонос в церкви в Кане

Вернемся к уходу Отрока Иешуа от родителей и Его двухдневному пребыванию в Храме. Что должна была чувствовать Мать, ища Сына по всем улицам чужого города, вглядываясь в лица прохожих, каждую минуту надеясь и отчаиваясь увидеть Его? Сердце Свое измучила Мама, глаза выплакала за два этих вечных дня, думая, что никогда уже не встретит Сына. И ответ Его любому покажется невыносимо жестоким; а уж сердце Родительницы, наверное, обжег он похуже кипятка. Недаром «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2:51). А ведь это лишь первая и далеко не самая худшая отповедь Сына Матери...

Между уходом во Храм и Распятием были другие схожие случаи. «И услышавши, ближние Его приказали взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя» (Мк.3:21). В подлиннике у Марка использованы более сильные слова, которые лучше отражены в латинской Вульгате: вместо «взять» — «силою наложить на Него руки», вместо «вышел из Себя» — «сошел с ума». И такое святотатство хотели сотворить с Мессией Его Мать и братья!

10_Вульгата Библия на латыни

Вульгата — Библия на латыни

«А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силой бесовского князя» (Мк.3:22). Клевету подхватят старейшины иерусалимские, в будущем — убийцы Господа: «Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?» (Ин.10:20). И уже прямо в лицо Иисусу, когда спросит: «За что ищете убить Меня?» — многие иудеи скажут: «Не бес ли в Тебе?» (Ин.7:19-20).

Так же точно и древних пророков Израиля, включая самого Илию, обзывали евреи, смеясь и ругаясь: «безумные», «одержимые». Духом человек одержим, это видят все, но каким, — никто хорошенько не знает. «Божиим», — думают одни; другие — «бесовским». Так же этого не ведали современники и о Сыне Человеческом. Лучше всего могли бы знать домашние: тридцать лет прожили с Ним — как же не знать? Но, если именно тогда, когда толпы людей, видя чудеса Его и знамения, величают Иисуса великим пророком или Мешиахом; когда и бесы кличут Его: «Иисус, Ты, Сын Бога Всевышнего!» (Лк. 8:26-39) — если и в эти дни ближние все-таки решают взять Его силою, чтобы отвезти домой в Назарет, то, значит, уверены, что книжники правы: «В Нем — бес».

11_Пророк Илия

Пророк Илия

Может, потому он относился к Своей семье достаточно сдержанно.

«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа» (Лк.8:19).

«...И, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои, и сестры Твои вне дома, спрашивают Тебя.

И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И, обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

Ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мк.3:31-35).

Слышала Мариам из толпы это трижды повторенное «матерь Моя». И трижды меч пронзил Ей душу.

12_Иисус Богоматерь и Его братья

Иисус, Богоматерь и Его братья

На второй год служения, осенью, когда «...Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его,

...братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь;

Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным; если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.

Ибо и братья Его не веровали в Него.

На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время;

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин.7:3-7).

Ловит ли Его с помощью братьев сатана хитростью в ловушку, или, по неведению, сами любящие родичи толкают Любимого в яму — Иудею, где убийцы Его уже стерегут?

И еще об одном случае, когда близкие Иисуса выступали в качестве рупоров, через которые сатана соблазнял Богочеловека, рассказывает апокрифическое «Евангелие евреев». В нем тоньше и глубже, чем в канонических благовестах, ставится вопрос об искушении Крещением.

«...Матерь и братья говорили Ему: Иоанн Креститель крестит во оставление грехов; пойдем к нему и крестимся.

Но Господь сказал им: в чем же Я согрешил, чтобы Мне идти креститься?»

Подлинны ли эти слова, мы не знаем; если да, то они лишний раз доказывают, что родичи сомневались в Иисусе. Чего же не понимали Мать и земные братья насчет сошедшего в олам (мир по-иудейски и по-арамейски) Бога? То ли самое, чего мы не понимаем теперь, ибо, презрев завет Христа «Не судите и да не судимы будете», судим Иисуса и Его родных по нашим понятиям, столь же близким к истине, как «понятия» уголовников к Закону Божию?

13_Рукопись евангелия евреев

Рукопись «Евангелия евреев»

Ответы на сей вопрос в следующей части этого выпуска. В заключение послушаем псалом 104 на языке оригинала.

Продолжение следует

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Цикл Тайная Вечеря"

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения