05 мая 2024, воскресенье
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 5.

Вернемся к вопросу: был ли Ирод способен отдать знаменитый зверский приказ об избиении младенцев в Вифлееме?

Сразу отвечу положительно. Он был до невероятности жестоким и беспринципным человеком, в чем можно убедиться, более подробно изучив его биографию.

Как я уже упоминал, Ирод взошел на трон Иудеи в 37 г. до н. э., положив конец правлению династии Хасмонеев-Маккавеев. Несмотря на то, что он был женат на одной из дочерей хасмонейского царя – Мариамне (супруги изображены над заголовком на картине Джона Уотерхауса), для народа он оставался иноземным узурпатором. Народное повиновение Ирод заслужил с помощью своей немногочисленной, но эффективной армии, состоявшей из германских и галльских наемников.

Он правил и подчинял железной рукой, которую поддерживал имперский Рим. Неудивительно поэтому, что с самого начала своего царствования Хордос (так его имя звучит на арамейском) не вызывал радости и поклонения у своих подданных. Едва утвердившись на троне, он сразу же создал тайную полицию, которая тщательно следила за недовольными, столь многочисленными в Иерусалиме. Результаты впечатляющи - всего за первый месяц существования охранки около сотни «диссидентов» просто испарились.

2_Наемник Ирода_Конный лучник, отборная часть армии Ирода. Реконструкция Ангуса МакБрайта. 

Конный лучник, отборная часть армии Ирода. Реконструкция Ангуса МакБрайта. 

Первой его жертвой стал любимец народа Аристовул III, семнадцатилетний брат Мариамны. В начале царствования Ирод самолично назначил Аристовула великим первосвященником. Это назначение возродило надежду на то, что Хасмонейская династия никуда не делась и все еще остается в Иудее, поскольку в течение сотен лет функции первосвященника и царя были тесно связаны. Однако, вскоре тиран сменил мнение, и Аристовул по удачной случайности утонул в бассейне возле царского дворца в Иерихоне. Народ был глубоко потрясен этой внезапной кончиной.

3_Дворец Ирода в Иерихоне_реконструкция 

Реконструкция дворца Ирода в Иерихоне

4_Бассейн у дврца Ирода

Бассейн у дворца Ирода в Иерихоне (там предположительно утопили Аристовула).

5_Современные раскопки Иерихона_1

Современные раскопки Иерихона 

Затем он начал избавляться от еще живых претендентов на престол. Следующим в ужасном списке обреченных числился престарелый бывший царь Гиркан II. Хитростью и лестью Ирод выманил его из Вавилона, где тот мирно доживал свой век. В Иудее тиран поселил экс-государя в собственном роскошном дворце, а через некоторое время обвинил в измене и предал суду. Совет приговорил Гиркана к смерти. Не сохранилось сведений, каким образом приговор был приведен в исполнение, скорее всего узника повесили.

От династии Маккавеев остались жена Ирода - Мариамна, которую он сильно любил, и ее мать - Александра, жившая вместе с дочерью в царском дворце. Тиран расправился с обеими стразу же после морской битвы при Акциуме (31 г. до н. э.), когда Клеопатра и Марк Антоний потерпели сокрушительное поражение. Ирод направился в Рим для принесения вассальной клятвы новому императору Октавиану Августу. Тот подтвердил права Ирода на Иудею, назвав того «царем-союзником и другом римского народа».

6_Живой портрет Октавиана

«Живой портрет» Октавиана 

Вернувшись, любящий муж тотчас обвинил супругу в неверности в его отсутствие. Он не стал слушать горячие заверения Мариамны в невиновности и повелел отрубить ей голову. Мать царицы постигла та же участь. Из Хасмонейской династии не осталось более никого, кто мог бы претендовать на иудейский престол.

7_Казнь Мариамны

Казнь Мариамны

Устраняя законных конкурентов, Хордос не забывал и о народной оппозиции, часто устраивавшей попытки «мини-революции». Одна их них известна как «заговор десяти» и случилась примерно в середине царствования тирана. Десять глубоко верующих людей, завербованных в строжайшем секрете вождями фарисеев, принесли торжественную клятву: бороться с узурпатором, попирающим обычаи предков. Благодаря доносу полиция арестовала заговорщиков до того, как они смогли предпринять что-либо. Царь приговорил их к смерти, и они тотчас были казнены.

Спустя несколько дней друзья заговорщиков вычислили предателя, поймали его и забили камнями, затем расчленили труп и бросили останки псам. Множество горожан были свидетелями ужасной сцены, но никто из них не донес властям. Ирод приказал подвергнуть пыткам женщин, наблюдавших за казнью доносчика, благодаря чему удалось узнать имена линчевавших. Несчастные были приговорены к смерти вместе со всеми своими семействами, в назидании будущим недовольным.

Расправу над открытыми бунтовщиками следовало продолжить ликвидацией скрытых зачинщиков – фарисеев и саддукеев. Что он и сделал.

8_Фарисеи_Гюстав Доре. Спор Христа с фарисеями. 

Спор Христа с фарисеями. Художник Гюстав Доре. 

9_Саддукеи

Садуккеи

Объектами мщения деспота сделались члены синедриона, верховного религиозного и гражданского органа страны, которые девять лет тому назад хотели осудить молодого военачальника Ирода за незаконные убийства соотечественников в Галилее. Не менее, чем фарисеев, ненавидел Ирод и садуккеев, родовую иудейскую аристократию (члены обоих сект входили в иудейский верховный суд). Если первые были ему опасны как защитники народного права и оплот демократических учреждений в духе национальной религии, то левиты были преданы династии Маккавеев и слишком горды для того, чтобы преклоняться перед незаконной властью идумейского проходимца. Он обрек их на смерть со всеми их семействами и убил в том числе сорок пять знатнейших граждан Иерусалима.

10_Синедрион

Синедрион 

Казни совершались с бесчеловеческой жестокостью. Креатуры царя, преимущественно его соотечественники идумеи, рыскали по столице, подвергая его противников истязаниям, губя одних и увеча других. 

11_Идумеи

Идумеи 

Награда за убийство, приобретение милости деспота побуждали людей на ужасные преступления. Не было места, не было дома, где обреченный на смерть нашел бы убежище, так как давший приют преследуемому подвергался такому же наказанию. Имущество казненных Ирод конфисковывал в свою пользу. У всех ворот были расставлены вооруженные стражники, которые обыскивали трупы умерщвленных при выносе из города и найденные при них драгоценности доставляли царю.

Он был бы, возможно, менее кровожаден, если бы не нуждался в деньгах для насыщения алчности императоров и их свиты. Но Ирод был поставлен в необходимость убивать для того, чтобы грабить, и грабить для того, чтобы покупать милость римлян и с их помощью поддерживать свою власть над враждебным ему народом.

На деньги, выжатые пытками и убийствами у иудеев, вознаграждались победители на Олимпийских играх и других римских и греческих празднествах. На средства евреев созидались богатейшие языческие города, воспитывалось греческое юношество в гимнасиях, устраивались грандиозные зрелища для увеселения римлян, эллинов и сирийцев, возрождались разрушенные или сожженные храмы чужих богов, сооружались каменные дворцы, прокладывались дороги.

12_Древние Олимпийские игры

Древние Олимпийские игры

13_Амфитеатр в Кесарии

Амфитеатр в Кесарии

14_Остатки храма Аполлона

Остатки храма Аполлону на острове Родос

Когда у обнищавшего народа уже нечего было взять, Ирод тайно пробрался в гробницу Давида и похитил оттуда все сокровища.

15_1_Горобница

Гробница Давида в Доме Тайной Вечери 

Золотые реки текли из Иудеи по разным направлениям — в Сирию, Финикию, Киликию и Малую Азию, через моря и острова достигали берегов Италии, Афин и Спарты — и повсюду разносилась слава о великодушии и щедрости Ирода.

Картиа Персидской азии

Карта Передней Азии времен Ирода 

Не царя потомки Иакова имели в Хордосе, а лютейшего деспота, когда-либо повелевавшего ими. Бесчисленное множество он убил, но участь тех, кто остался в живых, была такова, что они завидовали погибшим. Ирод не только поодиночке пытал своих подданных, но мучил целые провинции. Иностранные города он украшал, а свои собственные разорял. Чужие народы он питал кровью иудеев. На месте прежнего благосостояния и добрых старых нравов наступили, таким образом, полнейшая нищета и деморализация. Вообще, евреи за немногие годы претерпели от Ирода больше гнета, чем их предки за весь период времени от выхода из Вавилона и возвращения на родину в царствование Кира.

Многих (современников и потомков) изумляли противоречия в характере Ирода и то, как отвага, глубокий ум и подлинное величие духа уживались в нем с безжалостностью, несправедливостью и злобным коварством. Однако, в этом внутреннем антагонизме не было ничего удивительного: и его великодушная щедрость, и его деспотическая жестокость имели одну причину - безмерное честолюбие. Ради желания снискать себе славу и бессмертие Хордос был готов на все. Несмотря на свой эллинский лоск, он оставался настоящим восточным деспотом. Ярче всего это проявлялось в его отношениях с приближенными и домашними. Те, кто умел ему угодить, могли на себе ощутить, сколь безмерна его щедрость. Но тех, кто не льстил ему, или не признавал себя его рабом, или возбуждал подозрения в измене, Ирод совершенно не терпел и бывал с ними жесток без всякой меры.

17_Ирод

Ирод 

Последние годы его правления отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Он отовсюду ожидал обмана и заговора. Но если раньше опасность исходила преимущественно от чужаков, то теперь он начал подозревать в измене свое ближайшее окружение, включая родственников. А надо сказать, что владыка имел чрезвычайно многочисленную семью. Одних жён насчитывалось 8, и еще 16 отпрысков: 9 сыновей и 7 дочерей (давших огромное число потомков) . Друг с другом жили они очень даже не дружно, постоянно строили какие-то интриги, заговоры и доносили друг на друга папаше. Тот всё это впитывал в себя, как губка, и в его душе росло раздражение.

18_Генеалогическое древо_1

Генеалогическое древо Иродической династии 

Когда ему исполнилось 65 лет, ему показалось, что два его сына от Мариамны – Александр и Аристовул – готовят переворот.

До настоящего времени не представляется возможным узнать, действительно ли двое (а потом и третий) из сыновей Ирода злоумышляли против него. Некоторые обрывочные сведения позволяют так считать, однако прямых доказательств нет. Однако деспоту было все равно. Он намеренно подтасовывал факты, изыскивая подтверждения заговора, и даже перспектива убийства собственных чад не останавливала его. Первыми жертвами стали Аристовул и Александр. В общей сложности царь возбудил против них два процесса. Первый проходил в Риме, на нем присутствовал император. Оба царевича хорошо организовали защиту, в результате чего были полностью оправданы.

19_При дворе Октавиана

При дворе Октавиана 

Примирение оказалось недолгим. В ходе многочисленных полицейских рейдов и вылазок, имевших целью следить за царевичами, Аристовул и Александр вновь были арестованы. Теперь они предстали перед другим судом, состоявшему из именитых граждан Иерусалима. Те сразу же приговорили их к смерти. По сему поводу римский император Август изволил сострить: «Гораздо безопаснее быть свиньей Ирода, чем его сыном», ведь иудейский царь, внешне придерживаясь древних ритуалов захваченной им страны, не ел свинины. 

20_Суд в древней Иудее

Суд в древней Иудее 

Еще до казни Терон, армейский офицер, возмутился решением царя устранить Аристовула и Александра. Он настаивал, чтобы Ирод оставил в покое своих детей, любимых народом, и попытался наставить тирана на путь истинный не только словами, но и делами. В скором времени царь узнал, что его новый цирюльник собирается перерезать ему горло во время бритья. Ирод выбрал триста, по его мнению, сподвижников Терона, собрал их на арене одного из амфитеатров, а на верхних ступенях расположил отряд лучников. Рассказывают, что море крови растеклось по сцене, оно доходило до первых зрительских скамеек и поднималось все выше и выше. Ирод, увидев это, произнес: «Пусть это будет уроком моим врагам! Они, наверное, решили, что со временем я размяк!?» И тотчас после этой бойни братья были казнены в Самарии в 7 году до н.э.

21_Руина амфитеатра в Иерусалиме

Руины амфитеатра в Иерусалиме 

Тем дело не ограничилось. Старший сын Ирода, от первой жены Дорис, носящий имя своего деда - Антипатр, также был обвинен в заговоре с целью захватить трон. Сначала его заключили под стражу, а затем казнили - всего за пять дней до смерти отца.

Ирод судит сыновей

Ирод судит сына

В самом конце жизни царь, мучимый подозрениями и боясь новых заговоров, решил обязать народ принести ему клятву верности. Так он надеялся укрепить лояльность людей к себе. Большинство поданных принесли подобную клятву, однако фарисеи решили открыто выразить свое несогласие с таким принуждением. Около 6000 из них (среди которых было и несколько ессенов) категорически отказались присягать. Они не собирались клясться в верности кому бы то ни было кроме Яхве, единственного царя Израиля, и утверждали, что принесение подобной клятвы означает отрицание власти Бога. Чтобы напугать их, Ирод приказал казнить несколько особенно упорствовавших, а затем обязал упрямцев выплатить крупный штраф, под угрозой тюремного заключения. Фарисеи платить отказались, и в городе поднялась волна беспорядков. Только вмешательство Деметрии Александры, супруги младшего брата царя Ферораса, смогло успокоить население. Горячая сторонница фарисеев, она самолично внесла необходимую для уплаты штрафа сумму.

Ирод с братьями

Ирод с братьями 

В государстве Ирода благодеяния и хорошие поступки добром не кончались. Мания преследования у царя прогрессировала: ему кругом мерещились заговоры. Он поклялся отомстить своему брату Ферорасу за то, что его жена выплатила долг фарисеев. Вначале тиран удовлетворился тем, что сослал «виновника» в его земли, однако, некоторое время спустя, Ферорас неожиданно скончался. По слухам, ему что-то подмешали в пищу.

Последний инцидент произошел незадолго до кончины монарха. Вдруг распространился слух о его смерти. Два известных в столице фарисея решили, что пришло время провести серию очистительных акций в стране, начав, само собой, с Храма. Они убедили нескольких молодых людей взобраться на главную арку святилища и сбросить с пьедестала массивную золотую статую орла, которую недавно установили по приказу царя. Ирод знал, что еврейские обычаи запрещают устанавливать идолов или статуи животных, и хотел досадить священникам, которые постоянно должны были лицезреть языческий символ.

Реконструкция Храма

Реконструкция Храма

Римская статуя орла

Римская статуя Орла 

Спустившись с крыши вместе со статуей, молодые люди тут же принялись кромсать ее топорами на глазах у изумленных прохожих. Естественно, практически сразу же и удальцы, и оба фарисея были схвачены и брошены в тюрьму. В общей сложности около сорока человек заключили под стражу. В результате поверхностного судебного процесса оба фарисея и тройка молодых людей, разбивших идол, были сожжены на костре; остальных просто отвели палачу, и тот их обезглавил.

Думается, Ирод отошел в мир иной «с чувством глубокого и полного удовлетворения». И, по-моему, приказ об избиении младенцев он отдал.

Всем, кто воспитан под влиянием христианства или современных гуманистических воззрений, покажется непостижимым и маловероятным преступление столь кровожадное, дикое и глупое. В конце концов, чего торопиться, можно ведь подождать с устранением конкурента, сперва найти и точно установить его личность. Но Ирод ждать не хотел, а действовал так, как поступали в аналогичных случаях практически все правители мира – и не только древнего. Резать – так всех подозреваемых!

О том, как конкретно выглядело избиение младенцев – в следующей части. Пока же послушаем уже знакомую нам Ханну Марти – на сей раз отрывок из знаменитой поэмы великого Овидия «Метаморфозы», посвященный истории Орфея. Напомню: его жена Эвридика погибла и ее супруг отправился за ней в подземное царство. Ирод вполне мог встретиться с Овидием, слушать его стихи в императорском дворце.

Скульпутра Овидия

Скульптура Овидия

Орфей в аду_Ян брейгель старший

Орфей в аду. Художник Ян Брейгель старший. 

Древнелатинский текст исполняет Ханна Марти, аккомпанируя себе на средневековой лире, аналогичной античному музыкальному инструменту.

 

«Через необъятное небо Гимен (бог свадеб – ред.), в своих сафроновых робах, полетел в землю фракийских киннов, где Орфей звал бога на свою свадьбу, хотя и без результата. Бог присутствовал, но не произнес торжественных слов благословения, ни радостных лиц, ни благоприятных знаменований. Хотя факел в его руке продолжал выделять дым, который вызвал слезы на глазах, но не загорелся, как бы сильно его не раздували маханием рук...»

«О вы, божественные власти подземного царства, куда все смертные существа должны однажды погрузиться, дайте мне разрешение сказать вам правду, не запятнанную притворством. Я спустился не для того, чтобы узнать тьму Тартара…»

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 4.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения