02 февраля 2023, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 6.

Итак, завершаем рассказ о том, что происходило в Вифлееме в дни рождения Спасителя. В предыдущих частях этого выпуска я рассказал о том, как могла выглядеть пещера Рождества в 5 году до н.э. А что паломники видят сейчас на месте, где расположена величайшая христианская святыня, вторая по значимости после Гроба Господня?

О рождении там Спасителя впервые упомянуто в письменных источниках второй половины II века. Пещера, расположенная под амвоном нынешней базилики Рождества Христова в Вифлееме, почитается как место рождения Иисуса как минимум с первой половины IV века, когда над ней был построен храм по указу императрицы Елены, матери повелителя Римской империи Константина Великого.

2_Императрица Елена 

Императрица Елена

3_Император Константин

Император Константин 

Сейчас в этом подземелье находятся алтарь Рождества, которым владеют православные и армяне, и алтарь Яслей, принадлежащий католикам.

4_1_Алтарь Рождества_Верный вар

Алтарь Рождества

5_Алтарь яслей ваерный вар

Алтарь Яслей 

Серебряная звезда под престолом отмечает то самое место, где, по преданию, родился Христос. Остановимся на ее истории чуть подробнее.

4_Звезда

Звезда 

Звезда вделана в мраморную плиту на полу, имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду. Внутри по кругу надпись на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над ней в полукруглой нише висят 15 лампад, из которых шесть принадлежат православным, пять армянам и четыре католикам. За лампадами полукругом на стене ниши размещены небольшие православные иконы. Ещё две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу сразу за звездой у стены.

rcjr6Ezoi

Вифлеемская звезда 

Непосредственно над звездой высится мраморный престол. Он принадлежит православным и армянам, однако сирийские яковиты и копты также имеют право совершать на нём богослужения. Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики. Когда нет службы, он закрыт специальной съёмной решёткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

6_1_Престол в базилике Рождества верный вар

Престол в базилике Рождества

7_Мозаика_Напольная мозаика византийской эпохи в центральном нефе со словом греч. ΪΧΘΥΣ в центре.

Напольная мозаика византийской эпохи в центральном нефе со словом греч. ΪΧΘΥΣ в центре. 

Первоначально серебряная звезда с надписью на латинском языке была установлена католиками в 1717 году. В 1847 году она была похищена. Кем – есть несколько версий. Сначала обвиняли мусульман, потом - греков из-за надписи на латыни. Однако по мнению русского востоковеда Константина Базили, звезда была украдена католиками с целью завладеть алтарями греков и армян в пещере Рождества и постепенно узурпировать права на святыню. Кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков. Для последних это событие послужило поводом поднять вопрос об их привилегиях и правах в отношении Святых мест. Вскоре конфликт приобрёл международный масштаб, так как католиков поддержала Франция, а греческое православие — Россия. Французское правительство, несмотря на сопротивление со стороны России, оказало воздействие на султана Оттоманской империи Абдул-Меджида I, и он разрешил католикам заменить святыню. Звезда с первоначальной латинской надписью и датой 1717 была установлена в 1852 году по приказанию султана и на его средства. После этого Россия вторглась в Дунайские княжества. В ответ Турция объявила войну России, что явилось началом Крымской войны.

8_Султан Абдул Меджид 1

Султан Абдул-Меджид I 

Продолжим экскурсию по пещере, где родился Спаситель. В южной ее половине слева от входа расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Придел напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м или чуть больше, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части вертепа. Здесь справа от входа расположено место Яслей, где, по преданию, был положен Христос после рождения.

9_Придел Яслей

Паломники в Приделе Яслей 

Собственно Ясли — это кормушка для домашних животных, бывшая в гроте, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. Ясли в виде деревянных планок были вывезены как великая святыня в Рим в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Святая колыбель.

10_Святая колыбель в Риме

Святая колыбель в Риме

11_1_Святое Семейство в гроте с яслями-2

Святое Семейство в гроте с яслями 

Это было сделано в середине VII века при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, чтобы не допустить поругания святыни. В настоящее время на месте, где, по преданию, находились ясли, имеется обложенное мрамором углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горят пять неугасимых лампад. За ними у стены поставлен небольшой образ поклонения вифлеемских пастухов Младенцу.

12_Древние ясли 

Древние ясли. Реконструкция.

13_Поклонение пастухов_Матиас Стомер

Поклонение пастухов. Матиас Стомер. 

Слева от входа в придел Яслей устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение магов Христу.

14_Поклонение волхвов_Иероним Босх. «Поклонение волхвов». Центральная часть триптиха. Фрагмент. Окол

Поклонение волхвов 

Размеры пещеры 12,3×3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у её восточной оконечности. В нее ведут две лестницы времён Юстиниана Великого (VI век), северная и южная, каждая состоит из 15 ступеней. Они расположены в восточной части пещеры симметрично по обеим сторонам от неё. Северная лестница используется католиками и армянами, южная — православными, однако в частном порядке любой человек может по ним ходить.

15_Юстиниан_Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне

Юстиниан. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне.

16__Южная лестница в Пещеру Рождества. Порфированные ступени -VI века, портал -XII века

Южная лестница в Пещеру Рождества. Порфировые ступени VI века, портал XII века. 

Обычно паломники спускаются по южной лестнице, а поднимаются по северной. Современный вид пещеры Рождества сложился в основном в XII веке, когда бронзовые двери V—VI веков были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню. Пол и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века. По стенам развешаны иконы, шесть православных и шесть армянских. Потолок сильно закопчён, на нём подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор. Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и отчасти лампадами и свечами.

17_Северная лестница в пещере Рождества

Северная лестница в пещере Рождества 

В западной стене есть дверь, которая ведёт в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, в котором жил святой Иероним Стридонский. Как правило, эта дверь заперта.

18_Иероним Стридонский_Картина Жака Бланшара, 1632

Иероним Стридонский. Картина Жака Бланшара, 1632 г.

Есть ли доказательства, что это -  именно то место, где появился на свет Мессия?

Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том, что Иисус Христос родился в Вифлееме, сообщают евангелисты Лука (Лк. 2:4-7) и Матфей (Мф. 2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на неё, сообщая, что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7).

19_евангелист Лука

Евангелист Лука

20_Апостол Матфей

Апостол Матфей 

Древнейшее, вероятно, дошедшее до нас прямое письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу. В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем», написанном в 150—155 годах, он утверждает, что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема. 

21_Иустин Философ

Иустин Философ 

Пещера как место Рождества около Вифлеема многократно упоминается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова» (главы 18-21), как считается, написанном в 150 - 200 годах.

22_Иаков брат Господень 

Иаков, брат Господень

23_Протоевангелие Иакова

«Протоевангелие Иакова» 

Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 году. Позднее, в сочинении «Против Цельса», написанном около 247 года, он упоминает Вифлеемскую пещеру, которую местные жители считали местом Рождества Христова.

24_Отец церкви Ориген

Отец церкви Ориген 

Наиболее часто нынешнюю пещеру Рождества отождествляют с местом рождения Иисуса Христа на основе фразы из письма блаженного Иеронима Стридонского к Павлу, написанного им около 395 года, в котором он указывал, что на месте рождения Иисуса Христа в пещере в Вифлееме император Адриан устроил святилище Адониса. Иероним долгое время жил в пещерах Вифлеема, где работал над латинским переводом Библии. (Ныне известен под названием Вульгата).

25_Ожившие портреты Адриана

«Живой портрет» Адриана

26_1_Адонис_Аннибале Карраччи Венера и адонис

Аннибале Карраччи. «Венера и Адонис».

27_Библия на латыны Вульгата

Библия на латыни - Вульгата 

Что это была за пещера и кому принадлежала, у неверующих вызывает много споров. Многие из них считают, что она была естественного происхождения, а позднее её приспособили для хозяйственных нужд, в том числе для содержания домашних животных. В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома, стоящие на склоне, имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы. Этот этаж использовался как хлев, а семья жила на втором этаже. Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца, чтобы можно было привязать животных на ночь. Эти пещеры, совершенно такие же как Грот Рождества, использовались для содержания животных вплоть до середины XX века. Верующие, напротив, уверены, что в одной из таких пещер и родился Христос, а место это ранее принадлежало Иессею, отцу царя Давида.

28_Иессей_Деталь Иессея из витража церкви Всех Святых, Хоув, Сассекс, Англия 

Иессей. Деталь витража церкви Всех Святых, Хоув, Сассекс, Англия.

29_Давид

Давид 

Итак, я постарался, по возможности, описать событие, случившееся в полухижине-полупещере на краю Вифлеема 25 декабря 5 года до н.э., – появление на свет Искупителя грехов человечества. О том, что последовало далее – в следующем выпуске.

Пока же послушаем псалом 136 на иврите.

Псалом 136 (в сокращении):

«Благодарите Господа за блага Его, за то, что на века покровительство Его! Благодарите Бога над всеми божествами - на века покровительство Его! Благодарите Владыку владык - на века покровительство Его! Того, Кто один свершает великие чудеса, - на века покровительство Его! Того, Кто мудростью великой создал небеса, на века покровительство Его! Того, Кто простер землю над водами, - на века покровительство Его! Того, Кто создал великие светила, - на века покровительство Его! Солнце – властвовать днем- на века покровительство Его! И луну со звездами - властвовать ночью - на века покровительство Его! Того, Кто поразил первенцев Египта, - на века покровительство Его! И вывел народ Израиля оттуда - на века покровительство Его! Рукою сильной, мышцею простертой - на века покровительство Его! Того, Кто рассек Чермное море на куски, - на века покровительство Его! И провел Израиль посреди него - на века покровительство Его! И потопил фараона и войско его в Чермном море - на века покровительство Его! Того, Кто вел народ Свой по пустыне, - на века покровительство Его!»

18+

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения