Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 4.
Завершая повествование о политической деятельности Ирода (избиению младенцев посвящен отдельный выпуск), отмечу, что все же нельзя рисовать его портрет исключительно черными красками. Он сделал и немало полезных дел для Земли Обетованной. Недаром в Иудее он прозван Великим и ему поставлен памятник. Как он мог выглядеть перед смертью, показано на картине Джузеппе Арчимбольдо (1580 годы) над заголовком.
Памятник Ироду. Статуя из Храма Рождества Иисуса. Брага. Португалия.
За время его правления территория государства значительно выросла, населения прибавилось.
Схема: Увеличение государства Ирода
Конечно, самая главная его заслуга – возрождение важнейшей религиозной национальной святыни. Чтобы заслужить народную любовь, Ирод провел реставрацию Храма Соломона. Бывшее помещение стало слишком мало для верующих, поэтому царь решил построить новое. В течение двух последующих лет не было недостатка в работе ни в щедрой плате за нее. Тысяча повозок была занята на перевозке камней, царские агенты завербовали около 15000 рабочих. Новое святилище стал притчей во языцах: «Кто не видел храма Ирода, не знает, что такое красота!» - говорили в Иудее. Монарх мог гордиться и другими своими многочисленными стройками: то тут, то там возводились новые амфитеатры, арки, акведуки, крепости и стены. В Иерусалиме были также построены театр, амфитеатр и ипподром; башня Антония была расширена, а царский дворец полностью перестроен. Ирод подражал знаменитому римскому богачу и ценителю искусства Меценату - ко двору съезжались знаменитые философы, художники, богатые торговцы и актеры.
Бюст Мецената
Тьеполо Джованни Баттиста. «Меценат представляет императору Августу свободные искусства»
Безусловно, не всем по душе пришлись нововведения царя. Ведь театры и прочая богема считались проявлением язычества, а многие радикально настроенные евреи не могли без душевной боли смотреть на языческие храмы. Особенно угнетало это фарисеев, известных ревнителей еврейского закона. В кругах священников и приближенных к Храму бродили антиримские настроения, посыпалось множество жалоб на нарушение Закона. Казалось Ироду не было никакого дела до недовольных, в своем новом городе - Кесарии он соорудил два языческих храма: один посвященный Октавиану Августу, новому цезарю, другой - богине Роме. Последняя являлась выразительницей всей мощи Римской империи. Для фарисеев подобные языческие дикости не могли компенсировать ни «хорошего поведения» царя во время голода, ни тот факт, что эта секта была фактически назначена им как главенствующая сила на политической арене Иудеи.
Руины храма Августа в Кесарии
Развалины акведука в Кесарии
О каком «голоде» речь? Через тринадцать лет после прихода к власти идумеянина на царство обрушилась небывалая доселе беда. Стояла ужасная засуха, начиналась эпидемия чумы. В помощь нуждающимся Ирод отдал государственную казну, не оставив себе ничего. В царском дворце были собраны золотая и серебряная утварь, украшения и драгоценности. Золото было переплавлено и отправлено караванами в Египет, где в обмен на него была закуплена пшеница. Организовывалась бесплатная раздача еды; мясники и булочники за щедрую плату из царского кармана обязаны были приносить пищу немощным и больным, всем, кто не в состоянии был самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.
Тем не менее евреи все же оставались недовольны свои правителем. Отдавая дань уважения Риму, царь возвёл в Иерусалиме амфитеатр. В нём устраивались спортивные состязания и гладиаторские бои. Это вызвало резкое осуждение со стороны аборигенов, но римлянам такое новшество понравилось и лишний раз доказало лояльность Ирода к империи.
Руины амфитеатра в Иерусалиме
Помимо этого, в Иерусалиме появились новые великолепные здания и дворцы. В память о старшем брате Фазаеле был построен мавзолей. Над ним возвели башню, достигающую в высоту 130 метров.
Был полностью перестроен заброшенный и разрушенный иудейский город Самария. Его переименовали в Себастию, так как такое название звучало более благозвучно для римских ушей. Там правитель поселил 6000 своих ветеранов.
Руины Себастии
Подверглась перестройке крепость Газа.
На острове Родос произошла встреча Ирода Великого с Октавианом Августом. На ней царь Иудеи заручился полной поддержкой нового римского правителя. В знак уважения к императору на острове был возведён роскошный храм в честь Аполлона – Пифийский (этот бог через пророчицу – Пифию – предсказывал будущее).
Развалины храма Аполлона на Родосе
Остров Родос
На месте приморского городка Стратоновой башни Ирод построил себе новую великолепную резиденцию, которую назвал в честь кесаря Августа Кесарией. Украсил ее роскошными дворцами из белого камня. Здесь же была устроена обширная и удобная гавань с многочисленными якорными стоянками.
Реконструкция порта в Кесарии
Свою поистине царскую щедрость он простирал и на заграничные города. Трудно даже перечислить благодеяния, которыми он осыпал Сирию и Элладу, равно как и другие местности, куда ему приходилось заезжать во время своих путешествий. Родосцам он на собственные средства построил пифийский храм; жителям Никомедии помог соорудить большинство их общественных зданий; центральную улицу Антиохии украсил двумя рядами портиков, а всю занимаемую городом площадь велел вымостить шлифованными плитами; он дал значительные средства элейцам на устройство и проведение Олимпийских игр и возродил эти древние состязания, которые из-за отсутствия денег совершенно утратили прежнее значение. Помимо этого он помогал многим городам и частным лицам, так что справедливо прослыл одним из самых щедрых государей своего времени.
Никомедия, реконструкция
Карта Антиохии в античное и позднеантичное время
Крепостные стены Антиохии
Древнегреческие Олимпийские игры
В нечто невиданное доселе он превратил прежде невзрачное укрепление - крепость Масаду. Ирод построил ее на горе, расположенной недалеко от Мертвого моря. Крепостная стена протянулась на 1300 м, 37 сторожевых башен охраняли роскошный «висячий» дворец, возвышающийся на трех платформах на самом пике скалы.
Фото Масада, вид сверху
Реконструкция дворца в Масаде
Царские бани в Масаде
Великолепие придал он и другой крепости – Махерус (Махерон), где тоже возник отличный дворец, где впоследствии любил жить сын тирана Ирод Антипа и где был казнен Иоанн Предтеча.
Махерус
Ирод Антипа. «Иисус облекается Иродом в белые одежды» (Дуччо, Маэста).
Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя.
О крепости и дворце на холме Иродион я уже рассказывал. Там он создал себе усыпальницу, о которой речь впереди.
Следует сказать, что приставку «Великий» дали Ироду уже после его смерти . Потомки по достоинству оценили масштабы строительства иудейского царя, а также решили дистанцировать его от наследников: последние оказались полными ничтожествами.
Оценивая личность этого государя, и современники, и потомки часто испытывали двойственное чувство. Без всякого сомнения, Ирод был очень даровитым и деятельным правителем, талантливым полководцем. Иудея при нем превратилась в богатую и цветущую страну. Огромные богатства позволили царю перестроить многие старые города и основать новые.
По римским «имперским» понятиям того времени Ирод представляется периферийной, второстепенной фигурой; несомненно, нужной, даже незаменимой – и образцом того, какими должны быть зависимые правители такого рода. Однако для нас, черпающих значительную часть преданий не только у Рима или Афин, но и у Израиля, Ирод никак не может считаться пешкой: он правил самим Иерусалимом, ныне почитающимся одним из центров античного мира. Он и его деятельность представляют первостепенный интерес в равной мере для евреев и христиан. На протяжении своего правления он расширил владения Иудейского царства, оставив после себя уникальные образцы искусства и шедевры архитектуры. Именно во время его царствования закладывались предпосылки христианства, это был исторический период, непосредственно предшествующий рождению Иисуса Христа. Однако до сих пор за ним прочно сохраняется репутация беспощадного тирана, которую он приобрёл в основном благодаря массовому убийству младенцев в Вифлееме, о котором до сих пор спорят: случилось ли оно на самом деле? Об этом в следующем выпуске.
Впрочем, и других доказательств его звериной сущности достаточно.
Не остановившийся перед казнью большинства членов Синедриона, чтобы преодолеть сопротивление жреческого сословия, жестоко и безжалостно расправившийся со всеми реальными и возможными противниками, среди которых были его жены и сыновья, родственники и местная знать; жертва своей собственной маниакальной подозрительности – вот почему имя его на двадцать веков стало символом жестокости.
В заключение предложу читателям послушать не древнееврейские или арамейские псалмы, а два древнегреческих гимна Аполлону, созданных в 138-128 годах до н.э. афинскими поэтами Афинеем и Лимением. Их тексты и ноты были запечатлены на камне в Дельфах – центре поклонения этому богу, где находился его знаменитый оракул.
Почему я выбрал именно эти две песни? Вспомним, что на острове Родос Ирод построил знаменитый храм Аполлону, на открытие которого пригласил Октавиана Августа и приехал сам. Можно почти со стопроцентной уверенностью предположить, что на торжественной церемонии исполнялись эти два очень популярные гимна, так что их слышали и римский император, и иудейский царь.
«Живой портрет» Октавиана
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 1.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 3.