19 сентября 2021, воскресенье
  • Человеческий облик Бога: Иисус как историческая личность (Выпуск 3). Сроки и место Тайной Вечери

Человеческий облик Бога: Иисус как историческая личность (Выпуск 3). Сроки и место Тайной Вечери

В конце прошлого выпуска я обещал осветить несколько «темных мест» в евангелиях: расхождения в них. Итак, благовестники-синоптики Марк, Матфей и Лука утверждают, что Последний Ужин состоялся в четверг 14 нисана, Иоанн — в пятницу 15 нисана. Расхождение мнимое. Новый день в Иудее I века начинался не как у нас в полночь, а с появлением на небе первых звезд.

Эта традиция восходит к Торе: «И создал Бог два светила великие: светило большое для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды...» (Быт.1.14) Это случилось в четвертый день творения. Луна часто появляется еще до наступления темноты, поэтому именно звезды означали начало суток, солнце — рабочего дня.

Точная дата Тайной Вечери связана с Распятием. Я позднее докажу, что оно произошло в пятницу 7 апреля 30 года по нашему календарю. Сейчас же не станем отвлекаться. 6 апреля того года звезды взошли на небосклоне примерно в 18.15, именно тогда закончился иудейский четверг и началась пятница. Апостолы, хотя и святые, все же были обычными людьми, свои евангелия писали спустя кто 30, а кто и полвека после Тайной Вечери, поэтому у синоптиков запечатлелось в памяти ее начало в четверг 14 нисана, а у Иоанна — окончание в пятницу 15 нисана.

Ну, а теперь приступим к рассказу о Последнем Седере — Пасхальном Ужине. Происходил он в Иерусалиме. Об этом великом городе — священном для почитателей сразу трех мировых религий — расскажем позже подробнее. В 30-м году там насчитывалось от 70000 до 100000 населения, но в праздничные дни, как свидетельствует историк Иосиф Флавий, — около миллиона человек, учитывая паломников.

Иерусалим

О нем создано больше фильмов и песен, чем о любом другом населенном пункте планеты. Послушайте две из них. Первая — хасидская старинная песня, вторая — «Золотой Иерусалим», современная в исполнении замечательной израильской певицы Офры Хазы.

Каким видели Учитель и апостолы Святой город, можно представить по этим макетам. Первый из них находится в Музее Библии в Амстердаме. Второй, гораздо более точный и большой (масштаб 1:50), — в Иерусалиме.

Иерусалима_22jpg_1

Макет Иерусалима

Для того, чтобы точнее определить местонахождение Сионской Горницы, следует привязать ее к другим известным евангельским объектам. Их три. О каждом их них подробно будет рассказано в соответствующих выпусках. Пока же — краткие характеристики.

Чуть ли не самой интересной частью Иерусалима, по праву, можно назвать гору Сион , которая расположена на юго-западе города. Она является символом сакральности и духовности, поскольку именно на ней расположились несколько самых святых и почитаемых у верующих иудеев, христиан и мусульман мест.

Сионская гора возвышается к западу от Храмовой горы и от древнейшего Иерусалима — города царя Давида. Так она и называлась в древности — «Западный холм». Вначале гора была за стенами города. Только во времена царя Хизкияу ( в синодальном русском переводе Иезекии), в середине периода Первого Храма, 2700 лет назад, город распространился на этот высокий и просторный холм. Здесь построили новый царский дворец, а рядом стали хоронить государей из династии Давида. К ней, кстати, принадлежал и Иисус из Назарета.

Спустя тысячу лет византийская царица Елена, мать Константина Расвноапостольного, дала этому холму новое название — Сионская гора. Первохристиане искали древние места, фиксировали их, зачастую переименовывая их. Так Цион (Сион), древнее имя града царя Давида («И захватил Давид крепость Цион, она же Город Давид». Шмуэль 2, 5, 7, в синодальном переводе Книга Царств) перекочевало с Восточного на Западный холм.

ГОРА СИОН

Сионская гора

Именно здесь стоял дом экс-первосвященника Анны, где состоялся первый суд над Спасителем. Ныне этот участок занимает армянский женский монастырь. В 30 году к северу от дома во дворе росла маслина, к которой первоначально был привязан Иисус. Потом Его перевели в подвал-темницу, оттуда вывели на допрос к Анне. Дерево не сохранилось, а вот узилище осталось. Хранится там и часть голела — огромного камня в виде круга, похожего на мельничный жернов, который закрывал вход в Гроб Господень. Как выглядел голел, можно увидеть на примере гробницы родичей Ирода (камни, затворявшие входы в пещерные захоронения, были примерно одинаковы). Из этого здания Пленника отправили на допрос к зятю Анны — первосвященнику Иосифу Каиафе.

Каиафа обитал, судя по всему, не в своем частном жилище, а в официальной резиденции верховных жрецов. На роль места, где она располагалась, претендуют сразу два участка на горе Сион. На одном сейчас находится армянский монастырь.

Между этим местом и домом Каиафы, по подсчетам разных паломников и библиведов, 50, 100, 170, 230 шагов, в любом случае они в нескольких минутах ходьбы друг от друга. Там тоже можно увидеть часть голела, который теперь служит алтарем. В длину он достигает примерно 185 см и весь залит гипсом для «сохранения от благочестивых повреждений» — попросту говоря, чтобы посетители не отбили кусок. Предосторожность нужная: обломки голела сами армяне похитили из Церкви Гроба Господня в XVII веке. Традиция красть священные реликвии была общепринята в Средневековье и даже не считалась преступлением: вместо воровства ее называли «перемещением» или «заимствованием». Хотя доходило до того, что отрывали пальцы у мощей святых, к примеру, Марии Магдалины.

Голел

Однако большая часть специалистов склоняются к тому, что территорию резиденции первосвященника ныне занимает построенная в 1931 году католическая церковь Святого Петра Галиканту. Последнее слово означает «петух» — в честь кочета, который пропел после того, как Петр трижды отрекся от Учителя. Галиканту в переводе с латыни — пение петуха. Это событие, как и второй допрос Христа, произошло здесь.

В этом доме крипта, то есть подземное погребение, состоит из глубокой (6 метров) ямы — тюремной камеры и на 3 метра расположенных выше ее других подземных пещер — передних помещений. В них стоят 7 колонн с отверстиями, к которым привязывали заключенных для бичевания, на стенах железные колья для крепления цепей. Это вторая темница Спасителя. В камеру Христа спустили через отверстие в ее своде с помощью веревок. Узилище можно увидеть на снимке.

Темница

75 метров (50 пассус — римский двойной шаг = 1,5 м), по другим данным — 50 метров отделяли это строение от Сионской Горницы.

В IV веке над этим местом императрица Елена, мать императора Константина, сделавшего христианство официальной религией, поставила храм. В том же столетии пилигрим из французскго города Бордо увидел там столб, у которого бичевали Христа. Теперь это колонна, поддерживающая церковный портик. На ней, словно на мягком воске, отпечатались плечи, руки и пальцы Спасителя. Этот столб, видимо, перенесли сначала из римской претории, где состоялось бичевание, в резиденцию Каиафы, потом в «Святой Сион», «Мать всех церквей» — в дом Тайной Вечери. Впрочем, по иудейской традиции IV века, не записанной в евангелиях, Христа бичевали и в доме Каиафы.

В доме Каиафы имеется еще одна святыня: небольшое четырехстолбие с остатками углей от костра, у которого грелся Петр перед трехкратным отречением.

Третий объект — Сионские ворота — одни из пяти в Иерусалиме I века. Дом Тайной Вечери находится от них в 65 метрах.

Сионские ворота

Сионские ворота, иначе «Врата Давида», которые можно увидеть на фото, были построены османским султаном Сулейманом Великолепным в 1540 году на древнейшем фундаменте. Сион, точнее Цион — первоначальное место, где Давид основал Иерусалим. Теперешний Сион получил имя от византийцев в IV веке. Прижившаяся ошибка дала название самому Иерусалиму и понятию сионизм.

Все три объекта указывают на то, что Сионская Горница располагалась в одной из богатейших частей Иерусалима — наряду с Римским кварталом и дворцом Ирода — на вершине горы Сион у южной стены нынешнего Старого города. Месторасположение их можно увидеть на схеме Иерусалима времен Христа. Оба объекта в левом нижнем углу, дом Тайной Вечери — ниже.

Карта

В следующем выпуске опишем первую христианскую церковь.

Юрий Пульвер

Можете задавать вопросы.

Выпуск первый

Выпуск второй

Продолжение следует

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения