26 апреля 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Продолжаем дискуссию о причине поездки Святого Семейства в Вифлеем (как этот город мог выглядеть в конце I века до н.э. показано на картине над заголовком). Речь у нас шла о попытках некоторых историков и библиеведов доказать, что описанная в «Евангелии от Луки» перепись произошла в 5 году до н.э., а не в 6 году н.э., как на самом деле. Почитаем их дальнейшие аргументы.

«В 1647 году был найден камень с гробницы одного из офицеров армии Августа в Венеции; на этой каменной плите имелась надпись, повествующая о сборе податей, который проводился Квиринием в Апамее и по всей Сирии… Вот что было написано на той табличке: «По повелению Квириния я произвел перепись населения в Апамее, городе с населением в 117000 человек. Также по повелению Квириния я выступил против итуреян и захватил их крепость в горах Ливана». Дату этой переписи определить трудно, однако, поскольку царю Ироду на протяжении всей его жизни было позволено выпускать только медные монеты, и, кроме того, так как он потерял доброе расположение к себе со стороны императора в 8 г. до Р. Х., то, очевидно, что должны были произойти какие-то изменения в порядке сбора податей с привилегированной Палестины. Что касается Квириния, то мы знаем, что император доверил ему дела на востоке и надзор за сбором податей в 12 г. до Р. Х. Так как смещение Ирода Великого произошло в 8 г. до Р. Х., то и первая перепись, apographe, центр которой располагался в Палестине, должна была начаться к 7 г. до Р. Х. Иосиф (Флавий) пишет: «На 37-й год после победы кесаря в Актиуме Квириний завершил (apotimesis)» - «окончательную перепись».

2_Монета Ирода 

Монета Ирода 

Опять натяжки и выдумки. Надпись на камне ничего о сроках не говорит. С чего бы это Палестина была «привилегированной»? С ее населения, как и в прочих римских провинциях, драли три шкуры. Какое отношение имеет чеканка медных монет Иродом к изменениям в сборе податей? Откуда автор взял, что Ирод был смещен в 8 году до н.э., а Квириний стал наместником на востоке в 12 году до н.э.? Никаких документов, подтверждающих это, нет. Если перепись началась в 7 году до н.э., почему она дошла да Иудеи только через два года? Да и Венеция возникла лишь в 452 году во время нашествия царя гуннов Аттилы на Италию, так что место находки исходной таблицы вызывает сомнение в ее подлинности. Население Апамеи в 117 тысяч человек - вранье, тогда в ней было бы больше жителей, чем в Иерусалиме.

3_Венеция_Венеция в XVIII веке, худ. Каналетто 

Венеция в XVIII веке, художник Каналетто 

Еще одна цитата:

«Лука в своем описании рождения Иисуса использует выражение «первая перепись». Она всегда включала в себя доклад властям, перепись и декларирование имущества. Только после этого появлялся apotimesis, определились категория и уровень подати».

Непонятно, почему одну перепись необходимо было проводить в два этапа. К тому же, есть мнение, что под словом «первая» евангелист имел в виду «первая, проведенная Квиринием».

«Из уважения к еврейским предрассудкам, нарушение которых было всегда сигналом к внутренним беспокойствам и возмущениям, перепись совершалась не как у римлян, по месту жительства каждого, но, согласно еврейского обычая, по поселению, к которому семейство первоначально принадлежало».

Не было у иудеев никаких законов о переписи – она считалась святотатством. Людей пересчитывали лишь при наборе в армию.

И тут же тот же автор этой подделки сам себе противоречит.

«...Именно таков был тогда в Римской империи порядок проведения переписи населения. Об этом говорит папирус тех лет (датируемый I в. по Р. X.), не так давно найденный в Египте: «В связи с предстоящей переписью населения необходимо, чтобы все, кто по той или иной причине живет вне собственного дома, были готовы немедленно вернуться под власть своих правительств, чтобы всей семьей зарегистрироваться для переписи и сохранить за собой возделываемые земли, принадлежащие им».

5_1_Карта 

Карта Римской империи времен Иисуса

6_1_Древний папирус_1

Древний папирус 

То есть речь шла о возвращении людей, которые временно проживали вдали от дома, к месту нахождения своей собственности! И это вполне естественно.

Как и сейчас, в античную эпоху налогоплательщиков заносили в списки не там, где они родились, а там, где постоянно жили! Как можно было брать подати с Иосифа в Вифлееме, где он появился впервые за множество лет, а не в Назарете, где он почти безвыездно провел эти годы? Как бы мог прокуратор Квириний заставить множество евреев идти в места своего рождения для подобной переписи? Да и зачем? И как бы римляне и местные мытари проверили, что Обручник появился на свет именно в Доме Хлеба, а не где-то еще? Паспортов тогда не существовало!

Далее, по римским законам мужчины не были обязаны приводить на перепись женщин и детей, достаточно было заявления о них; это правило касалось и жителей покоренных провинций. Так что Марии вовсе не нужно было отправляться в Вифлеем — даже и в том случае, если бы перепись велась как во времена Давида: женщины в иудейской переписи игнорировались, а мужчины считались по племенам.

И последнее: если перепись проходила в 5 году до н. э., зачем было повторять ее спустя всего одиннадцать лет? В те времена цензы проводились хорошо если раз в полвека.

Нет, в Вифлеем Святое Семейство отправилось, невзирая на риск выкидыша или смерти Марии, несмотря на тяготы пути, во имя великой цели — дабы исполнилось пророчество Михея: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:6). Именно по этой причине потомки Давида делали все возможное, чтобы их сыновья рождались в Доме Хлеба.

7_1_Пророк Михей 

Пророк Михей 

Лука создал свой благовест спустя, по меньшей мере, полвека после этих событий и, вероятно, приписал членам Святого Семейства неверные мотивы, заставившие их совершить странный с точки зрения здравого смысла и обычной логики поступок. При этом, возможно, он спутал два восстания, поднятых человеком (или двумя людьми) по имени Иуда. Причиной первого, случившегося после марта 4 г. до н.э., вскоре после Рождества, была смерть Ирода, второго, вспыхнувшего в 6 году, — перепись.

Есть только одно рациональное объяснение путешествия Святого Семейства в Вифлеем, если вдруг я ошибаюсь и никому не ведомая перепись действительно состоялась все же в 5-4 годах до н.э.

«И Мария, и Иосиф были из дома Давидова, и это означает, что собственность их семьи, которая по иудейским законам не могла быть передана другому колену, должна была находиться в окрестностях Вифлеема, и именно поэтому они отправились в Вифлеем».

Мысль вполне логичная, но она полностью опровергается утверждением апокрифов о бедности Марии и Иосифа. Впрочем, какая бедность?! У них помимо двух домов и мастерской в Назарете, оказывается, имелась еще и собственность в Вифлееме! Кстати, родители Приснодевы Иоаким и Анна были очень богаты, куда же подевалось огромное наследство их единственной дочери?

8_Родители Марии_ святый праведные Иоаким и Анна 

Родители Марии святые праведные Иоаким и Анна 

Словом, так или иначе, а в Бейт-Лехем будущие родители Христа отправились. И случилось это, по моим подсчетам, 18-20 декабря 5 года до н.э. по еврейскому календарю (путь Назарет – Вифлеем занимал 5-6 дней).

Часть вещей, которые древние иудеи обязательно брали с собой в путешествие, показана на рисунке внизу.

9_ Обязательные для путешестввия вещи 

Обязательные для путешествия вещи 

Согласно апокрифу, Иосиф сначала сомневался, брать ли жену с собой. Римские законы этого не требовали: достаточно было заявления о наличии супруги. И дело здесь было не только в трудностях пути.

«И сказал Иосиф: сыновей своих запишу. Но что делать мне с этой девой? Кем записать ее? Женой? Мне стыдно. Дочерью? Но все сыны Израилевы знают, что она мне не дочь. Да покажет день Господень, что будет угодно Господу» («Протоев. Иакова»).

10_1_Иосиф и Мария

Иосиф и Мария 

Возможно, здесь сыграл роль тот факт, что у Марии тоже имелась какая-то собственность в Вифлееме, которую надо было зафиксировать в официальных документах. Предание утверждает, что Рождество произошло в древнем доме Иессея – отца Давида, где и родился великий царь, и что это была собственность Иосифа Плотника. Но, может, полухижина-полупещера принадлежала другому потомку Давида – Марии? Такое предположение, конечно, правомочно.

Однако завершим дискуссию о причинах путешествия Святого Семейства из Назарета в Вифлеем и отправимся в конечный пункт их маршрута. Возможно, первое, что они увидели в окрестностях Бейт-Лехема – знаменитое гумно (площадка для молотьбы зерна), где, согласно Ветхому Завету праматерь Руфь и ее свекровь Ноеминь собирали колосья. Это историческое место свело чужестранку Руфь, потерявшую первого супруга, с будущим вторым мужем – иудеем Воозом, отчего она вошла в число предков Мешиаха. Сейчас этот участок в окрестностях Вифлеема выглядит примерно так же, как две тысячи лет назад.

11_ Гумно в окрестностях Вифлеема 

Гумно в окрестностях Вифлеема

12_Руфь собирает колосья

Руфь собирает колосья 

Назарет отстоит от Вифлеема на расстоянии 3-4 дней ходьбы по нынешнему прямому пути через Изреельскую долину, Самарийские и Иудейские горы, Гинею, Бетулию, Сихем, Летону, Вефиль, Тель-эдь-Фуль, Иерусалим и долину Рефаим. Беспрерывно, один за другим, по этой дороге тянулись караваны. Простой народ шел пешком, но почти всегда за каждым семейством следовал осел; это неутомимое и неприхотливое относительно пищи животное несло провизию и одежду своего господина и для бедняков обыкновенно заменяло лошадь.

13_Карта Иудеи 

Карта Иудеи

14_2_Дорога Вифлеем Иерусалим Назарет

Дорога Вифлеем – Иерусалим - Назарет 

Для Марии 90-мильный (около 160 км) путь, который Она проделала верхом на осле, оказался долгим и изнурительным. Мы можем представить, как Богородица печет хлеб в дорогу, сушит мясо, наполняет дорожную сумку чечевицей и мешок из козьей шкуры — колодезной водой; как укладывает пеленки для будущего младенца. Как Иосиф седлает своего ослика и навьючивает на него одеяла из козьей шерсти, чтобы им было на чем спать и чем укрываться, поскольку декабрьские дни в холмах Галилеи и Иудеи обычно бывали холодными и дождливыми. Без сомнения, не одну ночь они провели под открытым небом, не найдя другого пристанища.

15_Маршрут Вифлеем Назарет 

Маршрут Назарет - Вифлеем 

По преданию, супругов сопровождали двое сыновей Иосифа – Иуда и Иаков. Это путешествие хорошо запомнил будущий глава первохристиан и отразил в своем «Протоевангелии»:

«И посадил Ее на осла оседланного и повел его один сын, а Иосиф с другим сыном пошел за ними. И прошли три мили. И обернулся Иосиф и увидел, что Она печальна, и подумал, что находящийся в Ней плод печалит Ее. Потом опять посмотрел Иосиф и увидел, что Она радостна, и спросил Ее: «Мария, отчего я вижу Твое лицо то грустным, то веселым?»

И Мария ответила Иосифу: «Оттого, что Я вижу перед глазами два народа, один плачет и рыдает, другой радуется и веселится». И прошли половину пути, и сказала ему Мария: «Сними Меня с осла, ибо то, что во Мне, заставляет Меня идти». И он снял Ее с осла и сказал Ей: «Куда мне отвести Тебя? Ибо место здесь пустынно...» (Протоев. Иакова).

16_Святое Семейство в пути 

Святое Семейство в пути 

Конечно, нервозность Марии объяснялась и естественными причинами: изменениями психики, обычными у беременных, страхом перед родами у молоденькой женщины, по нашим понятиям, совсем девочки. Тревожили опасности пути: зимние ночные холода, изредка выпадающий снег, превращающий узкие горные тропинки в скользкие, раскисающие под солнечными лучами мелкие ручейки, на которых везущий Ее ослик постоянно спотыкался и увязал в грязи. Но больше всего Избранница страшилась того, что случится потом. Что ждет Ее с появлением Сына? Беспокоили и более прозаические мысли: где устроится Она в Вифлееме?

Как все произошло в дальнейшем, расскажем в следующей части. Пока же, по традиции, послушаем псалом 121 на иврите.

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения