27 апреля 2024, суббота
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 20). Бегство в Египет. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 20). Бегство в Египет. Часть 1.

Бе́гство в Еги́пет — описанный только в Евангелии от Матфея поспешный уход Святого Семейства в Страну пирамид, чтобы избежать избиения младенцев, произведённого по указанию царя Ирода (показано на фреске Джотто (капелла Скроввеньи) над заголовком). Евангельский рассказ об этом событии чрезвычайно краткий, большинство подробностей содержится в апокрифических «Евангелиях детства».

2_Евангелист Матфей

Евангелист Матфей

После того как волхвы, принеся свои дары Младенцу Иисусу, не вернулись к Ироду, праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мт. 2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. Евангелист связывает (Мт. 2:15) бегство в Египет с пророчеством Осии: «Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1). Итак, Сыну надлежит отправиться в Египет, дабы быть вызванным оттуда, пока еще Он юн. Ведь Мешиах – олицетворение Израиля.

3_Ангел велит_Сон Иосифа_Художник Лука Джордано

Ангел велит Иосифу убегать в Египет. Картина "Сон Иосифа". Художник Лука Джордано.

4_пророк Осия

Пророк Осия 

К сожалению, здесь в двух благовестах встречаются противоречия.

Евангелист Лука повествует далее: Пресвятая Дева и Иосиф после Сретения возвратились в Галилею, в свой город Назарет. Но от Матфея мы знаем, что это возвращение последовало после поклонения волхвов в Вифлееме, избиения младенцев, бегства Святого Семейства в Египет и возвращения оттуда. Тут явное противоречие! И отчего Лука ничего не говорит о поклонении волхвов и других последовавших за тем событиях? Да и вообще, почему в разных евангелиях встречаются разные эпизоды из жизни Искупителя?

5_Евангелист Лука_художник Андреа Матенья

Евангелист Лука. Художник Андреа Матенья. 

Эти загадки библиеведы разъясняют следующим образом.

Ни один из четырех евангелистов не имел притязаний на полное изложение всей истории земной жизни Иисуса; да это было бы и невозможно, судя по свидетельству апостола Иоанна, оканчивающего свой благовест такими словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).

6_Евангелист Иоанна Богослов

Евангелист Иоанн Богослов 

Первое евангелие, как предполагается, создал Матфей и записал в нем все, что было ему достоверно известно и чему он притом придавал особое значение. А писал он с целью убедить народ избранный, что Иисус, Сын Девы Марии, есть именно Тот Мешиах, о Котором так много пророчеств содержится в книгах Закона и пророков. После него спутник апостола Петра, Марк, по просьбе христиан, живших в Риме, записал для них устную евангельскую проповедь Кифы. Когда же сей труд был им окончен и одобрен самим апостолом Петром, то стал известен под названием Евангелия от Марка.

7_Евангелист Марк

Евангелист Марк

8_Апостол Петр_художник Рембрант

Апостол Петр. Художник Рембрант. 

В то время многие стали описывать события из жизни Христа, но их писания были недостоверны (потому и отвергнуты Церковью). Ввиду этого спутник апостола Павла, Лука, рассудил, как сам объясняет в предисловии, описать по порядку, по тщательном исследовании всего с начала. «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, — то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:1-4).

9_Апостол Павел

Апостол Павел

Значительно позже, когда из всех апостолов оставался в живых один Иоанн, малоазийские епископы упросили его написать им новое Евангелие для изобличения умножившихся в то время еретиков. Богослов исполнил их просьбу и создал свое, четвертое Евангелие, объяснив цель написания его в следующих словах: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Составляя этот благовест, апостол Иоанн имел, конечно, под руками все три принятые Церковью Евангелия, ранее написанные, поэтому он не повторяет того, что подробно и удобопонятно изложено в них, но или описывает пропущенное ими, или же дополняет и поясняет их повествования, где в этом встречалась надобность.

Итак, все четыре благовеста надо рассматривать как повествования, взаимно друг друга пополняющие, вследствие чего умолчание одного евангелиста о событиях, о которых повествует другой его коллега, нельзя принимать за отрицание этих событий. Если бы, например, Лука и Иоанн отрицали описанные одним только Матфеем поклонение волхвов, избиение младенцев, бегство в Египет и возвращение в Назарет, то, конечно, не преминули бы упомянуть об этом в своих писаниях. Следовательно, умолчание ими этих событий следует считать признанием истинности описанного Матфеем и нежеланием повторяться.

О самом бегстве и его продолжительности канон не дает никаких подробностей, сообщая только то, что Святое Семейство ушло из Вифлеема ночью и возвратилось уже тогда, когда Иосиф получил во сне уверение, что Младенцу можно безопасно возвратиться в землю Его рождения.

Насчет Бейт-Лехема – вопрос. Может быть, после внесения Младенца во Храм Мария, Иосиф и Иисус заночевали в Иерусалиме, где и получили от Гавриила (обычно он был небесным вестником) предупреждение об опасности. Но в каноне об этом ни слова.

Зато апокрифические сказания представляют множество подробностей о том, как во время пути в Египет пребывавшие там драконы приходили и кланялись Младенцу, львы и леопарды благотворили Его, где только ступала Его нога, расцветали розы иерихонские, пальмы по Его мановению склонялись для доставления своих фиников, разбойники были устрашены Его величием, и самое путешествие чудесно сократилось.

Попробуем опустить сказочные подробности и нарисовать более или менее правдоподобную картину путешествия Святого Семейства в Египет и внутри этой страны.

 10_Маршрут

Маршрут путешествия Святого Семейства в Египет 

Помогут нам в этом египетские христиане – копты, у которых эта история описана довольно подробно. Классическим источником считаются труды папы Теофилиуса, 23-го патриарха Александрийского (384-412 гг.). В них он рассказывает, как однажды, после долгой молитвы, Дева Мария явилась ему и поведала о пребывании Святого Семейства в Египте.

11_2_Копты_фрески_Фрески монастыря св.Аполлония( Бауит 6 век н.э.)

Копты. Фрагмент фрески монастыря св.Аполлония (Бауит 6 век н.э.)

12_Дева Мария_художник Джованни Баттиста Сальви, Сассоферрато

Дева Мария. Художник Джованни Баттиста Сальви (Сассоферрато).

«Протоевангелие Иакова», как и канон, ничего не говорит об этой истории, зато пустоту заполняют «Евангелие Псевдо-Матфея» (IV век) и «Арабское евангелие детства Спасителя» (IV век). Коптская церковь давно уже канонизировала несколько мест, где останавливались беглецы. Ныне это места поклонения многих христиан.

Иконография бегства в Египет тоже базируется в большинстве случаев исключительно на апокрифических источниках. Только начальная и конечная сцены (явления ангела Иосифу в Иудее и Египте) основаны на канонических текстах.

Давайте будем сами себе задавать вопросы и на них отвечать.

Кто-нибудь сопровождал Святое Семейство в пути?

По преданию, с ними было трое отроков. Кто конкретно? Точно Иаков, будущий праведник, и, возможно, Иуда, другой брат Господень. Только эти два сына оставались жить с отцом, Иосифом Плотником, остальные двое сыновей и двое дочерей обзавелись собственными семьями и поселились отдельно.

13_Сыновья Иосифа с Иисусом

Сыновья Иосифа Праведника со Спасителем

Третий не назван. Предание гласит, что это был еще один сын Обручника.

Думаю, стоит здесь прислушаться к апокрифу: старцу, недавней роженице и Младенцу одним отправиться в путь длиной в тысячу километров и месяцы по времени было бы опасно.

Другие апокрифы утверждают, что с ними отправились мать Богородицы Анна, бабушка Христа, и повивальная бабка Гелома (по другой версии, ее дочь и коллега Саломея). Тоже вполне разумно, иначе молодой матери было бы очень трудно в дороге. Имелись у них ослик, два вола и повозка.

14_Мать Богородицы святая Анна

Мать Богородицы святая Анна

15_Гелома и Саломея

Гелома и Саломея с Младенцем 

Как именно они шли?

Скорее всего, по широко известной Виа Марис – Морской дороге, как называли римляне один из древнейших в истории караванных путей. Вел он через города по побережью Великого (так тогда называли Средиземное) моря — Аскалон, Газу, потом Пелузий. Миновав Риноколуру, реку, что отделяет Египет от Сирийской пустыни, и ступив на другой брег потока сего, они оказались уже вне всякой власти Ирода.

16_2_Аскалон_Остатки церкви Санта-Мария-Виридис

Аскалон. Развалины церкви Санта-Мария-Виридис.

17_Газа

Газа

18_2_Пелузйи развалины крепости

Пелузий, развалины крепости

19_Река Риноколура

Река Риноколура 

Не безопаснее ли было бы идти через пустыню? Там их не сумели бы найти никто и никогда.

Такой путь был бы слишком тяжек для юной Матери и Новорожденного. Отправились ночью. Дошли до селения Матария на правом берегу Нила, там жили их соплеменники.

20_Селение Матария раскопки современность

Матария, раскопки, наши дни.

21_Нил

Нил 

О дальнейших событиях – в следующем выпуске. Пока же послушаем Гавина Шри Амнона. Этот его текст называется «Омнисутра Эфиопия», конкретно взят из «Книги Еноха». Поется он на древней семантической форме эфиопского языка, родственного с ивритом.

22_Книга Еноха

«Книга Еноха» 

Патриарх Енох первым из людей был взят живым на небо (вторым стал пророк Илия). Именно он заполнил пустоту в каноническом Ветхом Завете, рассказав о событиях, приведших к Великому Потопу, о восстании ангелов, появлении Стражей и т.д.

23_Патриарх Енох

Патриарх Енох 

Все Святое Семейство, апостолы, да и практически все иудеи знали все три «Книги Еноха», хотя они и считались апокрифами. В Египте жило много эфиопов, с которыми иудеи могли изъясняться на схожих языках.

24_Древние эфиопы

Древние эфиопы

 18+

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 7.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения