28 февраля 2024, среда
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 20). Бегство в Египет. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 20). Бегство в Египет. Часть 2.

Итак, вместе со Святым Семейством и его спутниками мы прошли по Виа Марис (Морской путь, как его называли римляне), древнейшему караванному пути, ведущему в том числе из Иудеи в Египет (схема маршрута показана над заголовком). И если можно утверждать почти со стопроцентной уверенностью, что по этой дороге Младенец и Его родные и близкие действительно шли,...

...то о маршруте по Стране пирамид можно судить с куда меньшей уверенностью, исходя из различных, зачастую не связанных между собой сведений.

По утверждению коптов, египетских христиан, и древних, и нынешних, путешественники побывали в двух общинах терапевтов (по-гречески целителей, врачей), очень схожих с иудейской сектой ессенов. Они занимали территории, где имелись сады целебных грибов и которые славились также фруктами, цветами и фиговыми деревьями.

Сейчас эти места называются по-арабски Вади-Эль-Нагрум и Аль-Махаррек, там основаны монастыри; в старом Каире в квартале Абу Серга есть Грот Святого Семейства.

2_Вади-Эль-Нагрум

Вади-Эль-Нагрум

3_Млнастырь Аль

Аль-Махаррек, монастырь

4_Старый Каир

Старый Каир

5_Квартал Абу Серга в Каире_

Квартал Абу Серга в Каире 

Перечислим основные точки маршрута по данным коптов.

6_Святое семейство отдыхает под деревом (икона, Палех, XIX век)

Святое семейство отдыхает под деревом (икона, Палех, XIX век)

Рафах - небольшой город на крайнем северо-востоке Синайского полуострова на берегу Средиземного моря. Копты убеждены, что именно тут началось путешествие Святого Семейства непосредственно по Египту.

7_Синайская пустыня

Синайская пустыня

8_Рафах современный вид

Рафах, современный вид. 

Оттуда их путь лежал к нынешнему городу Эль-Ариш. Далее странники двинулись вдоль берега моря на запад и пришли в Пелузий. В ту пору это был большой процветающий город, соперничающий с Александрией.

9_Эль Ариш Эль-Ариш

10_ПелузийПелузий 

Синайская пустыня осталась позади, и беглецы проследовали на юго-запад, вдоль кромки нильской дельты. Так они пришли в город Баста, который расположен примерно в 100 километрах от нынешнего Каира. Это место поклонения древнеегипетской богини Бастет, изображавшейся в виде кошки. Данное поселение ничем особым не отличалось от других провинциальных египетских городов того времени. Для иудеев древние божества были просто идолами. По преданию, после того как Святое Семейство переступило пределы Египта, все идолы страны мгновенно пали со своих пьедесталов, и, разбитые, лежали ниц, как по Его (Христа) слову совершались многие чудесные исцеления от проказы и беснования. Так было и в Басте, жители которой встретили беглецов враждебно, поэтому Святое Семейство вскоре покинуло город.

11_Город Баста развалины

Город Баста, развалины.

12_Богиня Бастет

Богиня Бастет

12_Падение идолов в Басте

Падение идолов в Басте 

Путники изрядно поколесили по дельте Нила, пока не пришли в Вади Натрум - обширную впадину в Западной пустыне. Впоследствии там возник важнейший центр коптского монашества. Оттуда Святое Семейство отправилось в Матарию, которая находилась в нескольких верстах к северо-востоку от Каира, где долго показывали источник гнилой воды, которую Иисус сделал свежей и здоровой, и старую сикомору, под ветвями которой они отдыхали. По другому преданию, они остановились в пустом стволе. Дерева давно уже не существует, но на протяжении веков от погибающей сикоморы брали отростки, и она вновь возрождалась.

13_Матария_своеменный вид

Матария, современный вид.

14_Сикомора Святого Семейства

Сикомора Святого Семейства 

В Старом Каире (тогда его называли Вавилон Египетский) беглецы побывали несколько раз - в начале путешествия и в конце, по пути домой. Первая их остановка была краткой: местный правитель, разгневанный тем, что при появлении Иисуса падали идолы, вознамерился убить его. Беглецы укрылись в гроте, над которым позже была построена церковь святого Сергия (Абу Серга).

15_Статуи египетских богов 

Статуэтки египетских богов

16_Современный Каир

Современный Каир

17_Церковь Святого Сергия (Абу Серга)

Церковь Святого Сергия (Абу Серга) 

Затем им пришлось двинуться дальше. Вторая остановка в Вавилоне Египетском была, по-видимому, более продолжительной. По преданию, у Иосифа в этом городе жили дальние родственники, уговорившие его немного погостить у них. На сей раз они жили в том же гроте под нынешней церковью Абу Серга. Внешне она ничем не примечательна: обычное четырехугольное здание без колокольни. Внутреннее убранство отличается простотой, напоминая по архитектуре византийскую базилику. Каменные ступени ведут под алтарь в пещеру, где останавливалось Святое Семейство. Сейчас попасть туда нельзя: грот залит водой.

18_Грот в церкви Абу Серга 

Грот в церкви Абу Серга 

Они, конечно, видели великую пирамиду Хеопса. Сейчас она выглядит менее презентабельно, чем четыре с половиной тысячи лет назад, сразу после постройки. Ее внешний вид реконструирован, что можно увидеть на фото: она была покрыта белым облицовочным камнем и сверкала, как гора. Сейчас ее поверхность изрыта впадинами. Как она выглядела во времена Христа, остается только гадать, но, видимо, все же лучше, чем в XXI веке. Ее разрушали и арабы, и искатели сокровищ, и туристы.

19_Пирамида Хеопса во времена Христа (реконструкция) 

Пирамида Хеопса во времена Христа (реконструкция)

20_Пирамида Хеопса сейчас

Пирамида Хеопса сейчас 

Не исключено, что они видели и второе из семи чудес света: маяк в Александрии, самое высокое сооружение того времени.

21_Александрийский маяк_рисунок археолога Г. Тирша (1909) 

Александрийский маяк, рисунок археолога Г. Тирша (1909). 

Возле Маади, южной окраины нынешнего Каира, Нил течет в своих прежних берегах. Там на месте бывшей синагоги находится коптская церковь Девы Марии, построенная еще в IV веке, во времена императора Константина, легализовавшего христианство. Во дворе есть павильон, а в нем - вытертые каменные ступени, ведущие к воде. Копты считают, что именно по этой лестнице Святое Семейство спускалось к лодке, чтобы начать свое путешествие в Средний Египет. Беглецы переправились через Нил и долго брели по краю Западной пустыни, пока не вышли к реке возле нынешнего города Самалют, в 250 километрах южнее Каира. Там они опять перебрались на восточный берег к горе Габаль ат-Тейр, что значит «Птичья гора», где селились тысячи ласточек.

22_Нил 

Нил

23_Самалют_Старая мечеть, ист-Сайд

Самалют, старая мечеть ист-Сайд.

24_Габаль ат-Тейр_Птичья гора

Птичья Гора 

Путники нашли приют в пещере. Сейчас эту гору называют еще «Габаль аль Каф» («Гора руки»). Согласно преданию, когда Святое Семейство отдыхало в тени горы, Иисус заметил, что с ее вершины готов сорваться огромный камень. Он протянул руку и отодвинул камень от края, оставив на нем свой отпечаток, который заметен и поныне. А над пещерой впоследствии построили церковь, а затем и монастырь, носящий имя Девы Марии.

25_Церковь Девы Марии

Церковь Девы Марии

Пещера в Птичьей Горе

Пещера в Птичьей горе

Камень с отпечатком

Камень с отпечатком

Эти события были предсказаны пророком Исайей: «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу - у пределов ея. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской». (Ис. 19:19,20).

28_Пророк Исайя_художник Поль Гюстав Доре

Пророк Исайя. Художник Поль Гюстав Доре. 

Этот жертвенник находится в церкви Девы Марии монастыря Аль-Мухаррак у горы Каскам. Согласно преданию, она была основана еще в 1 веке на месте хижины, построенной Иосифом Обручником для его семьи. Там находится мраморная плита с углублением, похожим на детскую кроватку. В верхней части плиты - надпись по-гречески, выполненная в начале VII века и гласящая, что именно она служила ложем юному Иисусу.

29_Жертвенник_ 

Жертвенник

Монастырь и его окрестности святы для коптов. Они даже называют это место «Второй Вифлеем». Египет, приютивший Христа в пору смертельной опасности, стал для него второй родиной.

К описанию мест пребывания Святого Семейства в Стране пирамид, являющихся ныне объектами паломничества христиан, вернемся в следующей части. Пока же зададимся вопросом: а как выглядели те люди, которых близкие Иисуса да и Он Сам встретили в приютившем их древнейшем государстве, которое в ту эпоху было римской колонией?

Собственно египтян, которых нынешние копты считают своими предками (справедливо или нет, судить не будем), там оставалось не так уж много. В крупных городах улицы пестрели многочисленными пришельцами, давно уже ставшими местными жителями: иудеи, киприоты, сирийцы, греки, арабы, парфяне, римляне. Некоторых из них, живших в эпоху Христа и тремя веками позднее, мы сегодня можем увидеть благодаря так называемым «фаюмским портретам».

Для начала – немного о том месте, где нашли эти изображения.

Нынешний Эль-Файю́м — оазис в Египте к юго-западу от Каира. Центр его — город с аналогичным названием. Отделён от долины Нила грядой холмов и песками Ливийской пустыни. Представляет собой тектоническую впадину и находится на 43 м ниже уровня моря. Название происходит от древнеегипетского слова «фиом» - «болото», «фиом-нте-мере» - «озеро, разлив» (Нила).

30_Город Эль файюм

Город Эль-Файюм, наши дни. 

Узкая долина Эль-Лахун, пересекающая цепь невысоких холмов, соединяет оазис с долиною Нила.

В далёком прошлом оазис называли садами Египта, и его размеры в несколько раз превышали нынешние. В Файюмском оазисе фараон Аменемхет III устроил древнейшее гидротехническое сооружение — Меридово озеро. Античные авторы считали его одним из чудес света. 

31_Меридово озеро в наши дни

Меридово озеро в наши дни 

В Древнем Египте Эль-Файюм был административным центром 21 нома Верхнего Египта. Фараоны 12-й династии часто останавливались там. Он назывался тогда Шедет, то есть «море». В более поздние времена Шедет был известен как Город гадов или Крокодилополь, покровителем которого был бог Себек с головой крокодила. Жители в водах Меридова озера разводили и поклонялись крокодилам. Это озеро было искусственно вырыто около 3900 лет назад в качестве резервуара, наполняемого Нилом.

32_Крокодилополь 

Крокодилополь

33_статуя Себека

Статуя Себека 

Находясь под протекторатом Рима, город стал частью провинции Аркадия, и его называли Арсиноя в Аркадии, чтобы не путать с другими городами. Это название он носил во время пребывания Святого Семейства в Стране пирамид.

Здесь находился знаменитый Лабиринт, который связывают с именем фараона Аменемхета III из 12 Династии. В нём было, согласно Геродоту 3000 комнат, по Страбону — 1500.

34_Развалины Лабиринта

Развалины Лабиринта 

С восточной стороны оазиса находится Эль-Лахун, на месте раскопок которого был обнаружен древний некрополь Среднего Царства и пирамида Сенусерта II.

35_Эль-Лахун 

Эль-Лахун 

Это место не стало объектом паломничества, но Младенец и Его близкие там несомненно побывали.

Мальчик

Портрет юноши. II век н. э. Золотой венок — типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой и темперой. 

Там-то и были обнаружены «фаюмские портреты» — созданные в технике энкаустики погребальные изображения в Римском Египте I—III веков. Они являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной похоронной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира.

На сегодня известно около девятисот погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие изображения очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими.

36_Портрет мальчика по имени Евтихий

Портрет мальчика по имени Евтихий

Ранние фаюмские портреты (созданные в эпоху Христа) выполнены в технике энкаустики (от греческого слова «выжигаю»), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица: на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета, и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.

Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).

Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.

37_Женщина в фиолетовом хитоне

Женщина в фиолетовом хитоне 

Значительную часть населения Фаюма составляли греки. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, так же как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, — но египтяне были главным образом торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками; в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Армидорус, Деметриус, Титус и т. п.

На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.

Главное для нас - это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов. 

38_фаюмские портреты

Галерея «фаюмских портретов»

Давайте вглядимся в эти лица. Не исключено, что их видели члены Святого Семейства или даже общались с этими людьми.

А вместо гимнов давайте послушаем, как говорили в те времена различные народы, населявшие Римскую колонию на рубеже старой и новой эр. Мы слышали некоторых из них в песнях и гимнах, теперь – в разговорной речи. Учтем также, что во времена Христа разговаривали на так называемом среднем древнеегипетском языке, который достаточно сильно отличался от древнеегипетского времен Хеопса.

Древние языки следуют в таком порядке: древнеегипетский, латинский, шумерский, аккадский, санскрит, сабейский, древнекитайский, хараппский, среднийэламитский, хеттский, ацтекский, язык майя, инкский, ольмекский, древнегреческий, язык викингов, протокельтский, ассирийский, вивалонский, древнеперсидский, древнеиудейский, минойский, этрусский, микенский, лувийский, урартский, древнеэламитский, средний древнеегипетский, язык гизов, дакский, эламитский, язык ронго-ронго (жители отсрова пасхи), угаритский, киприотский, протоевропейский, древний сирийский, ханаанитский. Заканчивает их язык Христа – арамейский. Хотя точно известно, что Он отлично знал древний вариант иврита и койне – диалект древнегреческого, который был общим языком жителей Средиземноморья в то время.

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 20). Бегство в Египет. Часть 1.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения