27 января 2022, четверг
  • Человеческий облик Бога. Иисус как историческая личность (Выпуск 5). Участники Тайной Вечери

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность (Выпуск 5). Участники Тайной Вечери

Если бы в те звенящие напряжением и интригой дни можно было строго и точно исполнять обычаи, предписываемые Законом, то пасхального агнца для Христа и апостолов следовало выбрать в предыдущее воскресенье (тогда еще называвшееся не так, а просто — первый день недели). Но со времен плена вавилонского в древних постановлениях о проведении Пасхи произошло много изменений.

При страшном стечении богомольцев в Иерусалиме просто не имелось никакой возможности всем заранее запастись жертвенными ягнятами и козлятами (да-да, их также приносили в дар Яхве древние иудеи!). Для своих бытовых надобностей Помазанник почти никогда не совершал чудес. Не сделал Он этого и сейчас. Выручил богатый тайный ученик.

Кто же это был? Некоторые библиеведы приписывают эту честь Никодиму. Его имя в переводе с греческого означает «побеждающий народ».

часть_Христос и Никодим_1

Картина «Христос и Никодим»

Он упоминается только в «Евангелии от Иоанна» как тайный ученик Христа, фарисей, член синедриона. Можно понять по косвенным признакам, что Никодим был очень богат. Ему приписывают авторство апокрифического «Евангелия от Никодима». Почитается православной церковью в лике праведных. Святой Дмитрий Ростовский включил его в список Семидесяти апостолов, также сообщает, что Никодим примкнул к первохристианской общине и был изгнан из Иудеи. После смерти был похоронен рабби Гамалиэлем рядом с первомучеником Стефаном. Его мощи были обретены в 415 году.

Иоанн Богослов в своем благовесте упоминает его трижды. В главе 7 рассказано о тайном визите этого фарисея к Иисусу, во время которого Спаситель просвещает его насчет рождения свыше. В 14-й главе Никодим выступает на собрании фарисеев, обсуждавшем возможность ареста Иисуса во время праздника Кущей, и пытается защитить Христа. В 19-й главе он включен в число участников погребения Распятого: «принес состав из смирны и алоя, литр около ста, чтобы умастить тело Иисуса» (Ин.19:39)

Пятая часть_Никодим умащивает

«Никодим умащивает тело Христа миром перед погребением»

Сто литров благовоний, около сорока килограммов — баснословное богатство, достойное погребения царей. Мы знаем тому два примера. Так хоронили Ирода в 4 году до н.э. и Паппею, жену императора Нерона (погибшую от его руки) в начале 60-х годов.

В Иудее I века прикасаться к телу умершего было строжайше запрещено, делать это разрешалось только близким родственникам, сидевшим «шивех» — в трауре. Так что если Никодим хоронил Иисуса и касался Его, то он принадлежал к Святому Семейству (в него, вопреки распространенному мнению, входили не только Иосиф Обручник и Богоматерь, но и многие другие — о чем позже). Однако об этом нигде не сказано, ни в каноне, ни в преданиях.

А вот другой тайный богатый ученик Иешуа Га Ноцри (так звучало на арамейском имя Иисуса из Назарета) был родственником Мессии! Потому что он точно прикасался к мертвому Спасителю, так как обмотал его «пеленами», получившими название Плащаница. Кроме того, в апокрифическом труде «Учение двенадцати апостолов» он назван дядей воскресшего Лазаря и его сестер Марии и Марфы, с первой из которых Иисуса связывали особые отношения, о чем я расскажу в дальнейших выпусках.

Звали его Иосиф Аримафейский. Согласно всем четырем Евангелиям — богач, член синедриона, урожененец города Аримафеи или Рамафы (Рамы), входил в состав Семидесяти апостолов. Именно он просил у Пилата тело казнённого Мешиаха и, получив разрешение снять Его с креста, похоронил в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело плащаницей.

Христиане считают, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого» (Ис. 53:9).

В апокрифических текстах — «Евангелии Петра», «Деяниях Пилата» и других — содержатся дополнительные сведения об Иосифе. Так, например, «Евангелие Петра» сообщает, что он был личным другом Понтия Пилата. Иосиф причислен к лику святых. Память его в католической церкви — 17 марта и 31 августа, в православной — 31 июля и в Неделю жён-мироносиц (3-ю по Пасхе).

История Иосифа получила большое распространение в Средневековье благодаря преданию о Святом Граале — чаше, в которую он собрал кровь Христа. Еще по одной легенде, Иосиф передал копьё Лонгина (которым этот римский центурион проткнул тело мертвого Иисуса) некой легендарной личности, оставшейся в западноевропейской литературе под прозвищем «Король-Рыбак». Иосиф стал и хранителем Святого Грааля. Именно ему, помимо гробницы, принадлежали Гефсиманский сад с маслобойней и дом Тайной Вечери.

Пятая часть_Иосиф-Аримафейский.-Диптих-Святой-Грааль

Изображение Иосифа

Пятая часть_Иосиф Аримафейский умащивает

Иосиф умащивает тело Христа

Впрочем, подробнее об этой замечательной личности я расскажу в следующих выпусках, а пока продолжим разговор о других участниках Ужина.

Отец церкви Юстин Мученик (100-165 гг.), прозванный также Философом, писал, что в Последнем Седере участвовал старший брат Мессии — Иаков. Это имя в переводе с иврита означает «пята» или «следующий за пяткой». Первый обладатель этого имени патриарх Иаков был близнецом Исава и родился, держась за пятку старшего брата. Иаков, родич Иисуса, также имел прозвища Праведный, Оплот народа. Один из Семидесяти, первый епископ иерусалимский. Казнён иудеями около 62 года (а скорее в 64 году) в Иерусалиме.

Иакова называли «братом Господним», и это требует объяснения. Родным братом Иисуса он не является. Весьма распространена в христианстве версия, что он приходился Спасителю кузеном. По другой версии, его отцом был Иосиф Обручник, который был женат первым браком, то есть Христу Иосиф приходится сводным братом. Во время служения Спасителя, по свидетельству Евангелий (Мк. 3:21; Ин. 7:5), братья не признавали Его Мессией.

По предположению отцов церкви Иаков обратился и стал христианином после смерти Спасителя. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме того, последний упоминается в Деяниях апостолов (12:17;15:13—21;21:18) и в Послании к Галатам (1:19;2:9). Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов.

Античные писатели тоже сообщают, что Иаков стал первым епископом Иерусалима. Его упоминают, в частности, Евсевий Кесарийский и Иосиф Флавий. Праведник принял мученическую смерть: был сброшен с крыла Иерусалимского храма и побит камнями.

Большинство библеистов признают Праведника автором «Послания Иакова», входящего в состав Нового Завета. Хотя эта честь приписывается также двум одноименным апостолам — Зеведееву или Алфееву. Существует также апокрифическое «Протоевангелие Иакова», вроде бы написанное им, которое не вошло в состав канонических книг. Тем не менее многие сведения из этого произведения включены в состав Священного Предания, в частности повествование о Рождестве Богородицы и Её Введении во храм.

В Средневековье Иакова зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты уверены, что это два разных лица. Именем брата Господня названа литургия апостола Иакова, которая служится в различных церквях сирийской традиции.

Пятая часть_Иаков Праведник___

Изображение Иакова

Католическая церковь празднует его память 3 мая, православная — 23 октября (5 ноября) и в первое воскресенье после Рождества Христова.

В современной библеистике он считается представителем иудеохристианской традиции, противостоящей павлианскому христианству.

В ноябре 2002 года был обнаружен иудейский оссуарий (погребальный ящик с костями), надпись на котором гласит, что в нём похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Основная надпись — «Иаков, сын Иосифа» — выполнена в технике рельефа, в то время как вторая часть сделана прорезью, словно добавлена позднее. До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова однозначно не решён.

Пятая часть_Оссуарий

Пятая част_надпись

Оссуарий Иакова

Если непредвзято взглянуть на ситуацию с «братом Господним» не только глазами иудея I века, но даже нашего современника, то станет ясно, что настоящую роль Праведника мы принижаем. Если он якобы не признавал Иисуса и обратился только после Его смерти, как же старший брат Мессии стал главным в общине первохристиан сразу после Воскресения?! Это подтверждают и апостол Павел, ставя его перед Петром и Иоанном, «столпами церкви», и античные авторы. Конечно, он с самого начала был одним из главных учеников Мешиаха, хотя и не входил в Дюжину.

Не стоит удивляться, что родичи Спасителя стали первохристианами. Члены семей всех без исключения основателей великих религий становились их первыми последователями. Так до Иисуса случилось с Авраамом, Моисеем, Заратустрой и Буддой, после — с Мани и Мухаммедом.

Так как Песах — семейный праздник, члены Святого Семейства, естественно, присутствовали там вместе с Дюжиной. Из мужчин это были Иосиф Аримафейский (и родич, и хозяин дома, чье присутствие, по обычаю, обязательно) и Иаков Праведный. Никодим — под вопросом.

Мужчинами список тех, кто находился в Сионской Горнице вечером 6 апреля 30 года, не исчерпывается. В Иудее I века ужин готовили и прислуживали за столом, как правило, представительницы слабого пола. Они не возлежали, а сидели, по обычаю, за отдельным столом. Кто же они?

Вспомним, что Учителя постоянно сопровождала группа женщин, большинство которых позднее вошли в число так называемых жен-мироносиц, пришедших утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса с ароматами и благовониями для ритуального умащения тела.

Пятая часть_Жены мираносицы

Жёны-мироносицы у Гроба Господня

Вопрос: зачем было второй раз умащивать Умершего, если Никодим и Иосиф из Аримафеи уже потратили на это 40 килограммов благовоний, ставит в тупик всех, кому я его задавал. Ведь известно, что мироносицы присутствовали и на казни, и у Камня Помазания, и прекрасно знали о бальзамировании. Ответ дам позже.

Назовем этих замечательных представительниц прекрасного пола, ссылаясь на всех евангелистов.

Матфей (Мф. 28:1–10) — Мария Магдалина и «другая Мария».

Марк (Мк. 16:1–13) — Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова Алфеева, одного из двенадцати апостолов), Саломия (дочь Иосифа Обручника от первого брака — мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна).

Лука (Лк. 24:1–10) — Мария Магдалина, Иоанна (жена домоправителя царя Ирода Антипы — Хузы), Мария (мать Иакова) «и другие с ними».

Иоанн (Ин. 20:1–18) — Мария Магдалина.

Пятая часть_М

Картина Марии Магдалины

У Матфея под «другой Магдалиной», по мнению многих библиеведов, подразумевается Богородица. Во всяком случае, Приснодева стояла у Креста во время Распятия. Видимо, поэтому на православных иконах вместе с мироносицами неизменно изображается и Пресвятая Дева Мария. Конечно, Сын никогда бы не допустил, чтобы Мать, почти постоянно сопровождавшая Его в Иерусалиме, праздновала Песах отдельно. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе — сёстрах Лазаря Четверодневного, Марии Клеоповой и Сусанне. Все вышеуказанные женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

Пятая часть_М и М

Картина Мария и Марфа с Христом

В православии их прославление связано с прославлением Воскресения Христова. Ведь именно они, преодолев страх, первыми пришли к Гробу Господню, стали свидетелями явления ангела и первыми стали возвещать о Воскресении Христа.

Пятая часть_Семь

Семь жён-мироносиц (икона XIX века)

Итак, перечислим всех, кто праздновал последний Песах в жизни Мешиаха: Он Сам; Двенадцать апостолов; Иосиф Аримафейский; Иаков, брат Господень; Пресвятая Дева Мария; Мария Магдалина она же Мария Вифанийская, сестра Лазяря (это ныне признано многими христианскими конфессиями; если бы это были разные женщины, то мироносиц было бы восемь, а не семь); ее сестра Марфа; Мария Иаковлева, мать апостола Иакова Алфеева; Саломия, мать апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых; Иоанна — жена царского домоправителя Хузы; Сусанна. Кто еще скрывался под словами Луки «и другие с ними», можно только догадываться.

В следующем выпуске расскажу, как все они попали в Сионскую Горницу.

Ну, а напоследок, чтобы не ломать уже сложившуюся традицию, послушайте молитву, известную в православной церкви под названием «Песнь Пресвятой Богородице», в католической «Аве Мария». Первая создана в X веке. Это напев Оптиной Пустыни. Вторая (XI век) — поется на музыку Шопена.

Это современное прочтение. А вот как она звучала в 5 году до нашей эры — на арамейском. Перевод сделали ученые Иерусалимского университета. Почему я ее привожу? Потому что она наполовину состоит из слов, произнесенных сначала архангелом Гавриилом во время Благовещения, затем Елизаветой при ее встрече с Марией. Эти слова Она слышала в обоих случаях (Лк. 1:26-33; 41-45).

Текст молитвы «Песнь Пресвятой Богородице»

«Радуйся, Мария, благодати полная!

Господь с Тобою;благословенна Ты между женами,

и благословен плод чрева Твоего Иисус.

Святая Мария, Матерь Божия,

молись о нас, грешных,

ныне и в час смерти нашей.

Аминь».

Молитва на арамейском

Юрий Пульвер

Продолжение следует

Предыдущие выпуски:

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Можете задавать вопросы.

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения