27 января 2022, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 14). Тайная Вечеря. Ритуал.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 14). Тайная Вечеря. Ритуал.

Верхняя часть богатых иерусалимских домов включала большую «горницу» — по-арамейски «хиллита», устланную у зажиточных хозяев коврами и установленную ложами. Часто такие комнаты освещались, кроме узких, словно щели крепостных бойниц, окон в стене, верхним светом из четырехугольного, в потолке, или круглого, в куполе, отверстия. Было такое окно и в крыше Сионской Горницы. Сквозь него Иисус видел, подымая очи долу, сначала закатный свет, а потом черное звездное небо...

В комнате с белыми, выбеленными известкой стенами не имелось ничего лишнего — только самая необходимая мебель и убранство. Она была чисто выметена. Все остатки квасного хлеба были уничтожены. Горели светильники. Вечеря была уже готова, два ярко окрашенных деревянных стола без скатертей были покрыты. На них стояли глиняные тарелки с хлебными лепешками — мацой или опресноками, кувшины с вином, лежал агнец. Начался Седер Песах — последний в жизни Христа...

Название Песах связано с тем, что Бог «прошел» (на иврите — «пасех») мимо лачуг иудеев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить народ избранный из рабства. В иудейском молитвеннике — сиддуре Песах называется «временем нашей свободы», в Торе — «праздником опресноков», так как главная заповедь иудейской Пасхи — есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но вообще иметь в доме квасное (хамец). Последнее можно есть лишь с четвертого солнечного часа. Законы Пасхи изложены в талмудическом трактате «Псахим».

Картина_Исход иудеев из Египта

Исход иудеев из Египта

До наступления праздника правоверные делают уборку в жилище, особенно на кухне. Все квасное собирается и сжигается в последнее утро перед Песахом. Кульминация священного дня — Седер Песах — устраивается в первый вечер праздника (сейчас в странах диаспоры — расселения евреев по миру вне Израиля — в первые два вечера). Ужин сейчас начинают после возвращения из синагоги, семья и гости собираются за общим столом.

Фото_еврейская семья за праздничным столом

Еврейская семья за праздничным столом

6 апреля 30 года первохристиане поступили несколько по-иному.

Перед праздником нужно было обязательно посетить Храм. Христос в целях конспирации 14 нисана в святилище не ходил. Он сделал это заранее — и именно тогда изгнал торговцев (Ин. 2: 13-16).

Картина_Изгнание торговцев из Храма

«Изгнание торговцев из Храма»

Сейчас принято приглашать на пасхальную вечерю всех нуждающихся знакомых, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи.

В остальном, конечно, участники Тайной Вечери строго следовали обычаю. Хозяин дома выставил лучшую посуду, светильники, кошерное вино, не менее трех кусков мацы (видимо, больших, чтобы хватило на 23 участников трапезы), яства. И отдельно — специально украшенный кубок для пророка Элийяху, из которого пил Спаситель и который стал Граалем.

Картина_Грааль

Грааль

Перед ведущим сейчас кладут сразу три мацы, покрытых салфеткой или завернутых в полотенце, перед каждым участником — «Агаду» — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для Седера молитвы и наставления, созданную во II столетии до н.э.

Книга Агада на праздничном столе

«Агада» на праздничном столе

Книги в те времена писались вручную и были дороги и редки, так что скорее всего на столе в Сионской Горнице лежал один свиток Торы — наверное, перед Иисусом, так как церемонию вел Он. Впрочем, Спаситель знал наизусть весь Ветхий Завет.

свиток из Торы

Древний свиток Торы

Седер предусматривает пять мицвот — обязательных этапов: скушать мацу; выпить четыре чаши вина; съесть марор (между двумя кусочками опресноков); читать Агаду; петь хвалебные псалмы. После этого можно полакомиться обычной пищей.

Мы не знаем, насколько современный ритуал соответствует тому, который соблюдали иудеи I века. Впрочем, кое-какие древние детали в нем, несомненно, сохранились.

Каждый участник празднования в XXI веке должен иметь экземпляр «Пасхальной Агады», бокал для вина, тарелку и столовые приборы. Две тысячи лет назад сидевшие за столами в Сионской Горнице видели перед собой индивидуальные чаши, несколько общих блюд и мисок и экземпляр Торы. Зато и тогда, и сейчас перед пасхальным ужином, как и вечером в любой другой еврейский праздник, принято зажигать свечи. В хиллите жилища Иосифа Аримафейского горели фитили масляных ламп, освещая поверхность стола, посуду и лица присутствовавших.

_Светильники_1

Масляные лампы

Седер — это в первую очередь особо установленный порядок действий, чтения молитв, еды и питья за праздничным столом. Существует много различных заповедей, талмудических указаний, раввинских постановлений и освященных веками традицией, которые необходимо выполнять в этот сакральный вечер. Каждый обычай для иудеев I века и верующих евреев XXI столетия содержит в себе глубокий смысл, потому что священен. Выполнять их нужно, не пренебрегая никакими, даже мельчайшими деталями, причем надлежит делать все с радостью и весельем, с ощущением особой близости к Богу. В этот вечер, как указывалось выше, на каждого возлагаются четыре обязанности. Их должны выполнять как мужчины, так и женщины: следовательно, читать «Агаду» обязаны все, а кто не может, должен слушать и не отвлекаться. Так было и на Последнем Ужине Христа. Правда, имелась и пятая обязанность: вкусить жертвенного агнца. Сейчас на символизирующий его зроа просто смотрят.

На кресло главы еврейской семьи а атомном веке кладут подушки — он должен возлежать, опираясь на левую руку, демонстрируя этим свободу, полученную народом избранным по выходе из Египта. Так именно делали Иисус и апостолы.

Сант Аполлинаре Нуово в Равенне_11

Мозаика из церкви в итальянском городе Равенне

В наше время отмечаются 15 этапов седера, которые обычно провозглашаются его ведущим. В 30 году так поступил и Христос, хотя точное тогдашнее количество этапов мы не знаем.

«Кадеш» (освяти) — приказание произнести молитву Кидуш, освящающую Седер Песах и состоящую из трех благословений: на вино, на праздник и шеэхейону (традиционное благословение на новые события, новые плоды и т. п.). После этого выпивают первый из четырех бокалов вина. Каждый участник пьет полулежа, опираясь на левую руку. Так поступили и участники Тайной Вечери.

«Урхац» (умой) — все присутствующие моют руки, но не произносят при этом обычного для такой процедуры благословения и снова садятся за стол. Глава семьи (ведущий седер) не встает: все необходимое для мытья рук ему подносят. Поступали апостолы так или нет, мы не знаем. Они уже совершили омовение внизу в микве. Однако наличие на втором этаже жилища Иосифа Аримафейского комнаты для гигиенических процедур, где наверняка хранилась вода, позволило бы это сделать.

«Карпас» — кусочек лука или картошки — едят, предварительно обмакнув в соленую воду и произнеся соответствующее благословение для овощей. Картофель вошел в меню Палестины примерно 16 веков спустя, в Сионской Горнице его не было, но сам обычай пришел из глубокой древности.

____1

Карпас

«Яхац» (раздели) — из полотенца извлекается средняя маца, делится на две части, после чего меньшую часть возвращают на место, а большую опять заворачивают в полотенце (или салфетку) и припрятывают для афикоман, который съедают в конце трапезы (о нем ниже).

«Магид» (рассказывай) — начинается сказание об Исходе из Египта. Ведущий приоткрывает мацу и провозглашает: «Это скудный хлеб, который ели наши предки, выходя из Египта...». И тут же вновь наполняют бокалы. Затем слово предоставляется младшему из присутствующих, который задает традиционные четыре вопроса. Дальнейший рассказ — ответ на них. В конце «Магида» все выпивают второй бокал вина, опять же полулежа, опираясь на левую руку. Эта традиция очень древняя и, видимо, первохристиане ее исполнили.

Картина_рабство иудеев в Египте

Рабство иудеев в Египте

«Рахца» (омовение) — снова все моют руки, но теперь произносят обычное в таких случаях благословение. Если воду все же приносили из верхней умывальни, то, может, члены хабурот и женщины этот ритуал совершили.

«Моци-маца» — взяв в руки три мацы, включая сломанную между двумя целыми, произносят благословение на хлеб. Затем, положив нижнюю мацу обратно на блюдо и держа верхнюю и сломанную, произносят специальное благословение на хлеб. Затем, отломив от верхнего и среднего опресноков куски по меньшей мере величиною с казаит (половина круглой мацы или одна квадратная маца), нужно полулежа, опираясь на левый бок, съесть оба куска вместе. Похоже на то, что ритуал пришел из библейских времен, и члены хабурот его исполняли, — об этом свидетельствует возлежание.

Древняя маца___

Древняя маца

«Марор» (горькое) — все участники берут комок растертого хрена с салатом (размером по меньшей мере с треть яйца), обмакивают в харосет, затем его стряхивают и произносят специальное благословение. Едят, ни на что не опираясь. Есть эту уникальную смесь горького со сладким предписано Торой еще за тысячелетия до Христа, так что ее потребляли в Сионской Горнице.

_марор_1

Марор

«Корех» (сверни) — все участники седера делают своеобразный сэндвич из двух кусков мацы (для этого берется нижняя маца), прокладывая между ними хазерет (хрен, свекла и салат). Хазерет перед этим обмакивают в харосет и произносят памятные слова о мудреце Хиллеле — «Кен осо Хиллел...». Едят, опираясь на левую руку. Хиллель или Гиллель — замечательный законоучитель, старший современник Иешуа Га Ноцри, проповеди которого во многом схожи с учением Христа. Но почитание его пришло несколько позже, так что чествование великого равви участниками Тайной Вечери под вопросом. Хотя корех они делали, как Хиллель.

Гиллель

Хиллель

_7

Корех

«Шулхан орех» (накрой на стол) — это собственно трапеза. За едой можно пить вино, но это не засчитывается в число четырех бокалов. Несомненно, на Последнем Седере участники потребляли и неритуальные яства.

Фото_еврейский стол

Еврейский стол

«Цафун» — после того как трапеза закончена, должен быть съеден афикоман — припрятанный кусок мацы. Это слово образовано от греческого «эпикоман» — «то, что идет после» или «десерт». Считается заменой пасхальной жертвы. Каждый съедает кусок размером по меньшей мере с казаит, полулежа, опершись на левую руку. Афикоман необходимо употребить до полуночи. После этого ничего нельзя ни есть, ни пить (за исключением двух оставшихся бокалов вина).

Сейчас евреи устраивают своеобразную игру с представителями младшего поколения: прячут от них афикоман, чтобы те его нашли и съели, или даже позволяют его украсть. Делается это для того, чтобы дети не заплакали или не заскучали на седере.

Ни мальчиков, ни девочек в Сионской Горнице не было, значит игр там не устраивали. Однако использование древнегреческого термина в священном иудейском обряде и возлежание позволяют утверждать, что, раз ритуал существовал во время эллинской оккупации Иудеи, уже во II веке до н.э., то Христос и Его сотрапезники его исполняли.

Фото_афикоман

Афикоман

«Берах» (благословение) — наполняют третий из четырех бокалов вина и произносят застольную молитву, после чего вино выпивают.

«Халлел» (хвала) — после наполнения четвертого бокала вина произносят при открытой двери короткую молитву «Шефох», а затем специальную хвалебную молитву «Халлел». В конце седера пьют четвертый бокал вина, не забыв произнести благословения до и после питья. Сакральный напиток члены хабурот и женщины точно пили.

Завершают седер приветственной фразой: «В следующем году в Иерусалиме». Но первохристиане уже находились в Святом Граде и таких слов, естественно, не произносили.

«Нирца» (удовлетворение) — после окончания правильно проведенного седера можно быть уверенным, что он одобрен Всевышним. Думается, участники праздника остались довольны — все, кроме Христа, который ожидал ареста, унижения и жуткой смерти, и Искариота, ушедшего с Вечери до ее окончания и в этот момент собиравшего отряд для захвата Учителя. Ведь не забудем: Петр назвал Иуду «вождем тех, которые взяли Иисуса» (Деян. 1:16).

Подробности Последнего Ужина, описанные в каноне, и по мнению современных экспертов, совпадают с некоторыми частями традиционного седера. Он начался благословением и обнесением всех присутствующих чашей вина (Лк.22:17). Другую чашу, обнесенную после вечери, отождествляют с чашей благословения — третьей в иудейской церемонии (1 Кор.10:16). Песнь, которую воспело святое общество перед уходом в Гефсиманский сад, считают второю частью великого аллилуия. То есть большинство библиеведов сошлись во мнении, что Христос не изобрел новый праздник, а только развил обряд, который уже существовал и должен был продолжаться...

Как же закончился вечер? «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания;

Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока не совершится в Царствии Божием» (Лк.22:14-16). Перевод не передает всей силы греческого подлинника: «страстно желал», а в арамейском оригинале вообще использовалось труднопереводимое выражение — «желая, желал», «вожделея, вожделел». Все присутствовавшие были поражены мощью этой страсти...

Картина_Тайная Вечеря

«Тайная Вечеря»

Апокрифические «Деяния Иоанна» сохранили еще кое-какие подробности Последнего Ужина. До того, как возлечь, Спаситель сказал Дюжине:

«Прежде чем буду Я предан, песнь Отцу воспоем...» И в круг велел нам стать. Когда же взялись мы за руки, Он, встав в середине круга, сказал: «Отвечайте: Аминь».

И воспел говоря: «Отче! Слава Тебе». Мы же ходили по кругу, отвечая: «Слава Тебе, Слово! — Аминь. Слава Тебе, Дух! — Аминь. Быть спасенным хочу и спасти! — Аминь. Быть ядущим хочу и ядомым! — Аминь. Буду играть на свирели, — пляшите! — Аминь. Плакать буду, — рыдайте! — Аминь.

...Пляшет в небе все, что есть! — Аминь. Кто не пляшет, не знает свершенья! — Аминь». И потом Он признался Двенадцати: «Пляшущий со Мною, смотри на себя — во Мне, и видя, что Я творю, молчи. В пляске познай, что страданием твоим человеческим хочу Я страдать. Кто Я узнаешь, когда отойду. Я не тот, кем кажусь».

Картина_Апостол Иоанн

Апостол Иоанн

Возможно, это выдумка. А, возможно, и нет. Ведь что-то же участники Тайной Вечери, не исключено, пели помимо псалмов.

В следующих выпусках речь пойдет о Евхаристии, одном из главнейших обрядов христианства, исполненном впервые именно в этот день.

Картина_Евхаристия

«Евхаристия»

А теперь по традиции послушаем часть 118-го псалма (он очень большой), который в Седер Песах пели Иисус и Его сотрапезники и который евреи исполняют на иврите и сейчас.

«1 Благодарите Господа за блага Его, за то, что на века

2 покровительство Его! Пусть скажет Израиль: „На

3 века покровительство Его!“ Пусть скажет дом Агарона: „На века покровительство Его!“ Пусть скажут боящиеся Господа: „На века покровительство

5 Его!“ Из теснин воззвал я к Господу, и ответил мне

6 Господь, даровав простор. Господь—за меня! Не страшно мне! Что может сделать мне человек?

7 Господь помогает мне! Я увижу [падение] врагов!

8 Лучше надеяться на Господа, чем полагаться на людей;лучше надеяться на Господа, чем полагаться на вельмож. Окружили меня все народы! Полагаясь на

11 Имя Господа, я сокрушу их! Окружили, обступили

12 меня! Полагаясь на Имя Господа, я сокрушу их! Облепили меня, словно пчелы, охватили, словно пламя терновник! Полагаясь на Имя Господа, я сокрушу

13 их! С силой толкнули меня, чтобы я упал, но Господь

14 помог мне. Бог—сила моя, и Ему песнь моя! Он

15 будет мне спасением! Шум пения и ликования в шатрах праведников — десница Господа дает победу!...»

Юрий Пульвер

Продолжение следует

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6

Выпуск 7

Выпуск 8

Выпуск 9

Выпуск 10

Выпуск 11

Выпуск 12

Выпуск 13

Задавайте вопросы

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения