05 мая 2024, воскресенье
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 2.

В предыдущем выпуске я задал несколько вопросов относительно детоубийства, в частности избиения младенцев по приказу Ирода (картина Винсента Адриансена на эту тему показана над заголовком), на которые попытаюсь ответить.

Итак, детоубийство, по-научному инфантицид, — умышленное лишение жизни ребенка, включающее в себя убийство матерью новорожденного (ноонатицид).

Оно широко практиковалось во многих древних культурах как средство регулирования рождаемости. Наиболее ранние примеры относятся ещё к каменному веку: процент детоубийств от общего числа рождений в период неолита составлял от 15 % до 50 %. Тогда же впервые проявляется тенденция к избирательному уничтожению младенцев женского пола: по оценкам исследователей, в период палеолита убивалось около половины новорождённых девочек. Часто детей просто оставляли в безлюдных местах, где они умирали от истощения и гипотермии.

2_Остатки детских скелетов

Остатки детских скелетов кроманьонцев 

Так что мифы и легенды о чудесном спасении младенцев имели под собой реальную основу.

Избирательное детоубийство девочек было особенно широко распространено в странах Азии, в частности, в Индии, Китае и Японии. Во времена династии Сун в некоторых областях Поднебесной стандартным числом детей в семье было трое сыновей и две дочери (в бедных — двое и одна), остальных убивали. В Японии подобный обычай бытовал под названием «мабики», буквально означавшим «выпалывание лишних растений из чрезмерно разросшегося сада». В Индии систематически уничтожались незаконнорождённые девочки. Кроме того, бедные индусы часто избавлялись от «лишних» младенцев, выбрасывая их в Ганг под видом жертвоприношения. Британские власти вели активную борьбу с этой традицией, но законодательно она была запрещена лишь в XIX веке.

3_Река Ганг

Река Ганг 

Убийства нежеланных или незаконнорождённых детей были распространены и у древних народов Европы. Хотя Тацит утверждал, что германцы считали «постыдным» избавление от нежеланных отпрысков, судя по всему, такая практика всё же существовала. Германцы обычно оставляли обречённых на смерть младенцев в лесу. По обычаю новорождённый мог быть убит только до того, как он впервые вкусил пищи.

4_Древние германцы

Древние германцы 

Следы обычая убивать незаконнорождённых детей обнаруживаются в финском эпосе «Калевала»: Вяйнямёйнен советует убить ребёнка чудесно забеременевшей девицы Марьятты, однако полумесячный ребёнок вступает с ним в спор, и после этого герой отступает.

5_Герой Калевалы

Герой «Калевалы» Вяйнямёйнен 

У некоторых племён дети уничтожались из суеверных соображений — например, когда рождение ребёнка сопровождалось «дурными знаками» или когда его подозревали в одержимости злым духом. В Африке очень часто убивались близнецы по указанию колдунов.

6_Африканские колдуны

Африканские колдуны. Современное фото. 

Похожий обычай был зафиксирован у коряков: один из близнецов обязательно отправлялся на тот свет.

Инфантицид в древности обычно оправдывался тем, что младенец ещё не является полноценным человеком. Так, австралийский вождь, отправивший на тот свет подряд 15 своих детей, заявлял: «новорождённый не человеческое существо, его душа ещё не пришла в него». Новорождённый с анатомическим уродством уничтожался зачастую не потому, что он станет негодным членом общины, а потому, что рассматривался как продукт зачатия от демонического существа. Точно так же один из двойни считался продуктом подобного же вмешательства злых сил при зачатии, что служило оправданием для его ликвидации.

7_Австралийские злые духи

Австралийский злой дух 

Древние греки считали такие обычаи варварством, однако убийства новорождённых (особенно незаконнорождённых) были и в Элладе нередки. Чаще всего их просто оставляли в пустынных местах без присмотра, где они умирали от голода и холода. Решение, как правило, принимал отец семейства, хотя в Спарте его выносил совет старейшин.

Увечных или слабых спартанских младенцев по их приговору живыми сбрасывали с Тайгетской скалы. Правда, об этом писал только Плутарх. Археологи же не обнаружили в этом месте ни одного детского скелета, а только взрослых мужчин возраста от 18 до 35 лет.

8_Скала Тайгет

Cкала Тайгет

9_Спартанские старейшины сбрасывают младенцев со скалы Тайгет

Спартанские старейшины сбрасывают младенцев со скалы Тайгет 

Подобная традиция существовала и в Риме. Историк Страбон удивлялся тому, что в Египте принято выкармливать и воспитывать всех детей, в том числе и незаконнорождённых. Одним из первых римский инфантицид осудил греко-еврейский философ Филон Александрийский.

10_Филон Александрийский

Филон Александрийский 

Так что «цивилизованные» античные страны не отставали от «диких» народов.

Как ни странно, детоубийство очень часто вызывалось разнообразными соображениями – даже (не поверите!) в христианстве!

В XVIII веке убийство ребёнка было обычным методом, используемым многими самоубийцами, например Кристиной Йохансдоттер в 1740 году в Швеции. Причины этому были по своей сути религиозными. Согласно вероучению церкви, самоубийство является грехом и путём в ад; однако казненный за обычное убийство, который признался и раскаялся в своем преступлении, должен попасть в рай. Дети - идеальные жертвы: не могут оказать серьёзного сопротивления, а также, что важно, свободны от греха. В Швеции в XVIII веке желание самоубийцы совершить суицид было вторым самым распространённым мотивом детоубийства. (На первом месте стояли незамужние женщины, удушавшие новорожденных). На мой взгляд, это нелогично: очищенный от грехов тут же впадал в тяжкий грех самоубийства и попасть в рай по определению не мог.

Еще об одной – очень важной – причине инфантицида расскажу в следующей части выпуска.

Я долго искал какое-нибудь древнее музыкальное произведение на иврите или арамейском, помимо поминального кадиша, которое имело бы отношение к обсуждаемому нами вопросу. Не нашел. Зато у древних эллинов что-то похожее есть. Предлагаю послушать «Поклонение Гекате» на древнегреческом. Тут, правда, требуются кое-какие разъяснения.

Геката – древнегреческая хтоническая (то есть живущая в подземном мире) богиня, покровительница ведьм, волшебства и т.п. Однако в античности божества загробного мира не были воплощением абсолютного зла, как Сатана, Люцифер и Иблис в иудаизме, христианстве и исламе. Геката выполняла и вполне положительные функции: дарила мудрости в народных собраниях, счастье на войне, удачу в морском промысле, считалась покровительницей перекрестков, путников и т.п. Поэтому «черные» эпитеты в молитве к ней, не являются полностью отрицательными, как кажется нам, людям XXI века. Впрочем, в нижеприведенном отрывке они все положительные.

11_Геката_Триединый образ Гекаты (музей Кьярамонти, Ватикан) 

Триединый образ Гекаты (музей Кьярамонти, Ватикан) 

«Поклонение Гекате» создал один очень интересный наш современник по имени Гавин Шри Амнеон – мистик, художник, певец, композитор, организовавший школу мистицизма в Австралии. В своем проекте «Омнисутра» (сочетание двух слов из мертвых священных языков: «омни» - «все» на латыни и «сутра» - «молитва, притча» на санскрите) он возродил древние священные гимны и песни разных религий – шумерской, древнеегипетской, древнеиндийской и т.д.

«Поклонение Гекате» - компиляция отрывков из оригинальных источников: поэмы Гесиода «Теогония», гимнов поклонения Гекате и трех листов «черных» эпитетов этой подземной богини. Исполняется это произведение на инструментах, унаследованных от античной Эллады: флейте «кевели», кифаре, лире, струнном инструменте «самвине», четырехугольном барабане, цимбалах, двойной флейте «даулос», колоколе «чалкеофонон».

13_Бюст Гесиода 

Бюст Гесиода

14_Древнегреческие музыкальные инструменты

Древнегреческие музыкальные инструменты 

Поет Амнеон. Изображения Гекаты, каждое из которых иллюстрирует два эпитета, нарисованы им же.

Почему я выбрал это произведение? Иудеи его не слышали, а вот Ирод, который только притворялся религиозным евреем, вполне мог, так как принимал участие в древнегреческих и схожих с ним древнеримских религиозных церемониях.

 

«Здрава будь, Геката!

Неподдающаяся завоеванию, неукротимая.

Дикоглазая, свирепая охотница.

 Пьющая кровь богиня подземного мира, могучая отвратительница зла.

Непобедимая избавительница.

Свирепоглазая прядильщица паутины.

Подчиняющая подчиняющих.

Доминирующая сила.

Ужасающая змея.

Фантастическая царица мертвых….» 

18+ 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 18). Царь Ирод. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 19). Избиение младенцев. Часть 1.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения