02 февраля 2023, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Это один из главных христианских праздников, который установлен в честь рождения во плоти Иисуса от Богородицы (место Его рождения показано на фото над заголовком). Отмечается в Православной церкви по юлианскому календарю: 25 декабря (7 января); по новоюлианскому 25 декабря; в католической церкви и протестантских церквях 25 декабря по григорианскому календарю.

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Ему предшествуют 40-дневный пост, неделя праотцев, неделя отцев, особая суббота перед Рождеством, предпразднество и рождественский сочельник, а продолжается оно попразднеством и святками.

2_1_Празднование

Празднование Рождества в РПЦ 

В преддверии Рождества и в сам праздник, помимо описанной в евангелии рождественской тематики, почитаются и ветхозаветные прообразы этого события, например, спасение трёх отроков в печи вавилонской, ставшее прообразом воплощения Сына Божия от Девы Марии, и славословие ими Бога, изумление царя Навуходоносора с сатрапами по случаю их спасения (Дан. 3:95-100). Также в церковных песнопениях присутствуют славословия Бога ангелами и пастырями, поклонение волхвов, пришедших с подарками к Иисусу Христу (Мт. 2:10, 11).

3_Навуходоносор_1

Навуходоносор

4__Три отрока в пещи огненной. Мозаика монастыря Осиос Лукас, Греция. 1030 - 1040-е годы.

Три отрока в пещи огненной. Мозаика монастыря Осиос Лукас, Греция. 1030-1040-е годы.

5_1_Поклонение волвов Боттичелли

Поклонение волхвов. Боттичелли. 

Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе. В них отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его «истощанием» (кенозисом), Его уничижением, явилось для Него своего рода Крестом, первым Крестом, может быть, менее легким, чем Крест последний, то есть Распятие. Сын Божий, воплотившись, принимает «перстность» человеческого естества - образ «раба».

6_Католичесое Рождество

Рождество у католиков

7_Распятие_Альбрехт Альтдорфер Распятие Христа

Распятие Христа. Альбрехт Альтдорфер. 

В каноне нет подробностей о рождении Спасителя. Зато оно описано в нескольких апокрифах. Примечательно, что многие детали в них совпадают.

Апокрифическое «Евангелие псевдо-Матфея» так описывает события Рождества: «И ангел, сказав это, приказал Иосифу остановить животное, на котором ехала Мария, так как пришло время родов. Он велел Марии сойти с седла и войти в подземную пещеру, куда никогда не проникало солнце, и тьма постоянно пребывала там.

При появлении Марии вся пещера озарилась таким ярким сиянием, будто там взошло солнце, хотя был шестой час дня, и пока Мария находилась в пещере той, она непрерывно, днем и ночью, озарялась этим небесным сиянием. И Мария родила Сына, которого ангелы окружили от рождения Его и поклонялись Ему, говоря: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, человекам благоволение!»

Уточним: шестой час дня по иудейскому, а не современному календарю.

8_Мария и Иосиф входят в пещеру

Мария и Иосиф входят в пещеру 

О том, что конкретно происходило в полухижине-полупещере, бывшей, по преданию, домом Иессея, отца царя Давида, где родился Псалмопевец, 25 декабря 5 года до н.э., подробно рассказал старший брат Господень Иаков Праведник в своем «Протоевангелии», основном и наиболее древнем (самые ранние редакции относятся ко второй половине II века) источником истории о Рождестве.

Впрочем, сам момент появления на свет Младенца вообще никем не описан. Возможно, намек на это грандиозное событие содержится в «Протоевангелии» в том абзаце, где сын Иаков приводит воспоминание своего отца Иосифа Обручника о том миге, когда тот, оставив Марию, пошел в Вифлеем искать повитуху. Это было обязательно. Даже сейчас не каждый мужчина, если он не медик, осмелится принять роды. В Иудее на рубеже двух эр это было строжайше запрещено: роженица считалась нечистой не только в момент деторождения, но и в течение восьми дней после того, если появился мальчик, и двух недель, если девочка.

9_Иосиф Обручник_Рени Гвидо 

Иосиф Обручник. Рени Гвидо.  

Наггар (так в Иудее называли строителей, плотников, каменщиков и ученых) шел - и одновременно не двигался. «Посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежащих подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие пищу не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и в этот миг все остановилось.

И увидел я женщину, спускающуюся с горы, которая сказала мне: «Человек, куда ты идешь?» Я отвечал: «Ищу повивальную бабку». В ответ она спросила меня: «Ты из Израиля?» И я сказал ей: «Да».

Она же сказала: «А кто такая, кто рожает в пещере?» Я ответил: «Она обручена со мной».

И она сказала: «Она не жена тебе?» Тогда ответил я: «Это Мария, которая выросла в храме Господнем, и я по жребию получил Ее в жены, но Она не жена мне, а зачала от Духа Святого». И сказала мне бабка: «Правда ли это?» И ответил я: «Пойди и посмотри». И повитуха пошла вместе со мной...» (Протоев. Иакова).

По преданию, эту женщину звали Гелома.

10_Иосиф и Гелома

Иосиф и повитуха Гелома 

Но оказывается, повитуха была не одна.

«Иосиф пошел искать опытную женщину, и когда он возвратился в пещеру, Мария уже родила Свое Дитя. И сказал Иосиф Марии: «Я привел Тебе двух женщин, Гелому и Саломею, они ждут у входа в пещеру и не могут войти из-за слишком яркого света». Мария, слыша это, улыбнулась. И сказал Ей Иосиф: «Не смейся, но будь осторожна, как бы не понадобилась Тебе какая-либо помощь». И он приказал одной из женщин войти».

11_1_Гелома и Саломея_верный вариант

Гелома и Саломея. «Рождество Христово» (Робер Кампен, ок. 1420). У Геломы (изображена спиной) на ленте начертано: «Virgo peperit filium» (лат.: «Дева родила сына»), у Саломеи — её имя и слова: «Credam qum probavero» (лат.: «Уверую, когда ясно представлю!»), у ангела, обращающегося к Саломее, — «Та, puerumet sanaberis» (лат.: «Коснись Младенца и исцелишься»).  

Это свидетельство сложившегося не ранее IX века «Евангелия псевдо-Матфея» – латинской версии описания детства Марии и Иисуса, основанной на более ранних евангелиях детства. Прочие апокрифы упоминают о повивальной бабке, но не называют ее имени и не сообщают о чудесном засвидетельствовании ею сохранения девственности Марии. Оба источника говорят о двух повивальных бабках, приведенных Иосифом. Повитухи не помогали Марии при родах, ибо Младенец вышел из утробы Сам, а появившийся при этом яркий свет не позволил никому подойти к Богоматери.

14_1-Мария с младенцем_Вильям Бугро

Мария и младенец Иисус 

А вот еще одна версия, во многом схожая с предыдущими, приведенная в арабском «Евангелии детства» (или младенчества).

13_Евангелие детства

«Евангелие детства» 

«И вот, когда подошли они к пещере, ... сказала Мария Иосифу, что настало Ей время разрешиться от бремени и что не может Она дойти до города.

И сказала Мария: «Войдем в эту пещеру». И было в то время солнце на закате.

Иосиф поспешил искать знающую женщину, которая помогла бы Марии. И вот встретил он старую израильтянку, шедшую из Иерусалима.

И, приветствуя ее, сказал: «Войди в эту пещеру, ты найдешь там женщину рождающую».

Когда солнце зашло, пришел Иосиф с женщиной к пещере, и вошли они.

И вот сияла пещера вся светом, превосходившим свет факелов многих и блиставшим ярче солнца полуденного. И Младенец, завернутый в пелены и положенный в ясли, сосал грудь Матери Своей Марии.

14_Мария с младенцем Иисусом 

Мария с Младенцем Иисусом 

Оба были поражены удивлением при виде этого света, и спросила женщина Марию:

«Не Ты ли Мать этого Младенца?»

И когда Мария ответила утвердительно, сказала Ей женщина: «Не походишь Ты на дочерей Евы».

И ответила Мария: «Как среди младенцев нет подобного Сыну Моему, так и Мать Его единственная между женами».

Тогда сказала женщина: «Госпожа Моя  и повелительница, я пришла сюда, чтобы получить награду навеки».

И ответила Мария: «Возложи руки твои на Младенца».

И когда женщина сделала так, то она очистилась, и, когда она вышла, сказала:

«Отныне буду я прислужницей Младенца сего и буду служить Ему во все дни моей жизни»...

Добавим, что, согласно другим источникам, Гелома страдала от частичного паралича, но исцелилась, коснувшись Младенца.

Когда настало время обрезания, то есть восьмой день, время, когда закон предписывает обрезать новорожденного, они обрезали Его в пещере.

15_Обрезание в древней Иудее

Обрезание в древней Иудее

16_1_Михиль ван Кокси (1499-1592). Обрезание Христа. Фрагмент. 1589 г. Панель, масло. 255 x 210 см._

Обрезание Христа. Фрагмент картины. Михиль ван Кокси. 1589 г. 

И старая израильтянка сохранила крайнюю плоть (другие говорят, что она сохранила пуповину) и положила ее в алебастровый сосуд, наполненный маслом старинного нарда» (Еванг. дет.)

Поясню читателям, что алебастр (скляница) – вид гипса (или белый, или черный), мелкозернистый, годный к полировке. Название он получил от алебастровой горы и города Алебастрон в Египте у Фив. Ныне это гора св. Антония. Из него делали вазы, урны, бутыли, склянки, в основном, для благовоний.

17_1_Алебастр

Алебастр

18_Фрески алебастр Египет

Алебастровые фраски, Египет

19_Древние Фивы столица египта

Древние Фивы – столица Египта 

«И у нее был сын, торговавший благовониями (по преданию, это был Иосиф Аримафейский, который покупал их у Никодима, имевшего мастерскую для их изготовления, и на кораблях экспортировал в другие страны, вплоть до Британии), и она дала ему этот сосуд, говоря:

20-Иосиф аримафейский 

Иосиф Аримафейский

21_Беседа Иисуса с Никодимом

Беседа Иисуса с Никодимом 

«Берегись продать этот сосуд, наполненный благовонием нарда, хотя бы тебе предлагали триста динариев.

22_Сосуд с крайней плотью Христа

Сосуд с крайней плотью Христа 

И был это тот сосуд, который Мария грешница купила и возлила миро на голову и ноги Господа нашего Иисуса Христа, отирая их волосами своими» (Еванг. дет.).

23_Грешница помозвает ноги Христа

Грешница помазывает ноги Христа 

Продолжение - во 2-й части этого выпуска. Пока же давайте послушаем молитву Отче наш на языке Спасителя – арамейском в исполнении замечательного певца – настоятеля монастыря Тринадцати ассирийских отцов в грузинском селе Старая Кунда Серафима бит-Хариби.

 

Молитва Отче наш (в современной орфографии):

«О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!

Да святи́тся и́мя Твое́,

да прии́дет Ца́рствие Твое́,

да бу́дет во́ля Твоя,

я́ко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;

и оста́ви нам до́лги наша,

я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;

и не введи́ нас во искуше́ние,

но изба́ви нас от лука́ваго».

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения